Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Category:

Туризм и туалеты: Нужна ли нам революция в этой сфере?!

Консультируя достаточно большое число предприятий, организаций и госсструктур в сфере туризма, я всегда стараюсь обращать их внимание на необходимость устройства красивых и качественно оборудованных туалетных комнат (причем, это касается и объектов, расположенных вдалеке от населенных пунктов). А сегодня читаю прекрасную статью по этому поводу в "Вестнике Ассоциации туроператоров России"...

О главной «запретной» теме в российском туризме



Сегодня в обсуждении вопросов развития отрасли, что в профильных СМИ, что на правительственных совещаниях, поднимаются, казалось бы, самые острые вопросы. Но одна тема почему-то считается «стыдной» и молчаливо обходится стороной – о санитарно-гигиеническом обслуживании туристов. Проще говоря – туалетная тема.

В КИТАЕ – ОЧЕРЕДНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

В ноябре этого года Председатель КНР Си Цзиньпин призвал к «еволюции в туалетах». В Китае подобный призыв главы партии и государства всегда означает реальное начало масштабной программы. Целями такой программы объявлено не только улучшение условий жизни населения, но и, что примечательно, «развитие внутреннего туризма».

Как и у любой революции, у туалетной революции в Китае есть свои предпосылки. Еще в 2010 года ВОЗ в своем отчете говорила о том, что «десятки миллионов китайцев не имеют доступа к туалетам и вынуждены отправлять естественные надобности на улице». В том же отчете приводилась и впечатляющая цифра: 45% китайцев имели «ограниченный доступ к санитарно-гигиенической инфраструктуре, предотвращающей контакт с продуктами человеческой жизнедеятельности, несущими риски распространения инфекций».

В XXI веке бытовые условия населения в бурно растущем Китае точно так же стремительно улучшались. Например, в Пекине в 1993 году 70% населения пользовались общественными туалетами, а сейчас – лишь 20%, каждый год на китайском внутреннем рынке покупается порядка 19 миллионов унитазов (вдвое больше, чем в США). При этом стоит отметить, что сама китайская культура всячески поощряет гигиену, об этом свидетельствует хотя бы история: первый туалет со смывом был изобретен именно в Китае, причем около 200 г. до н.э. Туалетная бумага – тоже изобретение китайцев (XIV век).

Однако с общественными туалетами дело в Китае обстояло не так хорошо – и очень давно. Жалобы на «грязные [общественные] туалеты» встречаются в китайских хрониках и литературе начиная с XI века н.э.  Достаточно древнее происхождение имеет и китайская поговорка, гласящая, что «найти туалет сложнее, чем попасть на небеса».

Надо отдать должное китайскому правительству, которое ускоренными темпами старается решить этот больной вопрос все годы XXI века и не стыдится обсуждать его публично. Нынешняя «туалетная революция» - на самом деле далеко не первая. Первой такой программе дали импульс именно иностранные туристы – власти задумались о «туалетном имидже» страны сразу после того, как в 2000 году Китай выиграл право проведения Олимпийских Игр в Пекине (прошли в 2008 году).

В 2004 году КНР вступила во Всемирную туалетную Организацию, ее столица приняла Всемирный Туалетный Саммит. Второй такой саммит в Китае прошел на Хайнане, а сам остров был объявлен китайской прессой «сердцем туалетной революции». К Олимпийским Играм Пекин модернизировал 452 общественных туалета в 305 наиболее часто посещаемых туристических местах, причем была проведена и классификация общественных туалетов – да-да, как у гостиниц, со «звездами» от 0 до 5, которые присваиваются объекту по комплексной оценке 58 параметров.

Всего этого на такую огромную страну было недостаточно. В 13-миллионном Шанхае еще три года назад насчитывалось 1104 общественных туалета, а Пекин на свои 10 миллионов населения имел «всего» 6800 таких точек. При этом стоит учесть, что за исключением Пекина,  в большинстве городов Китая в общественных туалетах нет туалетной бумаги, поэтому туристические сайты рекомендуют туристам при выходе в город брать ее или влажные салфетки с собой в обязательном порядке.

Следующая «революция» в туалетной сфере Китая стартовала в 2015 году и обошлась тогла правительству в сумму порядка 3 млрд долларов США. За эти деньги в стране были построены и модернизированы около 68 тысяч новых бесплатных общественных туалетов в городах, в деревнях была и «туалетная реновация», коснувшаяся 200 тыс. объектов в сельской местности. Но и этого кажется властям мало. Объявленная в этом году Си Цзиньпином новая «туалетная программа» рассчитана на три года – до 2020 года в Китае должно быть введено в строй 47 тыс. новых общественных туалетов и отремонтировано еще 17 тысяч существующих.

Показательно, что китайцы не стыдятся широко и открыто обсуждать эти «неудобные» вопросы.  «Туалетная тема» звучит на правительственных совещаниях и государственных каналах, ей посвящают свои передовицы китайские центральные газеты. И это дает надежду что вскоре в руководствах для туристов исчезнут сейчас еще присутствующие в них пункты наподобие «Going toilet in your hotel before you go is a good way to avoid being caught in a place that will not have a nice toilet» и советы брать с собой в город туалетную бумагу.

РУСЬ ГЛУБИННАЯ ИЛИ КАК ЗАБЫВАЮТ ПРО ФИЗИОЛОГИЮ ТУРИСТОВ

Если в Китае ужасаются «малому» количеству общественных туалетов, и считают недостаточной обеспеченность Пекина такими сооружениями (7700 туалетов), то в Москве ситуация получше – 275 бесплатных туалетов и около 9 тыс. платных на 11 млн населения. Спасает москвичей и «Макдональдс», и наличие бесплатных или платных туалетов в торговых центрах, которыми за последние годы столица утыкана как иголками. Однако если говорить о туристических местах, все гораздо хуже.

Так, например, локации уличных общественных туалетов «нового типа» очень удачны – однако для доступа туда туристу необходимо покупать «туалетную карту». Казалось бы, это можно сделать прямо в самом туалетном модуле, купив карту за деньги в автоматизированном устройстве. Однако в реальности и москвичи, и туристы жалуются на «недоступность» новых модулей: дешевые монето-и купюроприемники очень часто ломаются, зависает программное обеспечение, карты не выдаются, а деньги не зачисляются: в итоге в такой туалет оказывается крайне сложно попасть на практике – куда проще было бы организовать просто прием монет и купюр, чем сложную схему с картой. К тому же золотистые модули, внешне красивые, быстро стали жертвой вандалов и расклейщиков объявлений, и теперь только портят своим видом центр города.

Но Москва по сравнению с регионами обеспечена туалетами просто отлично - это надо признать. Например, в Томске 50 общественных туалетов. А Владивосток, впервые за десятилетия приступил к строительству стационарных туалетов в 2012 году – пара десятков таких уже появилась в уличных подземных переходах, парках и скверах. В малых городах и на станциях, увы,  часто лучше просто не заходить в общественные туалеты.

Если же мы говорим о санитарных остановках на туристических маршрутах и на объектах показа – то это поистине всероссийская проблема, говорят эксперты. И дело здесь не в злой воле или глупости, а в ментальности – в том, что люди подсознательно обходят стороной «неудобный» и «стыдный» вопрос – даже при проектировании или планировании чего-либо.

Показательны несколько кейсов в туристической отрасли. Так, в одном из регионов Северо-Западного Федерального округа частный инвестор построил интересный и востребованный объект показа, который включали в свою экскурсионную программу местные туристические компании. С точки зрения экспозиции, интерактива, ценовой политики все было сделано правильно: туристы с удовольствием ехали туда на групповые экскурсии. Все, кроме одного обстоятельства – там был всего один туалет. При том, что каждый туристический автобус привозил на объект 30-40 экскурсантов, посещение серьезно затягивалось, и это ломало программу принимающим компаниям. Было неудобно и туристам, ожидающим своей очереди, да и самому объекту. Вопрос пришлось «разруливать» местной туристической администрации», которые предложили предпринимателю подать заявку на грант для постройки «санитарных сооружений». Чем владелец не преминул воспользоваться, заложив в план три дополнительные туалетные кабинки. И назвав свою заявку в администрации…. проектом «Русь глубинная, Русь посконная».

В Костромской области интереснейший музей федерального  значения всерьез занялся благоустройством своей территории, намереваясь разнообразить впечатления туристов от объекта и создать им максимум удобств. Одним из «узких мест» музея было то, что экскурсанты успевали серьезно проголодаться после дороги и экскурсии по музею, но никаких объектов общественного питания на территории не было. Это решено было исправить – в музее открыли кафе. Но – без туалета (посетителям предлагается воспользоваться туалетом в здании музея, до которого нужно пройти некоторое расстояние по территории). Это стало причиной многочисленных жалоб экскурсантов. Очевидно, что тема туалетов была «забыта» почти на подсознательном уровне – «стыдный» вопрос просто не включили в список при плане обустройства кафе, никто не поставил себя на место туриста.

В другом региональном музее федерального значения, посвященном одному из величайших русских композиторов, туалет есть. Однако в нем… нельзя помыть руки. Туристам предлагается в прямом смысле произвести это действо в протекающем рядом ручейке. Хотя дело в восе не в сложности подведения дополнительных труб - на самом деле эта проблема могла бы решиться простейшим образом – установкой на стенах дозаторов с дезинфицирующим жидким средством: например в некоторых турецких отелях такие дозаторы стоят возле столовой, туалетов, бассейнов и т.п.

ТУАЛЕТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ТУРИЗМЕ НЕОБХОДИМА И РОССИИ

По словам Ирины Петровой, заместителя руководителя Комитета по импортозамещению в туризме при министерстве культуры РФ, ситуация с санитарными остановками на экскурсионных маршрутах в России – в целом плачевная, за исключением некоторых регионах.

«По итогам наших экспертных поездок по регионам России можно отметить, что проблем с туалетами на туристических экскурсионных маршрутов нет всего в двух регионах – Калининградской и Тюменской областях. Туристические администрации здесь понимают важность проблемы. В остальных субъектах Федерации все отнюдь не так гладко. И самое печальное то, что именно из-за отсутствия санитарных остановок для туристов мы были вынуждены исключить из некоторых брендовых маршрутов ряд фантастически интересных достопримечательностей и объектов показа. Так, в одном из регионов мы убрали из брендового маршрута красивейший природный объект, дорога к которому занимала 400 км по голой степи, и по этому пути не было ни одного туалета. Мучить туристов – даже ради прекрасных видов – мы просто не можем, да и сами стандарты Комитета по импортозамещению, подтвержденные Минкультом, предполагают расположение санитарных остановок на маршруте максимум через каждый два часа, а станций питания – через 4», - говорит г-жа Петрова.

Она же приводит в пример Норвегию и Южную Корею: здесь санитарные остановки на туристических маршрутах не просто есть, но специальным образом спроектированы так, чтобы быть вписанными в ландшафт, имеют привлекательный дизайн. «Некоторые туалеты для туристов в горной Норвегии совмещены со смотровыми площадками, а в Корее они часто похожи на медучреждение будущего. Нам хорошо бы об этом помнить на будущее – но пока нам нужно просто не забывать, что у туриста есть не только духовные потребности, но и физология, от которой никуда не денешься. Пора перестать отметать этот вопрос и рассматривать его на том же уровне, что и питание наших туристов. Когда мы начнем это делать на практике, внутернний и въездной туризм получит еще одну точку опоры. Ведь это – необходимый элемент цивилизованности туризма и страны в целом», - заключает эксперт. Остается надесяться, что пример «восточного брата» не останется незамеченным в нашей стране, а туалетная революция скоро придет и в Россию.
Tags: здоровье, кризис, маркетинг, непрофессионализм, примеры из-за рубежа, просвещение, работа руководителя, роль государства, стоит прочитать, тенденции, туризм, управление
Subscribe
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment