?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Недавно, в рамках «Российской недели здравоохранения» ряд специалистов принял участие в сессии «Санаторно-курортное лечение в России: реалии и перспективы». О чем же говорили на сессии?! Разумеется - о деньгах, о желаемом процветании и о том, что мешает этому делу... По итогам мероприятия инернет-портал www.medvestnik.ru подготовил достаточно симпатичный обзорный материал, с которым я и хочу вас познакомить!

Российские курорты мечтают о процветании. Однако, по данным экспертов, из почти двух тысяч учреждений, которые значатся сейчас в списке санаторно-оздоровительных, лишь 10% имеют отремонтированный номерной фонд, хорошее оборудование и профессиональное управление. У всех прочих на это просто не хватает средств. Отсюда непопулярность российских здравниц у людей, которые за последствие два десятилетия привыкли к качественному отдыху за границей. Если в советские времена в отечественных санаториях ежегодно отдыхали почти 60 миллионов граждан, сейчас поток сократился до 6 миллионов.



Спящее информбюро

Одна из причин такой ситуации – недостаточное информирование о возможностях курортного лечения. «Нужна инвентаризация курортного фонда, нужна информация о санаторно-курортном лечении для руководителей туристических компаний, ориентированная на людей в возрасте от 35 лет. Они порой вообще не знают о тех возможностях, которые имеются», - говорит независимый эксперт в области оздоровительного туризма Надежда Маньшина.

Налицо непрозрачность информации о структуре отрасли. Так, например, никто точно не знает, сколько в России курортов федерального значения. Определенно нужно большее информирование врачей – вебинары, совместные информационные проекты с профессиональными ассоциациями. Ведь именно они должны выступать первоисточником при информировании граждан. Сейчас же чаще всего процесс работает в обратном направлении: сначала человек ищет, где бы ему подлечиться, и только купив путевку, перед самой поездкой обращается за советом к врачу.

«Все ищут информацию в сети, очень высокая степень доверия к различным интернет-форумам, популярным медицинским обзорам. И только в самом конце поиска, когда человек стал экспертом по своей болезни, только тогда он начинает поиск врача. Однако все знают, что выбор курорта должен осуществляться по рекомендации специалиста. В итоге люди приезжают без санаторно-курортной карты, их обследуют уже на месте и выясняется, что им этот курорт не очень показан. А потом они говорят, что санаторно-курортное лечение им не помогает», - сетует Надежда Маньшина.

СПРАВКА! В России 1875 санаторно-курортных организаций. Из них государственные и муниципальные - 33%, частные и негосударственные, иные медицинские организации – 67%

Сами санатории тоже плохо рекламируют свои услуги. Поэтому, несмотря на то, что потребность в санаторно-курортном лечении из года в год растет, сама отрасль по объему продаж путевок стагнирует. Небольшой рост есть только в денежном выражении. «Причина падения интереса: люди перестали верить, что в санаториях действительно лечат. Санатории невнятно говорят о самом главном направлении своей деятельности – медицине. К тому же они стараются заявлять как можно более широкий профиль, исчезла специализация. При этом рыночная ситуация для санаториев максимально благоприятна: происходит старение населения, больше половины российских граждан старше 40 лет, растет заболеваемость», - говорит директор единственного в России маркетингового агентства «Виват здоровье», специализирующегося на изучении санаторно-курортного комплекса, Марина Шевчук.

Нездоровые финансы

Некоторый приток дополнительных денег могло бы дать расширение программ ДМС. Сейчас добровольное медстрахование на санатории практически не распространяется. Нужны современные профессиональные стратегии продвижения, в том числе в социальных сетях,

программа по стимулированию «сарафанного» радио и повторных визитов, интересные информативные сайты с широким кругом информации медицинского профиля. «Большинству санаториев, практически 99%, надо переделывать сайты. Либо они слишком навороченные технически, либо совсем убогие, настолько, что становится досадно. Просто замена сайта иногда приводит к росту числа продажа путевок на 20-25%», - отмечает Марина Шевчук.

Почти 46% площадей государственных санаториев сейчас не используется

Отсутствие всего вышеперечисленного и ведет к низкой эффективности деятельности учреждений санаторно-курортного комплекса. Как было заявлено на заседании президиума Госсовета 26 августа 2016 года, посвященном повышению инвестиционной привлекательности российских курортов, почти 46% площадей государственных санаториев сейчас не используется. По данным, которые приводит руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма московского офиса компании Cushman&Wakefield по России и СНГ Марина Смирнова, рентабельность отрасли отрицательная. В 2015 году убытки составили 22 млрд рублей. «Мы работаем с оценкой некоторых санаториев и видим их операционную деятельность. Конечно, не все они убыточны, есть и достаточно неплохие объекты, но средняя маржа, рентабельность и операционная прибыль до уплаты налогов хорошо если доходит до 26-30%. Были собственники, которые говорили, что у них рентабельность 40%, но сама я эту отчетность не видела», - сообщила она.

Желанный гость

Низкая маржинальность - причина того, что учреждения просто не могут обновлять парк оборудования, номерной фонд, много тратить на сервисную составляющую. Как следствие, невозможность полноценной конкуренции с иностранными здравницами той же Турции и Болгарии. Дополнительный приток инвестиций могли бы обеспечить частные инвесторы. Но они пока не слишком оптимистично оценивают свои перспективы присутствия на данном рынке.

«Даже на рынке коммерческой и жилой недвижимости не хватает доступных средств для развития. А когда бизнес связан с операционной деятельностью, при высокой стоимости инвестиций сроки окупаемости проекта выходят за 8 лет. И тут есть только два выхода: либо организации должны сделать свои услуги дорогими, но тогда будет немного желающих ими воспользоваться, либо должны отказаться от развития в данной области», - отмечает сопредседатель Экспертного совета по инновациям Российской гильдии управляющих и девелоперов, коммерческий директор ООО «Фонд Юг» Ольга Гусева.

Отрасль закрыта для инвесторов, информация о деятельности санаториев в официальных источниках крайне скудная и неоднородная
По ее словам, необходимо создание платформы для доступных инвестиций. Сейчас такие программы есть у ВЭБа для малого и среднего бизнеса, но здравницы туда не попадают, так как объем финансирования высокий. Нужны налоговые льготы для инвесторов, которые приходят в этот сегмент. Их могло бы обеспечить государство. Нужны рейтинги российских здравниц, которые являются показателем надежности положения санаторно-курортной организации на рынке и служат для инвесторов дополнительным гарантом надежности их вложений. Сейчас открытые информационные базы с достоверной информацией статистического характера, позволяющие инвесторам знакомиться с состоянием отрасли и ее инвестиционной привлекательностью, отсутствуют.

«Отрасль требует изменения парадигмы инвестирования. Собственных источников для инвестиций или не хватает или они отсутствуют, бюджетных средств недостаточно, а о привлечении кредитов из-за высоких ставок и низкой рентабельности самой деятельности думать не приходится. Нужен приток частных инвестиций, но мы понимаем, что отрасль достаточно закрыта для инвесторов, чему способствует скудная и крайне неоднородная информация о деятельности санаториев в официальных источниках», - говорит председатель Ассоциации оздоровительного туризма России Елена Трубникова. 

ГЧП в помощь

Не пользуются пока популярностью у девелоперских компаний и проекты на основе ГЧП. Затраты на их реализацию, по оценкам инвесторов высоки, а условия, которые предлагает государство, не самые привлекательные. Дополнительная проблема связана со сложностью проектирования и в особенности реконструкции объектов здравоохранения. В ряде регионов есть сложности с наличием коммуникаций: водоотведением, электричеством, газом.

В 2015 году регионам было дано поручение провести инвентаризацию всей санаторно-курортной службы. На заседании правительства в сентябре 2016 года, посвященном  развитию санаторно-курортной отрасли, было заявлено о возможных госинвестициях в размере 37 млрд рублей. Эксперты, однако, оценивают, заявленные суммы критически. «С 2003 по 2013 год превышение расходов над доходами всей санаторно-курортной отрасли составляло примерно 20%. То есть отрасль была недофинансирована и терпела убытки, что и привело к износу инфраструктуры в отдельных регионах до 80-90%. На этом фоне инвестиции в размере 37 млрд это всего 27% годовой выручки санаториев за 2016 год, и вряд ли они кардинально что-то изменят. Только если в отрасль придет частный капитал, мы сможем увидеть масштабные изменения», - уверена Елена Трубникова.

По экспертным оценкам, инвестиционный эффект в виде транспорта, строительства, новых рабочих мест, рост экономики от развития санаторно-курортного комплекса может доходить до 5-7 рублей на каждый вложенный рубль. Но для того, чтобы вызвать к себе интерес, сами санатории тоже должны стать другими. Как говорит заместитель гендиректора по лечебной работе санатория «Ревиталь Парк» Сергей Берштейн, в противовес классическим санаториям сегодня на рынке востребованы новые бизнес-модели: «санаторий плюс SPA», «санаторий плюс Wellness-club». Это могло бы вызвать к ним интерес у более молодых возрастных групп, самом платежеспособном, самом активном с точки зрения поездок сегменте населения. Но именно там интерес к представляемому сегодня российским санаторно-курортным комплексом сегменту услуг крайне низок.
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 26
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Если кто не…

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
alex_hustle
Dec. 13th, 2016 02:27 pm (UTC)
нужна правильная организация лечения, потому что в подмосковных санаториях утром - битва с толпой бабушек за "успеть на процедуру", а после обеда тупо нечего делать и все врачи, кроме дежурного, разъезжаются по домам.

Хотя нет, косметологи за отдельную плату работают до вечера.
zm_sochi
Dec. 13th, 2016 07:08 pm (UTC)

Сейчас во всех нормальных санаториях стоит автоматизированная система управления потоками гостей в мед. центре - никаких очередей и битв...

alex_hustle
Dec. 13th, 2016 07:21 pm (UTC)
я не имею в виду физические битвы. Проблема в том что врачи работают и соответственно процедуры проводятся до обеда и распределяются в порядке прибытия людей - всем не хватает.
Так что если вы заехали в 12, а большая часть людей в 9, утренним поездом или автобусом, то популярных процедур типа массажа или ванн вам может не достаться. И будете весь заезд ходить на аромотерапию или за отдельную плату договариваться с массажистом, что бы он задержался после обеда и помассировал вас.
zm_sochi
Dec. 14th, 2016 06:30 pm (UTC)
опять же, нормальный санаторий предоставляет услуги мед. центра в течение всего дня - вплоть до 18.00 или даже еще позже...

alex_hustle
Dec. 14th, 2016 06:31 pm (UTC)
это хорошо, значит мне пока с санаториями не везло.
liorelin
Dec. 13th, 2016 03:23 pm (UTC)
Денег бы населению побольше, чтоб хватало на профилактику. Ну и с транспортной доступностью курортов тоже надо что-то делать.
zm_sochi
Dec. 13th, 2016 07:08 pm (UTC)

Да есть и сейчас вполне доступные по цене путевки с лечением. А вот культуры правильной заботы о своем здоровье точно нет.

liorelin
Dec. 13th, 2016 10:26 pm (UTC)
Нужен горизонт планирования хотя бы лет на 5-10 вперёд, а мы с 90-х привыкли жить одним днём и не знаем, что будет завтра. В такой ситуации полный желудок важнее, чем здоровье - в этом вся проблема. Для этого нужна уверенность в будущем, но я не представляю, как её добиться в нынешних условиях.

Про "Айс-отель" в Розе Хутор - http://liorelin.livejournal.com/2666704.html - с фотографиями и во всех подробностях.
zm_sochi
Dec. 14th, 2016 06:31 pm (UTC)

Проблем с длительным горизонтом планирования нет никаких. дело не во внешней ситуации, дело исключительно в самом человеке и его навыках...

( 9 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars