?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

По данным Vademecum, участники ТОП-100 санаторнокурортных организаций России, оперируя в 2016 году совокупным коечным фондом почти 80 тысяч мест, суммарно выручили 65,5 млрд рублей. Частные компании, развивающие санкур как отдельный бизнес, оказались наиболее активными игроками индустрии – их доля составила 34% общего дохода сотни самых заметных операторов отрасли. Тогда как доли государства, профсоюзов и корпораций, которым санатории нужны в первую очередь для лечения своих сотрудников, не превысили 30%.


(на фото - санаторий "Знание". Картинка просто для привлечения внимания)

Отправной точкой для формирования ТОП-100 наиболее успешных санаторно-курортных организаций стал анализ реестра профильных лицензий Росздравнадзора, откуда были скачаны сведения обо всех юридических лицах, в разрешительных документах которых присутствовала словоформа «санаторно-курорт*». Из перечня в 2,5 тысячи компаний были исключены предприятия, самостоятельно не развивающие санаторно-курортные объекты.

На втором этапе сортировки из реестра были исключены компании, для которых санаторно-курортные услуги не являются основным видом деятельности. Кроме того, из анализируемого перечня были исключены узкоспециализированные здравницы, в том числе туберкулезные и пульмонологические. На том же основании мы исключили из аналитического поля и психоневрологические учреждения с лицензией на санкур. Не учитывались в итоговых расчетах и круглогодичные школы-профилактории.

Итоги деятельности отобранных таким образом организаций были сверены с данными баз «СПАРК-Интерфакс» и Федерального казначейства.

В открытых источниках удалось обнаружить сведения лишь о 778 юридических лицах. Они и были ранжированы по выручке за 2016 год.

В силу жесткого отбора за пределами рейтинга, к сожалению, остались многие известные профильные учреждения. Например, из 20 здравниц, принадлежащих Управлению делами Президента РФ, результаты своей работы раскрыли лишь пять организаций, по остальным не нашлись даже планы финансово-хозяйственной деятельности на 2016 год. На запросы VM представители многих учреждений не ответили или отказались раскрывать отчетность.

По каждой санаторно-курортной организации были также собраны сведения о количестве койко-мест по состоянию на декабрь 2016 года. Такие сведения запрашивались у сотрудников этих учреждений разных уровней и владельцев.

По итогам исследования собственники санаториев были условно разделены на четыре группы:

  • Первая категория – государственные санатории: бенефициарами около 30 отрейтингованных компаний являются, как выяснил VM, федеральные и региональные ведомства, органы исполнительной власти. Совокупная выручка попавших в эту группу рейтинга организаций в 2016 году составила 20,2 млрд рублей.

  • Еще одну группу владельцев профильных активов можно условно назвать «корпорациями» – сюда мы включили государственные и частные компании, развивающие санатории прежде всего для своих сотрудников. Таким организациям, как РЖД, «Газпром», «Ростех», принадлежат 18 предприятий с совокупной выручкой 13,3 млрд рублей.

  • В третью категорию собственников были включены различные профсоюзные организации, которые так или иначе входят в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР), – эту группу составили 11 участников настоящего рейтинга с общей выручкой 5,8 млрд рублей. Наконец, частным предпринимателям принадлежат 36 операторов из ТОП100, а их совокупная выручка в 2016 году составила 22,5 млрд рублей.

  • Суммарный доход прочих участников рейтинга – 3,7 млрд рублей – был генерирован компаниями, не попадающими в перечисленные категории, или структурами, собственников которых найти не удалось.



Амбиции частного бизнеса в этой сфере подтверждает и анализ деятельности всех обнаруженных VM 778 санаторнокурортных организаций. Частники здесь заняли второе после государства место по совокупному объему выручки. И если 354 госпредприятия выручили в 2016 году 41,6 млрд рублей, то 147 частных компаний продемонстрировали суммарный оборот в 37,9 млрд рублей.

Среди владельцев частных предприятий уже сформировались крупные профильные инвесторы. Например, собственную сеть санаториев развивает гостиничный оператор «Амакс» Группа «Гост Отель Менеджмент», самостоятельно или вместе с партнерами, владеет тремя попавшими в ТОП-100 санаториями. Отдельным направлением для своих инвестиций называют туризм и связанные с ним рекреационные услуги «Интеррос» Владимира Потанина и «Синара» Дмитрия Пумпянского. В будущем к ним может присоединиться и ГК «Северсталь», планирующая построить санаторий и несколько туристических объектов на территории кластера «Белокуриха2» в Алтайском крае – соответствующий инвестпроект оценивается в 6 млрд рублей.



Среди владельцев санаторнокурортных объектов замечены участники списка Forbes.

Например, сочинским санаторием «Спутник» владеют структуры Геннадия Тимченко (четвертое место в рейтинге Forbes2017). По данным ЕГРЮЛ, им принадлежит около 75% санатория. Оставшимися долями владеют «СМПБанк» и бывший член его правления Максим Егунов. Санаторий имени Фрунзе в Сочи принадлежит Игорю Кесаеву (41е место в Forbes) и Сергею Кациеву (86-е место), предпринимателям, основной актив которых – ГК «Меркурий», владеющая крупнейшим в стране продавцом сигарет «Мегаполис» и розничной сетью «Дикси».

Несколько предприятий принадлежат детям известных предпринимателей и чиновников.

Например, собственником пансионата «Шексна» недалеко от Сочи выступает Виктор Липухин, сын первого гендиректора «Северстали» Юрия Липухина. Совладелец геленджикского санатория «Приморье» – Сергей Чемезов, сын главы «Ростеха». Доля в санатории «Южное взморье» (Сочи) есть у Анны Ипатовой, по данным СМИ, приходящейся дочерью бывшему губернатору Саратовской области. Эту традицию планирует продолжить и младший сын генпрокурора РФ Игорь Чайка – его девелоперская компания ООО «ЮБК» планирует приобрести крымский санаторий «Зори России».

Что же так привлекает частных предпринимателей в санкуре?

Начальник отдела маркетинга ООО «Санаторнокурортный комплекс «Русь» в Ессентуках Денис Гамм считает, что по сравнению, например, с отелем санаторий приносит больший доход: «В гостинице чаще всего действуют стандартные тарифы, и они очень ограничены по допуслугам. У нас около 1 500 только дополнительных платных медуслуг. 98% населения – люди больные или недообследованные. Становится все больше людей, которые потенциально готовы платить 6 тысяч рублей в сутки и больше, но не в Турции, а в России. Они устали от заграничных курортов, где можно только поесть и позагорать».

Заместитель генерального директора по реализации услуг и использованию номерного фонда ООО «Лечебнооздоровительный комплекс «Витязь» Андрей Гайдара отмечает еще одно преимущество санкура – сниженную налоговую нагрузку: «Путевки и медицинские услуги освобождены от НДС. Мы можем работать и как отель, но в итоге получается, что ценник в сутки на путевку с санаторнокурортными услугами будет такой же или дешевле, чем цена проживания и питания».

Средние вложения в санаторнокурортный комплекс эксперты, опрошенные VM, оценили в 5 млн рублей в пересчете на одно койкоместо, срок окупаемости – в 7–10 лет, а среднюю рентабельность – в 10–15%. «Сложность санаторнокурортного бизнеса в том, что это «издержкоемкая» услуга, на одного отдыхающего в среднем приходится 1,2–1,4 человека персонала. У нас высокие тарифы на отопление, горячую воду, налог на землю», – говорит заместитель директора по маркетингу компании «АлтайWest» Сергей Криворученко.

Чтобы повысить рентабельность, операторы санкура внедряют дополнительные, часто дорогие услуги, такие как спа, косметология, пластическая хирургия. «Ввели карбокситерапию, которая омолаживающе действует на организм. У нас были гости, которые говорили: «Все прекрасно, но за карбокситерапией мы регулярно ездим в Карловы Вары». И мы тоже купили специальное оборудование», – рассказывает Криворученко.

Развивать спауслуги, а вместе с ними китайскую медицину и иглоукалывание планируют и в ООО «Лечебнооздоровительный комплекс «Витязь». «Мировая практика показывает, что популярны не лечебные, а так называемые оздоровительные программы для здоровых людей. Это современный фитнес, йога, расслабляющий массаж, диетолог, психолог – то, что дает релакс, психологическую разгрузку. Основной и самый желанный клиент санаториев, процентов 70, это женщины, а у них такие услуги пользуются спросом», – говорит Андрей Гайдара.

Еще одна явно просматриваемая в санкуре тенденция – развитие сетей. «Сетевая форма объединения санаторнокурортных организаций наиболее эффективна, она создает возможность развития в каждой организации одного наиболее значимого специализированного диагностического и лечебнопрофилактического направления», – говорит председатель совета директоров АО «РЖДЗдоровье» Елена Жидкова.

Кликните на фото, чтобы увеличить!



Источник!
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 26
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Если кто не…

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars