Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

В чем причина провала ряда здравниц в России?

Для санатория "Знание" уже седьмой год подряд становится годом новых рекордов - растет выручка, глубина продаж, оснащение номеров, медицинского центра. Развивается инфраструктура спорта и услуг для маленьких гостей. И это всё - без каких-либо инвестиций со стороны и без кредитов со стороны банков. Но, в целом по отрасли, все не так... Журналисты издательского дома "Коммерсантъ" попытались разобраться в тенденциях!

Санатории растеряли гостей
Их выручка снизилась



Рост популярности массового выездного туризма стоил российским санаториям части клиентов: по итогам 2017 года их общая выручка снизилась на 4%, таким же может оказаться падение и в этом году. Несмотря на то что спрос на санаторно-курортные услуги снижается менее выраженно, чем интерес к внутреннему туризму, участники предупреждают, что перспективы отрасли продолжают оставаться туманными. Здравницам не хватает качественного продвижения и интегрированности в общую систему здравоохранения.

По итогам 2018 года объем рынка санаторно-курортных услуг России сократится на 4%.

Такие прогнозы в своем исследовании дает Ассоциация оздоровительного туризма (АОТ). По ее расчетам, по итогам 2017 года суммарная выручка санаторно-курортных учреждений достигла 132,7 млрд руб., то есть в 2018 году показатель может снизиться до 127,4 млрд руб.

Отрицательную динамику отрасль показала и в 2017 году, когда суммарный доход предприятий снизился на 4%, число отдохнувших в санаториях — на 9,5%, до 5,59 млн человек. Выручка ста крупнейших санаториев, согласно расчетам АОТ, по итогам прошлого года снизилась менее существенно — на 0,8%, до 31,8 млрд руб.

Средний уровень загрузки крупнейших санаториев в прошлом году снизился на два процентных пункта, до 70%. Председатель АОТ Елена Трубникова объясняет спад частичной переориентацией туристов на отдых на массовых зарубежных направлениях, прежде всего в Турции.

Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин объясняет, что негативная динамика на рынке санаторно-курортных услуг выражена меньше, чем в сегменте всего внутреннего туризма. «Если по итогам прошлого года спрос просел в целом на 12–15%, интерес к санаториям сократился не более чем на 1–1,5%»,— рассуждает он. Господин Ромашкин объясняет, что средний чек на оздоровительный отдых выше, чем на базовый пляжный тур, и аудитория намного более консервативна. «Две недели в санатории в Ставропольском крае обходятся в среднем в 45–48 тыс. руб., поездка на Черноморское побережье — в 30–35 тыс. руб.»,— объясняет он. При этом, по словам господина Ромашкина, у российских санаториев практически нет конкурентов с точки зрения лечебных услуг: «Здравницы с похожей специализацией есть, например, в Карловых Варах, но стоимость поездки будет значительно выше, а спектр услуг — уже». Он не исключает, что негативный эффект на рынок в этом году окажет введение курортного сбора: в Ставропольском крае его размер составляет 50 руб. за человека в сутки, в Алтайском крае — 30 руб.

По прогнозам Елены Трубниковой, негативный тренд в санаторно-курортной отрасли может переломиться в 2019 году: с этого момента компании могут начать показывать рост выручки на 4–6%. Она связывает это с дополнительными инвестициями: по целевой программе развития внутреннего и въездного туризма в 2019–2025 годах в развитие этих рынков может быть дополнительно вложено 445 млрд руб.

Но исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе сомневается, что именно у санаторно-курортного комплекса сейчас существует потенциал для серьезного увеличения показателей деятельности: «Многим санаториям нужно подтягивать не только существующую медицинскую инфраструктуру, но и заниматься продвижением: сейчас информация о них практически отсутствует в публичном поле». Кроме того, по словам госпожи Ломидзе, эти учреждения фактически находятся за пределами существующей системы здравоохранения. «В советское время существовала четкая связка: поликлиника—амбулаторное лечение—рекомендации по отдыху в санатории, сейчас таких рекомендаций пациенты не получают»,— рассуждает она. При этом существенного падения показателей санаторно-курортной отрасли в АТОР также не ждут. «На коммерческую загрузку приходится менее 50% от общих мощностей санаториев, все остальное обеспечивается ведомственными работниками и социальными путевками»,— объясняет госпожа Ломидзе.

Источник!
Tags: здоровье, кризис, лечение в санатории, маркетинг, работа руководителя, роль государства, статистика, стоит прочитать, тенденции, туризм, управление, экономика
Subscribe
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 33
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments