?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как ни странно, оно будет качественным и доступным...

Российский винный рынок изменялся в 2017 году. Покупательная способность россиян снизилась, и игроки – от импортеров до винных баров – ищут решения, которые позволят им привлечь потребителей. В 2018 году уже наметившиеся тренды будут усиливаться. В целом россиян ждет более качественное вино по более низким ценам.



Прямой импорт

Обычно ретейлеры и рестораторы, импортирующие вино, обращаются к виноторговой компании, которая заключает контракт с винодельней, доставляет вино в Россию и растаможивает его. Падение курса рубля в 2014 году побудило многих участников рынка сокращать цепь издержек и заняться импортом самостоятельно. Примеры сетевого ретейла, работающего с винодельнями напрямую или покупающими вино через технического импортера, встречались и до этого: сеть магазинов «Отдохни» напрямую работает с 60 винодельнями, «Азбука вкуса» развивает собственный импорт. Но валютный кризис подтолкнул и остальных игроков исключить импортера из цепи поставок, чтобы сохранить привлекательность ценника для потребителя.

Магистр вина (самый высокий титул в системе винного образования) Фрэнк Смалдерс говорит, что в Евросоюзе прямой импорт ретейла – уже норма. Ключевая роль дистрибьюторов на европейском рынке – это работа с ресторанами, барами и отелями. Эти клиенты заказывают в небольших объемах, и импортеры могут работать в этом канале с высокой маржинальностью.

Смалдерс занимается выбором вина для дискаунтеров «Да!». По его словам, благодаря прямым контрактам с винодельнями «коммунальное» бургундское на полке магазина стоит менее 600 рублей – в три раза дешевле аналогичных позиций в прайс-листах импортеров.

Развитием этого тренда в следующем году станет рост винных собственных торговых марок крупного ретейла. Несколько игроков подтвердили, что сети ведут активные переговоры с производителями вина в Италии, Испании и Франции о выпуске брендов на заказ сети.

Российское вино будет расти

Российское виноделие развивается и качественно, и количественно. Если в предыдущие годы российские вина получали бронзовые и серебряные медали на международных конкурсах, то в 2017 году произошел прорыв. Саперави «100 оттенков красного» «Фанагории» получило платиновую медаль британского гида Decanter и стало лучшим красным вином Центральной и Восточной Европы. Параллельно растет и количество. Крымская винодельня Alma Valley приобрела 1088 гектаров в Севастополе, на которых планирует высадить 500 гектаров виноградников, а холдинг «Ариант» («Кубань-вино») анонсировал создание центра виноделия и туризма в поселке Виноградный Краснодарского края.

Россия находится в общемировом тренде: производство вина смещается в те страны, где вино пьют. Большинство стран из первой десятки мировых потребителей вина, в которой Россия находится на восьмом месте, наращивают собственное производство. Абсолютное лидерство пока остается за Францией и Италией, но разрыв постепенно сокращается, в первую очередь из-за снижения внутреннего потребления в этих двух странах.

Российское Министерство сельского хозяйства ставит рекордные цели по увеличению посадок виноградников с текущих 86 тысяч до 140 тысяч гектаров к 2020 году. Правда, участники рынка не верят, что это возможно. По словам президента Союза виноградарей и виноделов России Леонида Поповича, если к 2020 году страна достигнет суммарной цифры 110 тысяч гектаров, это будет оптимистичным вариантом.

«До 2020-го осталось два года, а в России нет капитала и нет питомников саженцев, которые покрыли бы такой объем посадок, – говорит Михаил Николаев, управляющий партнер семейного предприятия “Николаев и сыновья” (Лефкадия). – Главная проблема – это фокус: Минсельхоз делает акцент на площади виноградников в гектарах, когда для виноделия важнее качество этих посадок». Предприниматель уточняет, что плотность посадки и производительность виноградников важнее для качества вина, чем размер площади. Но эти параметры не учитываются в политике субсидирования.

Вино останется в офлайне

В России уже в 2018 году мог появиться легальный интернет-рынок алкоголя. Министерство финансов разработало поправки в закон о госрегулировании алкогольной продукции. Согласно правкам, дистанционная торговля проходила два этапа: на первом этапе с 2018 года вином и крепким алкоголем могли торговать производители алкоголя и оптовые продавцы с оптовой лицензией, а с 2021 года – ретейлеры и рестораторы с розничной лицензией на продажу алкоголя.

Но Минздрав направил отрицательный отзыв на законопроект, сославшись на то, что работа интернет-магазинов может нарушить запрет на продажу алкогольной продукции в ночное время, продажу несовершеннолетним и т.п. На практике цивилизованные игроки рынка вынуждены работать как интернет-витрины со сложной юридической схемой: сайт знакомит потребителя с товаром, сам акт продажи происходит в офисе продавца, а доставку осуществляет курьер, на которого покупатель оформляет доверенность. В выигрыше остаются продавцы контрафакта. Несмотря на регулярные отравления, торговля «Хеннесси» и «Белугой» за 200 рублей за литровую бутылку продолжается.

Мода на биодинамику

Весной 2016 года виноторговая компания Tre Bicchieri провела ребрендинг и переименовалась в Real Authentic Wine, RAW. Ребрендинг сводился к разделению вин на «натуральные» и «коммерческие», то есть на real wine и «винный “Макдоналдс”». Изначально тренд был узкопрофессиональным и касался в первую очередь винных баров и ресторанов с широкой винной картой, но в 2017 году пошел в массы. Даже винные карты консервативных ресторанов при пятизвездочных отелях стали отмечать вина символами «биодинамическое» или «органическое», а RAW за прошедший год открыла новый винный бар в Петербурге, ресторан в Москве и 20 декабря открывает «Винный склад» – магазин формата сash and сarry на 5000 позиций.

Тренд стал распространяться на более широкую аудиторию. Это показывает и изменение формата проектов RAW wine: пафосные рестораны с чеком 2500 рублей за бокал в этом году дополнили винный аутлет и фестиваль «натурального» вина. Другой показатель того, что тренд вышел в тираж, – с «био» активно начали работать крупнейшие игроки рынка. Например, импортер вин Simple организовал российские гастроли фестиваля биодинамических вин Renaissance des Appellations.

Демократизация баров

Падение покупательной способности посетителей подталкивает рестораторов к поиску новых решений. Одно из самых очевидных – демократизация предложения.

Самые популярные винные бары Москвы 2017 года – демократичные «Винные базары» и «Номер 15», где стоимость бутылки вина в винной карте чуть выше, чем в прайс-листе импортера. Ресторанные наценки на вино 300% в целом смотрятся как анахронизм: их могут себе позволить либо рестораны при отелях, либо заведения с уникальным расположением или кухней.

Демократизация не означает снижения качества. Доля подорожавших бургундских пино нуаров уменьшилась в пользу более демократичных немецких шпетбургундеров, вместо «Бароло» и «Барбареско» в картах все чаще встречаются вина из менее известных и более доступных Гаттинары, Гемме и Вальтелины. Если в тучные нулевые основными растущими категориями были Бордо и Тоскана, в 2016–2017 годах быстрее всего растут тихие вина Португалии и кава (испанское игристое вино) как лучшее предложение по соотношению цены и качества.

Российский винный рынок сталкивается сразу с несколькими трудностями. Снижение покупательной способности, высокая стоимость кредитов вместе с фактическим запретом интернет-торговли – одного из потенциальных каналов сбыта – рисуют не слишком радужную перспективу. Но сильнее всего систему характеризует не изменение условий, а ее реакция на измененные условия. Виноторговый бизнес ищет пути решения: сокращая логистическую цепочку, выстраивая прямой контакт с потребителем, демократизируя собственное предложение. Значит, в 2018 году мы сможем пробовать больше интересных вин по лучшим ценам вопреки экономической ситуации.

Сергей Панов
Финалист Московского кубка сомелье-2017,
член Российской ассоциации сомелье
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 31
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
livejournal
Dec. 20th, 2017 05:30 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
boroda_v_nature
Dec. 20th, 2017 05:40 pm (UTC)
У вас по-прежнему кубанские вина дороже, чем в Москве? :)))))
zm_sochi
Dec. 21st, 2017 12:12 pm (UTC)

Вполне может быть и так... :(

boroda_v_nature
Dec. 21st, 2017 03:29 pm (UTC)
Фанагория по качеству очень поднялась.
zm_sochi
Dec. 22nd, 2017 10:49 am (UTC)

У каждого хозяйства точно есть кое-что более чем приличное... Но и массовки тоже хватает - клиенты требуют низкой цены, но много-много вина!

tefffi
Dec. 21st, 2017 09:31 am (UTC)
"Бароло" и "Барбареско" - моё всё).
zm_sochi
Dec. 21st, 2017 12:13 pm (UTC)

Хороший выбор! :)
( 7 comments — Leave a comment )

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars