Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Category:

Удивление, огорчение и восторг китайских туристов в Москве

Почему они все время торгуются и что думают о Путине, Екатерине II, метро, русских писателях, женщинах на высоких каблуках, борще и водке

В прошлом году число китайских туристов в России достигло 1,5 млн. Большинство из них едут в Москву, Санкт-Петербург и регионы Дальнего Востока. Шумные китайцы в яркой одежде, делающие селфи на Красной площади, — давно привычная картина для жителей столицы. Экскурсоводы рассказали ТАСС о том, какие туристы посещают Россию, что их радует, огорчает и какие истории они больше любят — про Путина, метро или наши зарплаты.

Кто фотографируется на Красной площади?



"Большинство туристов из Китая — старше 40 лет. Молодые люди 25–30 лет в это время учатся в университетах или начинают карьеру и не так активно путешествуют. Молодежь чаще приезжает с родителями. У китайцев принято почитать предков, поэтому часто дети едут со своими родителями в путешествие за границу, оказывая тем самым почет и уважение", — говорит Елена Бреус, участница Ассоциации гидов и переводчиков Москвы.

"Большой восторг у них вызывает метро"

"Мы обязательно посещаем Музеи Московского Кремля, Третьяковскую галерею, иногда храм Василия Блаженного. Часто туристы просят отвести их в Мавзолей. К музеям у них спокойное отношение. Мы уже знаем, что не стоит их перегружать выставками. Когда они приходят в Третьяковку, то удивляются, что там много людей и детских групп. Покупая картины в качестве сувениров, выбирают простые сюжеты — русский лес, реку.

Абстрактная живопись им не так интересна", — рассказывает гид Оксана Овчинникова. И добавляет, что особенный восторг у китайцев вызывает метро: "Некоторые говорят, что приехали в Россию именно для того, чтобы посмотреть метро. Если вместо трех-четырех станций показать им две — могут быть недовольны. Скажут: "Давайте еще посмотрим". Порой они даже едут с экскурсоводом специально взглянуть на недавно открытые станции".

"У китайцев метро очень простое. Они удивляются, когда видят, что станции могут быть архитектурным достоянием", — объясняет подобный интерес Рим Исмагилов, руководитель фирмы "Русский визит".



И, разумеется, ни одна экскурсия не обходится без посещения Красной площади. "Туристы любят гулять по городу в хорошую погоду, рассматривать памятники, архитектуру. И везде фотографируются. Пожалуй, в Москве самое популярное место, где стремится сфотографироваться каждый китайский турист, — это Собор Василия Блаженного", — говорит Бреус.

Что знают и спрашивают о России?

"Туристы, которые постарше, могут рассказать то, что я не помню из своего университетского курса. Некоторые неплохо ориентируются в политической истории нашей страны. Раньше у китайцев пользовались спросом так называемые "красные маршруты": экскурсии по местам и памятникам, связанным с историей компартии. Сейчас, конечно, вектор внимания сместился. Молодые люди меньше знают о стране. Если говорить о тенденции, кажется, что осведомленность среднего китайского туриста о России снижается", — объясняет Оксана Овчинникова.

Гиды перечисляют русских писателей, с которыми знакомы китайцы: Пушкин, Толстой, Гоголь, Островский. "Однажды у меня была молодежная группа. И они знали роман Островского "Как закалялась сталь". И не просто знали, а могли цитировать наизусть, — вспоминает Исмагилов. — Водка, балалайка и медведи — это, скорее, представления европейского туриста о России. Знания даже самых молодых и малоосведомленных китайцев ближе к реальности".

Елена Бреус отмечает, что туристы часто спрашивают о политике, отношении к Путину, Ленину, Сталину. "Когда лучше было жить, при СССР или сейчас?", — часто интересуются китайцы. Они владеют базовыми представлениями о России и ее лидерах советского периода. Но нередко приходится объяснять, что Петр I все-таки не муж Екатерины II. И Екатерина II никогда не управляла СССР", — рассказывает Бреус.

Подкованные в вопросах истории туристы не стесняются высказывать свое отношение к политикам разных времен, отмечает Исмагилов: "Могут рассказать, что уважают Ленина, Сталина. От фамилии Хрущева плюются. По их представлениям у наших стран прервались теплые отношения, когда к власти пришел Хрущев. Он для них предатель идей. К Путину относятся хорошо. Однажды я слышал, как один гость говорил своему товарищу: "Путин — это человек, который преданно служит своей стране".

Почему русские поля их огорчают?

Туристы не могут понять, как выходит, что россияне не используют всю землю с пользой.

"История не моя, рассказывал один опытный гид, — говорит Елена Бреус. — Он вез группу из Москвы в Петербург на автобусе. Едут по трассе мимо обычных полей, там растет сурепка — сорняк с желтыми цветочками. И туристы спрашивают: "Как вы готовите эту культуру?" Он отвечает: "Никак". "А что вы с ней делаете?" "Ничего". "Ну а зачем выращиваете?" "Мы не выращиваем, она сама растет". Долгая пауза. "А почему вы ее не выпалываете?" У них шок от такой действительности".

Кроме того, очень интересуют китайцев вопросы зарплат россиян и условий труда.

"Сколько зарабатывает молодой специалист? А состоявшийся профессионал? Какое пособие получает молодая мама? Сколько времени длится декрет? Сколько длится рабочий день? А отпуск?" — перечисляет наиболее популярные вопросы Оксана Овчинникова.

Что думают о борще и картошке?

"Китайцы хотят обязательно попробовать русскую кухню: борщ, пельмени. Водку тоже, но если вы думаете, что русские могут их удивить, — ошибаетесь, — смеется Исмагилов. — Наша водка — 40 градусов. У китайцев есть водка — 87 градусов. Один раз они все основные блюда попробуют, а потом тянутся к своей привычной еде. Наша еда для них — тяжелая. Поэтому мы ходим в китайские рестораны, те, где аутентичная кухня, а не "китайская еда, адаптированная для русских".
Истории о том, как китайский бизнесмен едет с деловой встречи в ресторане в дорогой отель в Москве и там заваривает китайскую лапшу, — это не байки, добавляет Овчинникова. "Они попробуют оливье и отставят тарелку. Обычные блюда — борщ, картошка, рыба — могут показаться безвкусными: они пытаются их приправить своими соусами. Или просят: "Отведите в китайский ресторан". Наша кухня им кажется простоватой. Еще китайцы дома едят по шесть-семь разных блюд на обед. Представляете, как им грустно от нашего набора: первое, второе и десерт? Я спрашивала у знакомой: "А вечером в будний день? Как вы успеваете столько готовить?" Она объяснила, что на выходных покупает и заготавливает полуфабрикаты. Меньше трех-четырех блюд на ужин в ее семье — это не ужин".

Домой везут шоколад, икру и водку

"Шоколад, конфеты — обязательно. Водка, икра, матрешки — часто. А если это бизнес-туристы, то могут пойти за золотом, шубами, янтарем. Истории о том, как китайцы массово сметают дорогие товары в ГУМе, —  неправда. Был недолгий период в 2014 году, когда рубль упал, а цены оставались на прежнем уровне. Тогда действительно туристы заходили в наши торговые центры и покупали брендовые вещи — Chanel, Louis Vuitton. Сейчас этого нет", — говорит Бреус.

На самом деле 60% туров из Китая — экономкласс, опровергает стереотип о богатых китайских гостях Рим Исмагилов. Почти все остальные — средний класс — туристы, которые селятся в гостиницы три-четыре звезды. Все они экономно тратят деньги. Китайцев-транжир нет даже среди малочисленных вип-туристов.

Принято торговаться, не принято давать на чай

Китайский турист — непростой клиент.

"Туристы почти всегда торгуются, — продолжает Оксана Овчинникова. — Они привыкли, что на рынке продавец всегда заведомо завышает цену. Порой намного. Поэтому торговаться принято. Такая традиция. Они пытаются получить скидку и в палатке с сувенирами, и в магазине. А наши продавцы к привычному для покупателя-китайца сценарию не готовы. Иногда выходит забавно. Модель такая: клиент просит скидку, продавец не уступает. Наш китайский клиент к этому готов, он разворачивается и медленно уходит. В этот момент торговец должен его окликнуть, вроде: "Бери со скидкой". А продавец молчит. Китайцев это ставит в тупик! Но кто-то возвращается, если вещь особо приглянулась".

Рим Исмагилов добавляет, что китайцы никогда не покупают импульсивно: "Они любят рассмотреть, подумать. Конечно, шоколад и магниты турист купит довольно быстро, а если выбирает дорогую вещь — это надолго".

А еще у китайцев нет традиции оставлять чаевые, отмечает Елена Бреус. "Но здесь надо понимать, что континентальные китайцы совсем далеки от этой традиции, а жители Тайваня долго находились под влиянием культуры США, Японии, им больше понятен капиталистический уклад, они могут и дать официанту на чай".

Что думают о москвичах в черной одежде?

"Любят разглядывать людей. Долго обсуждают: "Какая белая кожа! А какие высокие носы!" И могут у меня спросить: "А это у вас свои ресницы? Такие длинные?" У азиатов совсем короткие ресницы, — рассказывает Елена Бреус. — Удивляются, когда видят женщин на высоких каблуках".

Еще российская манера одеваться в черно-серое огорчает китайцев, привыкших к яркой и светлой одежде.

Они говорят с большим сожалением, передает Оксана Овчинникова: "Молодые люди так мрачно одеваются, будто они не молодые, а пенсионеры. Очень жаль".

Анастасия Степанова
Tags: Китай, Москва, маркетинг, работа руководителя, стоит прочитать, туризм
Subscribe
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 33
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments