?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Генеральный директор курорта "Роза Хутор" и председатель совета директоров группы компаний "Агранта" Сергей Бачин помимо горного курорта управляет еще двумя проектами в сфере туризма – это "Ярославское взморье" на берегу Рыбинского водохранилища и "Завидово" на берегу Иваньковского водохранилища. В интервью порталу "Интерфакс-Туризм" он рассказал о том, почему государству, если оно хочет роста в туротрасли, необходимо снизить ставку рефинансирования до 5% и продлить Федеральную целевую программу развития внутреннего туризма на 30 лет, сосредоточившись при этом на ограниченном числе крупных туристических проектов.

Сергей Бачин: "Снижение ключевой ставки – главное, что нужно сделать государству для развития туризма"

Бачин

- Выступая на Петербургском экономическом форуме в начале июня, вы заявили, что Федеральную целевую программу (ФЦП) по развитию внутреннего и въездного туризма в 2011-2018 годах нужно продлить на 20-30 лет. Зачем?

- Туротрасль в России никогда ранее не рассматривалась как одна из основных отраслей экономики, а сейчас понемногу мы движемся к пониманию, что это такая же серьезная отрасль экономики, как нефтянка или IT. Безусловно, развивать ее надо, но просто энтузиазма на местах для этого мало: туризм – системная отрасль, в которой участвуют авиа- и круизные перевозки, индустрия гостеприимства и многие другие элементы, нужна координация. Например, космическую промышленность мы развиваем комплексно – создаются управленческие структуры, финансирование. Но почему-то считаем, что туротрасль рождается сама по себе, как мох в болоте.

Поэтому нужно разработать стратегию развития на десятилетия, как в любой другой серьезной отрасли, и следовать ей. Причем это не только вопрос, сколько денег дать, но и понимание, что именно мы развиваем, где концентрируемся и где хотим увидеть точки роста. Для этого и нужна программа, которой в нашем случае является ФЦП, позволяющая строить инфраструктурные составляющие для конкретных туркластеров.

- По вашему мнению, какой должна быть эта стратегия, где находятся точки роста?

- Я предложил бы сконцентрироваться на нескольких точках. Не просто каждый месяц находить что-то новое и радоваться: давайте тут гостиничку построим и там еще что-то сделаем. В этом случае мы рискуем размазаться по огромной территории и не получить таких современных точек, в которых есть все, чтобы привлекать туризм.

Я бы ввел ограничение: например, для начала на каждый регион два-три проекта. Лет десять занимался бы преимущественно ими. Но их сделал бы качественно и хорошо. Если появятся такие проекты, то потом там же возникнут и другие. Их наличие выполняет несколько функций: привлекает туристов, создает инфраструктуру, воспитывает качественный менеджмент, развивает вокруг себя малый бизнес...

- Два-три проекта на большую область – это ведь не много. И считаете ли вы, что ваши проекты "Ярославское взморье" и "Завидово" подходят под эти критерии?

- Я бы поборолся за статус такого проекта в каждой из областей. Кроме этого, при подобном подходе из конкурса проектов желательно исключить областные центры – они и так развиваются с определенной скоростью. Это должны быть отдельно существующие уникальные проекты.

- Что нужно, чтобы найти действительно удачные проекты?

- Нужно, как это уже происходит, сформировать программу, объявить конкурс – и проекты появятся. У них есть либо спонсоры, либо инвесторы, либо энтузиасты, которые будут их представлять. И конкурсные комиссии, как региональные, так и федеральные, смогут проанализировать и выбрать лучшие. Я не хочу называть все критерии, это сложная и глубокая тема. Важно выбрать по всей стране небольшое число проектов, не настолько гигантских, как олимпийский Сочи, но все же сопоставимых, и развивать их.

- То есть Ростуризм для ФЦП должен отбирать что-то подобное сочинскому олимпийскому проекту?

- Да, это должно быть комплексное развитие территории с большим количеством средств размещения, большим числом туристических идей, которые существуют вокруг проекта. Мало построить просто гостиницу, провести электричество или канализацию. Важно, чтобы был малый туристический бизнес вокруг инфраструктуры. Мое предложение – в том, чтобы у ФЦП появилось новое измерение – венчурная программа грантов, которая позволяла бы небольшим – даже не компаниям, а семьям – заниматься развитием туристского сервиса.

С чем я сталкиваюсь на больших проектах: малые туристические идеи, которые могли бы реализовываться семейным бизнесом, группой энтузиастов, развиваются с трудом. У большой корпорации качественно развить такой сервис не очень получается. Не хватает креатива, людей, которые могут этим все время заниматься. С другой стороны, появляются энтузиасты, люди с идеями, но требовать от них инвестиций в эти идеи почти невозможно. Редко когда перспективная туристическая идея сочетается с начальным капиталом. Поэтому я говорю не о соинвестировании, а о программе грантов. Может быть, внутри ФЦП должна существовать система государственных грантов.

- Можете привести пример такого бизнеса?

- Например, в "Роза Хутор" мы хотим построить деревню "Русский Кавказ". Есть вымирающие русские станицы на территории Абхазии, в них уклад жизни сохранился такой же, как 150-200 лет назад. Станицы окружены горами, труднодоступны и постепенно умирают. Мы с сочинскими энтузиастами вышли на местных жителей и предложили перевезти их на территорию "Роза Хутор", чтобы они могли воссоздать здесь свой уклад и быт. Важно, что идея не в создании очередного модного этнопарка, а в сохранении аутентичности. Для туристов это будет бесконечно интересно. Идея требует ресурсов: здесь и "Роза Хутор" помогает, и несколько сочинских предпринимателей, которые на свои деньги собираются строить дома и фермы для переселения этой станицы. В целом проект реализуется не нами: мы предоставляем территорию и частично строим инфраструктуру.

Но это мой энтузиазм, а не работающая система. Если мы говорим про Россию в целом и хотим, чтобы эти точки роста состоялись, должен быть механизм привлечения и удержания энтузиастов, хорошо понимающих, что они хотят сделать и чем занять туристов. Это могут быть деньги ФЦП или государственный фонд, который должен наполняться федеральными деньгами и быть открытым для любых пожертвований, в том числе частных. Но государство должно взять на себя лидерство и планирование.

- Механизм ФЦП в том виде, каком он существует, вы считаете эффективным? Надо ли что-то менять?

- Первые два-три года происходило взаимное обучение. Инвесторы осознавали, что у них должно быть, чтобы они квалифицировались для получения ресурсов. А государственные структуры учились, как проверять независимые инвестиции, как их соотносить и т.п. Сейчас программа наконец-то устоялась. Все участники научились ей правильно пользоваться. Поэтому, безусловно, надо продолжать. Но я бы не расширял список проектов, которые может вести один регион.

- Для каких проектов вы сами воспользовались ФЦП? Вы удовлетворены тем, что получили?

- В проекте "Завидово" мы с ее помощью построили два участка дороги, строится еще один. В "Ярославском взморье" – это берегоукрепление, проведение газа и частично дорожная сеть, которая выходит к средствам размещения и берегу Волги. И самое главное – несколько лет назад за счет средств ФЦП по туризму мы построили "зеленую" стоянку для круизных теплоходов.

В программе есть четкое ограничение – на твои 2,3 рубля выделяется один бюджетный рубль. "Ярославское взморье" уже не может претендовать на деньги ФЦП, так как лимит финансирования уже получило, а "Завидово" может, так как мы сделали очень большие собственные инвестиции. Здесь рассчитываем еще получить средства на берегоукрепление и, возможно, на часть дорожной сети.

- Получается, что для небольших проектов, особенно строящихся там, где есть ограничения по экологии, программа не годится.

- Если есть ограничения по экологии и проект маленький, то зачем туда тянуть газ с дорогами, прокладывать магистральную канализацию? В таких проектах роль ФЦП непонятна. Потом надо смотреть на отдачу – заполняемость, круглогодичность. Отдельно стоящая база отдыха, как правило, нерентабельна. Их создают в основном подвижники, которые в силу каких-то причин любят то или иное место.

Когда турбаза работает три-четыре месяца в году и там живут до 30-40 человек, пусть даже 100, она может функционировать только на уровне семейного бизнеса. Если вы выберете самые красивые места, но до каждой базы нужно протянуть 20-30 км дороги, никакая страна с этим не справится. Либо они уже должны быть в доступных местах, либо надо заранее предполагать, что проезд будет по проселочной дороге, что тоже совсем неплохо. Это нормальный экологичный подход. Солнечная батарея, локальная очистная система – все хорошо, аккуратно. То есть нельзя построить такую экологическую штуку, а потом требовать у государства 20 км асфальтированной дороги. Это должно описываться какой-то другой программой, возможно, грантовой, о которой я уже говорил, но это не для ФЦП, которая нужна для системных вещей.

- В последние два-три года государство очень сильно повернулось к внутреннему и въездному туризму. Какая поддержка государства вам как бизнесмену, который вкладывается в туристскую сферу, больше всего нужна?

- Чтобы было больше инвестиций непосредственно в реальную инфраструктуру, ключевая ставка рефинансирования должна быть ниже. Сейчас стоимость капитала в России запредельно высокая. Ключевая ставка в 9-10% при инфляции 3,5-4% — такого нет нигде в мире. Что государство могло бы сделать – это понизить ставку до 4-5%, что дало бы рост промышленности и инфраструктурных проектов, в том числе туристических. Это вышибло бы спекулятивный капитал и позволило бы вздохнуть реальному сектору.

- Вы думаете, снижение ставки реально могло бы снизить цены на услуги в сфере туризма и привлечь потребителей?

- Мы, и туротрасль в том числе, конкурируем на внешних рынках. Если стоимость капитала в Европе 3-4%, а у нас 12 и выше, то что бы ты ни начал делать в инфраструктуре, ты проигрываешь конкурентную борьбу уже на старте. Так как у тебя проекты длинные, не однолетние, со сроком окупаемости в 10-15 лет. Стоимость капитала 3% и 13% — это несоизмеримые вещи.

Что касается цен, укрепление рубля в этом году составило 20%. Турист на основе этого принимает решение о поездке. Если ключевая ставка высокая, предприниматель обязан заложить ее в стоимость и перенести на потребителей. Отсюда и цены улетают вверх. Может быть, они и не стали бы намного ниже, но проблема в том, что по-настоящему серьезных инвестиций никто не будет делать при такой ставке. Например, в "Роза Хутор" инвестиции уже сделаны, цену на размещение определяет рынок. Но если кто-то захочет построить курорт рядом, он не будет строить, пока стоимость капитала такая высокая. Для инвесторов это бессмысленно. Приток инвестиций в развитие инфраструктурных проектов будет всегда намного меньше при такой стоимости капиталов.

- Продвижение и PR-поддержка туризма, которыми сейчас активно занято государство, не так важны?

- Это все хорошо. Плюс нужна программа визовой поддержки – безвизовый въезд на 72 часа, например, в Сочи. Проекты субсидирования разницы между ставкой коммерческих банков и ставкой ЦБ. Все эти вопросы перечислены в материалах любого форума по туризму. Но системно, где у нас тяжело и проигрышно – это ключевая ставка. Разрыв между инфляцией и ключевой ставкой не должен быть таким большим.

- У вас есть планы новых проектов в сфере туризма?

- Наши проекты настолько масштабные, и неосвоенная территория настолько огромная, что я буду следовать своей идее концентрации на уже существующих.
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 33
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
boroda_v_nature
Nov. 29th, 2017 12:14 pm (UTC)
Снизить ставку - это значит не дать банкам нас всех грабить. И этого не будеи НИКОГДА.
zm_sochi
Nov. 29th, 2017 12:38 pm (UTC)

К сожалению, это так...

( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars