Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Главный инструмент управления

Константин Попков в 2014 г. уехал из Екатеринбурга в США на постоянное место жительства. На Урале у него был небольшой бизнес: в 2006 г. на базе учрежденной им бизнес-школы «Топ-класс» стартовал проект «Лидер Урала». За четыре года он успел поработать в команде Шимона Переса, девятого президента Израиля и стал автором резолюции по продвижению безъядерных инициатив республики Казахстан. Кроме того, г-н Попков является приглашенным лектором Аризонского государственного университета, где читает курс «Лидерство и личное профессиональное развитие». На встрече с предпринимателями в рамках проекта «Публика моя» Константин Попков рассказал о речевых инструментах лидера и о том, почему кризис 45-ти не страшен.

Константин Попков, основатель проекта «Публика моя»:

— Я работал с людьми, которых во всем мире признают лидерами: Генри Киссинджер, Тони Блэр, девятый президент Израиля Шимон Перес, с которым я работал практически до его кончины, довелось даже общаться с Илоном Маском. Наблюдая за лидерами, я извлек три главных урока для себя. Первое — все выдающиеся лидеры являются мощными коммуникаторами и прекрасными ораторами, но не все ораторы — великие лидеры.

Второй момент: лидерство — это путь длиною в жизнь со своими стадиями и фазами. Удивительно, что этот путь не линейный. Там не просто есть свои взлеты и падения, там все гораздо запутаннее. Было отличное исследование, которое описывало опыт лидеров различных возрастов. Так вот, до 30 лет лидеры растут, накапливают опыт. От 30 до 35 лет — время первых серьезных достижений и побед. Здесь появляется синдром «первого парня» в своей отрасли, в своей компании, в своем городе. Это тот момент, когда ты чувствуешь себя королем хотя бы того небольшого бизнеса, который удалось построить. В этот момент кажется, что ты находишься на пике.

Удивительно, но время от 35 до 40 лет в биографиях многих лидеров описывается, как «самый крупный облом». Что происходит? У кого-то отнимают активы, у кого-то отжимают бизнес, у кого-то рушится брак и т.д. Это большой облом, в котором наступает просветление. Я общался с огромным количеством лидеров, и они говорят, что это период самых жестких разочарований, больших потерь. Многие здесь и заканчивают свой лидерский путь. Выбираться из этой ямы трудно, долго и сложно. Примерно к 45 годам только лидер может подняться и покорить новую вершину. В этот момент происходит понимание, что путь только начинается, а все, что было до этого, — была подготовка.

Я не знаю, как для вас, но для меня это стало большим облегчением. Я понял, что до 45 лет игра еще не началась, это только проба пера, проверка себя на прочность. И расцвет лидера наступает в гораздо более зрелом возрасте. Надо сказать, что в процессе своего общения я не встречал лидеров, которые мечтают о том, что будут встречать старость на Карибах или загорать на собственной яхте. Эти люди до конца продолжают вести деятельность, для них нет пенсии. Финишная черта — время полной самоотдачи, когда создаются благотворительные фонды, когда все заработанное отдается на различные благие цели.

Третий вывод — главная работа лидера состоит в том, чтобы преодолевать языковой барьер. И это не кросскультурная тема. Языковой барьер может возникнуть со своей командой, с начальством, с клиентами и оппонентами. Это то, что можно описать как «ну, не договорились» или «не смог продать» или «не смог убедить инвестора». Именно коммуникативные и речевые ключи помогают лидерам пробить тот стеклянный потолок, который тормозит выход на новый уровень доходов, самореализации, амбиций.

Речь — инструмент лидера, которым он пользуется, чтобы решить те или иные задачи. Что я увидел, когда работал с мировыми лидерами? Их речь отличается простотой, ясностью и краткостью. И когда в России совещания и встречи могут длиться бесконечно, я вспоминаю совет директоров в американской компании, где я работал, который один раз в месяц собирался на час и решал абсолютно все вопросы. И всем все было понятно. Знакомый банкир недавно мне рассказывал, что последний раз сидел семь часов на заседании правления и ничего не понял, хотя является его председателем.

Мы живем в обществе черновиков первой редакции. Мы привыкли отправлять сообщения не читая, писать посты в социальные сети не перечитывая, в итоге там много ошибок. И говорим мы так же, по черновику, не очищаем свою речь.

С точки зрения подчиненных, руководители только и делают, что говорят: на встречах, на совещаниях. Так вот, насколько ясно вы излагаете свои мысли — настолько вы эффективны. Сегодня смысловой коммуникативной единицей является питч — емкое, короткое, информативное сообщение по сути. Речь, как спич, уже в прошлом. Вступительная часть, основная часть, яркие иллюстрации и заключение — тоже в прошлом. Руководители готовы слушать подчиненного минуту, не больше. Если за минуту вам не объяснили суть, вы говорите: «Скажи главное, непонятно».

Мой друг Антон Тодосийчук, который раньше руководил Ситибанком, сейчас работает у Грефа в Москве. Он занимается приложением Сбербанк.Онлайн. Раз в месяц он докладывает о работе 70-ти человек: сумасшедших айтишников, дизайнеров, программистов. Так вот он говорит, что презентация в пять слайдов — это очень много. Нужен один слайд, но чтобы сразу, за три секунды все было понятно. То есть требования такие, чтобы слайд был как билборд. И теперь представьте, когда стартаперы готовят 125 слайдов, на которых излагают свою блестящую идею? Все меняется.

Какими инструментами должен владеть лидер?

Во-первых, он должен уметь презентовать себя и свой бизнес. Презентация — это не только слайды. Слайды — наименее эффективный способ презентации. Для руководителей куда эффективнее презентация на пальцах или презентация с маркером.

И нужно понимать, что руководитель должен очень четко формулировать мысли, потому что если он плавает, то все, кто дальше по иерархии, презентуют идеи подчиненным еще хуже.

Второе — важно уметь использовать язык решений. Вот совсем недавно мне приходилось заказывать сайт для своей компании. Вы давно с таким сталкивались? Это очень непростое занятие. Я спросил: «Ребята, сделаете нам сайт?», они говорят: «Сделаем, а какой вам нужен?». Я говорю, что сайт нужен хороший, чтобы все было понятно. От них вопрос: «А какой функционал, а на какой платформе, а вам нужен сайт-визитка или другой, а вы хотите интеграцию с битрикса?». То есть на меня посыпался миллион вопросов. Это касается не только сайтов. Сегодня хорошую услугу получить еще надо постараться. Какой ответ я ждал от ребят? Очень просто, нужно использовать язык решений: «Мы уже посмотрели в интернете историю о вашем бизнесе, вам подойдет, с нашей точки зрения, вот такое предложение. Есть три варианта: за десять тысяч, за пятьдесят тысяч и за сто тысяч рублей. Мы рекомендуем за сто».

Третий инструмент — совещания и планерки. Вот реальная история. Мне недавно рассказывал сотрудник одной из компаний: «Наш руководитель прекрасный оратор! Харизматичный лидер. На последнем совещании мы слушали его два часа, прекрасная речь. Одна проблема — мы потом идем с совещания по кабинетам и думаем, а что нам поручили делать, какие задачи поставили?». Ораторское мастерство сегодня — это как говорить меньше и с большим результатом.

Четвертый инструмент — разговоры с сотрудниками один на один. В западных компаниях является стандартом, чтобы руководитель раз в неделю разговаривал с каждым из своих непосредственных подчиненных 30 минут. Это беседа — не разбор полетов, не обучение, это беседа о жизни, о проблемах, о будущем: о карьере, о планах личного развития. Это мощный инструмент вовлечения сотрудников в работу, мощный инструмент мотивации.

И сейчас, когда внедряются различные сервисы, которые позволяют ставить задачи сотрудникам онлайн, очень важно беседовать. Когда руководитель общается лично, дела идут лучше. Мое мнение, что личные беседы — это главный инструмент управления. 

Это очевидные вещи. Все вроде бы все знаю, но вопрос в том, как успешно мы всем этим пользуемся?

Текст: Екатерина Тарханова, DK.RU
Tags: знания, мудрые слова, примеры из-за рубежа, стоит прочитать
Subscribe
promo zm_sochi май 14, 2014 13:12 33
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments