Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Category:

Почему европейские власти Airbnb гнобят, а российские – лелеют?

Обсуждение реакции государства на предложение запретить в стране Booking.com отодвинуло на задний план не менее острую тему, связанную с другим глобальным туристическим сервисом – онлайн-площадкой для бронирования апартаментов Airbnb. Ей стремятся перекрыть кислород отнюдь не российские власти, а муниципалитеты европейских столиц. Обсуждение этой новости на страницах в социальных сетях поляризовало мнения: от «так им и надо» до «руки прочь от любимой компании».



Диван за 15 €

В конце прошлой недели мировые СМИ буквально в один день разразились сообщениями о санкциях к сервису, принятых властями сразу трех крупных европейских столиц. В Копенгагене его обязали передавать налоговым органам данные о клиентах, сдающих жилье туристам. Кроме того, владельцам недвижимости ограничили максимальный срок её передачи в посуточную аренду 70 днями в году. В Берне запретили покупку и перестройку вторичного жилья для последующей сдачи в краткосрочный наём путешественникам через Airbnb и подобные электронные площадки. А в Амстердаме с этой онлайн-платформой не смогут сотрудничать собственники квартир в оживленных районах.

Почему муниципалитеты перечисленных, да и других европейских городов так невзлюбили Airbnb?

Прежде всего, из-за сложности, а подчас и невозможности контролировать поступление налогов с арендодателей, сдающих жилье туристам.

Онлайн-сервис пока самоустраняется от контрольных функций практически повсеместно (единственное на сегодня исключение – Дания), его клиенты тоже не особо спешат сообщать о дополнительных доходах фискальным органам. При этом желающих подзаработать через Airbnb в европейских городах, пользующихся популярностью у путешественников, немало. Вот, например, какими наблюдениями делится в комментарии на Фейсбуке Роман Сологуб, проживающий в Бельгии: «В Брюсселе почти у всех владельцев квартир на верхних этажах есть гостевой чердак. При средней цене в 40–45 € за ночь маленькая rooftop комната приносит хозяину минимум 500–600 € в месяц, некоторые получают и тысячу, и полторы». Эксперт приводит и вовсе курьезный пример: «Приятель, проживающий недалеко от площади Гранд-Пляс в центре Брюсселя, сдаёт через Airbnb диван в гостиной (!) – 15 € с человека + 10 за второго гостя + 7 € за клининг. Этот микробизнес покрывает ему больше половины суммы, которую он платит за аренду квартиры».

Есть и еще одна причина недовольства властей европейских городов в отношении Airbnb. Владельцам жилья выгодно сдавать его туристам посуточно. Всё больше арендодателей выбирает именно такую модель, а предложение долгосрочного найма для резидентов сокращается, его стоимость растет. Естественно, муниципалитеты опасаются увеличивающейся из-за этого социальной напряженности.

А что в России?

Судя по комментариям на Фейсбуке, впечатления наших потребителей услуг Airbnb от личного опыта использования этой площадки сильно разнятся.

«Прекрасный выбор, отличные цены, возможность отдохнуть по-домашнему в другой стране и пообщаться с местными жителями, увидеть их жизнь изнутри», – пишет Татьяна Дьяконова. «Сервис не понравился. Комиссию списывают вперед. Я готов платить за качественную услугу, но не за еще не сделанную работу», – оппонирует Сергей Сидоров. «Владельцы Airbnb такие сливки снимают, что ахнуть можно», – сетует Artem Bobrovnikov, очевидно, имея в виду неадекватное, по его мнению, вознаграждение онлайн-посредника.

А каково отношение к онлайн-сервису нашего государства, а также гостиничного бизнеса, для которого он выступает конкурентом?

Напомним, Ростуризм еще в июне прошлого года договорился с Airbnb о сотрудничестве и реализации культурных проектов, направленных на развитие индустрии гостеприимства в России. Очевидно, ведомство исходило из того, что такое взаимодействие – эффективный и совершенно бесплатный способ продвижения въездного туризма. Особенно в преддверии мундиаля-2018.

Оппонентом такого решения тогда сразу выступила ФРиО (Федерация рестораторов и отельеров), в которой рассматривают онлайн-площадку как недобросовестного соперника. Ведь на владельцев частных квартир, сдающих их в аренду туристам, не распространяются жесткие требования, предъявляемые к гостиницам, – ни по уровню сервиса, ни по обеспечению безопасности гостей.

Пока на позицию бизнеса власти закрывают глаза.

Как и на два других деликатных обстоятельства. Во-первых, сервис еще в марте прошлого года закрыл российское юрлицо, дочернюю компанию «Эйрбиэнби Раша». Формальная причина – оптимизация операционной структуры, однако некоторые эксперты усматривают целью уход от уплаты налогов в бюджет РФ. Во-вторых, Airbnb пока четко следует международной политике непризнания Крыма российским – площадка не размещает предложения по полуострову, что явно противоречит нашим интересам по продвижению этого региона. Кстати, у того же Booking.com есть возможность, пусть и путем «хитрого» поиска, выйти на крымские объекты размещения и бронировать их.

Очевидно, до завершения чемпионата мира по футболу государству важнее использовать ресурс Airbnb для популяризации туризма в Россию. Однако можно предположить, что по окончании мундиаля властям придется учесть назревшие противоречия во взаимоотношениях с сервисом и, возможно, внести соответствующие поправки в соглашение о сотрудничестве с ним.

Дмитрий Даниленко
Tags: гостиничный бизнес, кризис, маркетинг, примеры из-за рубежа, роль государства, стоит прочитать, тенденции, туризм, экономика
Subscribe
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment