Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Category:

Какое вино мы будем пить в 2018 году?

Как ни странно, оно будет качественным и доступным...

Российский винный рынок изменялся в 2017 году. Покупательная способность россиян снизилась, и игроки – от импортеров до винных баров – ищут решения, которые позволят им привлечь потребителей. В 2018 году уже наметившиеся тренды будут усиливаться. В целом россиян ждет более качественное вино по более низким ценам.



Прямой импорт

Обычно ретейлеры и рестораторы, импортирующие вино, обращаются к виноторговой компании, которая заключает контракт с винодельней, доставляет вино в Россию и растаможивает его. Падение курса рубля в 2014 году побудило многих участников рынка сокращать цепь издержек и заняться импортом самостоятельно. Примеры сетевого ретейла, работающего с винодельнями напрямую или покупающими вино через технического импортера, встречались и до этого: сеть магазинов «Отдохни» напрямую работает с 60 винодельнями, «Азбука вкуса» развивает собственный импорт. Но валютный кризис подтолкнул и остальных игроков исключить импортера из цепи поставок, чтобы сохранить привлекательность ценника для потребителя.

Магистр вина (самый высокий титул в системе винного образования) Фрэнк Смалдерс говорит, что в Евросоюзе прямой импорт ретейла – уже норма. Ключевая роль дистрибьюторов на европейском рынке – это работа с ресторанами, барами и отелями. Эти клиенты заказывают в небольших объемах, и импортеры могут работать в этом канале с высокой маржинальностью.

Смалдерс занимается выбором вина для дискаунтеров «Да!». По его словам, благодаря прямым контрактам с винодельнями «коммунальное» бургундское на полке магазина стоит менее 600 рублей – в три раза дешевле аналогичных позиций в прайс-листах импортеров.

Развитием этого тренда в следующем году станет рост винных собственных торговых марок крупного ретейла. Несколько игроков подтвердили, что сети ведут активные переговоры с производителями вина в Италии, Испании и Франции о выпуске брендов на заказ сети.

Российское вино будет расти

Российское виноделие развивается и качественно, и количественно. Если в предыдущие годы российские вина получали бронзовые и серебряные медали на международных конкурсах, то в 2017 году произошел прорыв. Саперави «100 оттенков красного» «Фанагории» получило платиновую медаль британского гида Decanter и стало лучшим красным вином Центральной и Восточной Европы. Параллельно растет и количество. Крымская винодельня Alma Valley приобрела 1088 гектаров в Севастополе, на которых планирует высадить 500 гектаров виноградников, а холдинг «Ариант» («Кубань-вино») анонсировал создание центра виноделия и туризма в поселке Виноградный Краснодарского края.

Россия находится в общемировом тренде: производство вина смещается в те страны, где вино пьют. Большинство стран из первой десятки мировых потребителей вина, в которой Россия находится на восьмом месте, наращивают собственное производство. Абсолютное лидерство пока остается за Францией и Италией, но разрыв постепенно сокращается, в первую очередь из-за снижения внутреннего потребления в этих двух странах.

Российское Министерство сельского хозяйства ставит рекордные цели по увеличению посадок виноградников с текущих 86 тысяч до 140 тысяч гектаров к 2020 году. Правда, участники рынка не верят, что это возможно. По словам президента Союза виноградарей и виноделов России Леонида Поповича, если к 2020 году страна достигнет суммарной цифры 110 тысяч гектаров, это будет оптимистичным вариантом.

«До 2020-го осталось два года, а в России нет капитала и нет питомников саженцев, которые покрыли бы такой объем посадок, – говорит Михаил Николаев, управляющий партнер семейного предприятия “Николаев и сыновья” (Лефкадия). – Главная проблема – это фокус: Минсельхоз делает акцент на площади виноградников в гектарах, когда для виноделия важнее качество этих посадок». Предприниматель уточняет, что плотность посадки и производительность виноградников важнее для качества вина, чем размер площади. Но эти параметры не учитываются в политике субсидирования.

Вино останется в офлайне

В России уже в 2018 году мог появиться легальный интернет-рынок алкоголя. Министерство финансов разработало поправки в закон о госрегулировании алкогольной продукции. Согласно правкам, дистанционная торговля проходила два этапа: на первом этапе с 2018 года вином и крепким алкоголем могли торговать производители алкоголя и оптовые продавцы с оптовой лицензией, а с 2021 года – ретейлеры и рестораторы с розничной лицензией на продажу алкоголя.

Но Минздрав направил отрицательный отзыв на законопроект, сославшись на то, что работа интернет-магазинов может нарушить запрет на продажу алкогольной продукции в ночное время, продажу несовершеннолетним и т.п. На практике цивилизованные игроки рынка вынуждены работать как интернет-витрины со сложной юридической схемой: сайт знакомит потребителя с товаром, сам акт продажи происходит в офисе продавца, а доставку осуществляет курьер, на которого покупатель оформляет доверенность. В выигрыше остаются продавцы контрафакта. Несмотря на регулярные отравления, торговля «Хеннесси» и «Белугой» за 200 рублей за литровую бутылку продолжается.

Мода на биодинамику

Весной 2016 года виноторговая компания Tre Bicchieri провела ребрендинг и переименовалась в Real Authentic Wine, RAW. Ребрендинг сводился к разделению вин на «натуральные» и «коммерческие», то есть на real wine и «винный “Макдоналдс”». Изначально тренд был узкопрофессиональным и касался в первую очередь винных баров и ресторанов с широкой винной картой, но в 2017 году пошел в массы. Даже винные карты консервативных ресторанов при пятизвездочных отелях стали отмечать вина символами «биодинамическое» или «органическое», а RAW за прошедший год открыла новый винный бар в Петербурге, ресторан в Москве и 20 декабря открывает «Винный склад» – магазин формата сash and сarry на 5000 позиций.

Тренд стал распространяться на более широкую аудиторию. Это показывает и изменение формата проектов RAW wine: пафосные рестораны с чеком 2500 рублей за бокал в этом году дополнили винный аутлет и фестиваль «натурального» вина. Другой показатель того, что тренд вышел в тираж, – с «био» активно начали работать крупнейшие игроки рынка. Например, импортер вин Simple организовал российские гастроли фестиваля биодинамических вин Renaissance des Appellations.

Демократизация баров

Падение покупательной способности посетителей подталкивает рестораторов к поиску новых решений. Одно из самых очевидных – демократизация предложения.

Самые популярные винные бары Москвы 2017 года – демократичные «Винные базары» и «Номер 15», где стоимость бутылки вина в винной карте чуть выше, чем в прайс-листе импортера. Ресторанные наценки на вино 300% в целом смотрятся как анахронизм: их могут себе позволить либо рестораны при отелях, либо заведения с уникальным расположением или кухней.

Демократизация не означает снижения качества. Доля подорожавших бургундских пино нуаров уменьшилась в пользу более демократичных немецких шпетбургундеров, вместо «Бароло» и «Барбареско» в картах все чаще встречаются вина из менее известных и более доступных Гаттинары, Гемме и Вальтелины. Если в тучные нулевые основными растущими категориями были Бордо и Тоскана, в 2016–2017 годах быстрее всего растут тихие вина Португалии и кава (испанское игристое вино) как лучшее предложение по соотношению цены и качества.

Российский винный рынок сталкивается сразу с несколькими трудностями. Снижение покупательной способности, высокая стоимость кредитов вместе с фактическим запретом интернет-торговли – одного из потенциальных каналов сбыта – рисуют не слишком радужную перспективу. Но сильнее всего систему характеризует не изменение условий, а ее реакция на измененные условия. Виноторговый бизнес ищет пути решения: сокращая логистическую цепочку, выстраивая прямой контакт с потребителем, демократизируя собственное предложение. Значит, в 2018 году мы сможем пробовать больше интересных вин по лучшим ценам вопреки экономической ситуации.

Сергей Панов
Финалист Московского кубка сомелье-2017,
член Российской ассоциации сомелье
Tags: маркетинг, примеры из-за рубежа, стоит прочитать, тенденции
Subscribe
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments