Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Десять лет после войны «08.08.08»: что изменилось в туристической отрасли Абхазии?

8 августа, исполнилось ровно 10 лет со времён «пятидневной» войны России с Грузией, или как ещё её называют – войны «08.08.08» или войны по принуждению Грузии к миру. И хотя основные военные действия разворачивались в Южной Осетии, эта война оказала огромное влияние и на другую бывшую территорию Грузии и один из главных черноморских курортов СССР – Абхазию, которая благодаря грузинской агрессии обрела официальное признание России в качестве независимого государства. После завершения войны туризм в Абхазии стал бурно развиваться.

Однако в последние два года страна столкнулась с кризисом в курортной отрасли. Смогла ли Абхазия нащупать пути выхода из него?

И как вообще за последние 10 лет изменились в республике туристическая отрасль, курортная инфраструктура, структура въездного турпотока? Об этом корреспонденты инфогруппы «ТУРПРОМ» спросили ведущих туроператоров, специализирующихся на Абхазии.




«Огромная страна, такая как Россия, - это весь мир для маленькой страны, такой как Абхазия. Мы можем реализовать все наши интересы через Россию», - заявил сегодня информационному агентству «Спутник» Сергей Шамба, который был министром иностранных дел Абхазии в августе 2008 года. Одной из «индустрий», реализующих эти интересы, логично оказывается туристическая – Россия является основным поставщиком туристов на пляжи Абхазии.

Впрочем, как отмечают эксперты туррынка, турпоток в эту страну в последние годы медленно ослабевает.

«Лицо» российского туриста изменилось, и ностальгический фактор, прежде притягивавший туристов в Гагру и Пицунду, играет всё меньшую роль. Современный турист ищет не только бюджетного отдыха, но и соответствующей инфраструктуры, причем не только отельной, поэтому после всплеска, вызванного «закрытием» Турции, Абхазия продолжает терять туриста. Причин много: это и ЧП 2017 года – убийство туриста и пожар на складе боеприпасов, и растущие запросы туристов, и острая конкуренция – не только с выездными направлениями, но и с курортами Краснодарского края и Крымом. Даже игроки туристического рынка, утверждающие, что турпоток в Абхазию более-менее восстанавливается, иногда отмечают, что это «вопреки», а не «благодаря». Однако также они отмечают усилия тур. рынка Абхазии по привлечению российского турпотока.

Отметим, туристы были в Абхазии и в 2008 году в момент начала войны в Южной Осетии. Причем по оценке абхазской стороны – именно мирная активность России предохранила тогда страну от участи оказаться снова ареной боевых действий грузинской армии.

«Это был период провокаций на границе между Абхазией и Грузией, хотя там были миротворческие силы <...> События проходили летом; было много туристов, в том числе россиян. В то время Россия начала ремонт железной дороги в Абхазию. В Абхазию прибыли четыреста железнодорожников. Это много людей. Я и многие другие люди считают, что это было своего рода предостережением для Грузии, поэтому они направили свою агрессию в отношении Южной Осетии», - оценивает Сергей Шамба.


При этом эксперты отмечают, что за десять лет «сам профиль» российского туриста существенно изменился, и эти перемены не в пользу Абхазии.

«Изменился профиль туриста, который выбирает Абхазию. Раньше, в основном, это были люди среднего и старшего возраста, выбирающие это направление в качестве ностальгического, когда был памятен отдых в Абхазии времён СССР. Другая категория людей выбирала бюджетный отдых, а Абхазия вполне соответствовала этому критерию. Сейчас туристы стали более требовательно относится к условиям своего отдыха, к месту отдыха, инфраструктуре, безопасности, наличию медицинской помощи и скорости её оказания. И тут Абхазия стала проигрывать конкурентам», - рассказала Ирина Глазкова, исполнительный директор туроператора «Роза Ветров».


В текущем сезоне ситуация такова, что Абхазия очень сильно проигрывает своем непосредственному конкуренту – Краснодарскому краю, причем по всем параметрам, считает собеседник. «Неоспоримыми  достоинствами Абхазии по прежнему остаются только удивительной красоты природа, горы и море. Но, к сожалению, любителей этих абстрактных понятий, не подкреплённых другими достоинствами, стало меньше...», - отмечает эксперт.

Соответственно, тенденция падения спроса на Абхазию продолжается.

«На сегодняшний день мы оцениваем падение в размере 10-15% по сравнению с прошлым годом. Если сравнивать с 2016 и 2015 годами, то падение можно оценить в 25-30%. Думаю, что эта тенденция сохранится и в следующем году», - пояснила Ирина Глазкова.


Впрочем, эксперты не отрицают: «свой» турист у направления есть. Он прекрасно понимает, в какой регион он едет, и что там может получить.

«У этого региона  есть свои постоянные туристы, которые не перестают восхищаться природной красотой этого замечательного края. Также туристы стали выбирать комбинированные туры Абхазия как экскурсионный тур + Сочи как пляжный отдых», - прокомментировала глава направления Абхазия туроператора «Ванд» Елена Литвина.

Тем не менее, по её словам, Абхазия по мере сил и возможностей стремится следовать за возросшими запросами «своего» туриста. «В Абхазии можно найти как бюджетный отдых, так и роскошные отели. Пока, к сожалению, их не так много, но в этом году открылось несколько новых современных пансионатов. Что для нас отдельно приятно - абхазские партнеры стали более оперативно реагировать на изменения спроса на рынке. Уже сейчас мы готовы предложить экскурсионные туры на НГ и Рождество», - добавила Елена Литвина.


Впрочем, есть и те, кто оценивают ситуацию по Абхазии со сдержанным оптимизмом, хотя и утверждают, что спрос держится «скорее, вопреки, чем благодаря».

Так оценивают картину эксперты туроператора «Криптон». «Турпоток начал потихоньку восстанавливаться. К примеру, у нас рост порядка 10-15% по отношению к прошлому году. Но это спрос вопреки, чем благодаря. Рост происходит по тем объектам, которые очень взвешенно подходят к ценообразованию, а конкретно - даже снизили цены по отношению к прошлому году. Отзывы клиентов в этом году неплохие, так что есть надежда, что и на следующий сезон тренд сохранится», - считают в компании. При этом, по оценкам «Криптона», Абхазии надо развивать уже сформировавшуюся у «своих» клиентов модель, которую можно описать слоганом «бюджетно и экологично».


«В рамках продаж туроператора «Интурист» в 2017 году ситуации, происходившие на территории республики Абхазия, существенно не повлияли на общий объем турпотока, точечно наблюдался малозаметный спад в критические даты произошедших в стране событий. Основным фактором, влияющим на продажи была и остается цена», - подчеркнула Наталья Фокина, руководитель направления Абхазия турпоператора «НТК Интурист». По ее словам и 2018 год также не является исключением. «Отели, выбравшие гибкую взвешенную ценовую политику имеют высокую загрузку на сезон, остальные объекты недополучили своего клиента и загружены только на пиковые даты. Общий уровень загрузки туристов соответствует  сезону 2017 года с незначительными колебаниями, связанными с распределением потока туристов на новые отели», - отметила Наталья Фокина.

Эксперт также отметила, что Абхазия, как и раньше, в сознании многих остается под знаком бюджетного отдыха.

«Ежесезонно первыми уходят в продажу брендовые объекты размещения, пользующиеся популярностью за счет своей инфраструктуры, и зарекомендовавшие себя на рынке недорогие отели без услуг питания». Однако, по ее словам, за последние годы в стране появилось много новых отелей на любой вкус и кошелек: от комфортных экономов до современных гостиниц. Поэтому общепринятую картину «бюджетного отдыха» Абхазии  начинает перевешивать желание туриста получать лучший уровень обслуживания, удобства и сервиса. «И, соответственно, турист готов за это платить. Каждый отельер трепетно относится к своему объекту размещения, и хотелось бы пожелать, чтобы и общий уровень сервиса, чистоты и порядка в Абхазии поддерживался руководством страны», - резюмировала Наталья Фокина.

Источник!

Tags: Абхазия, кризис, маркетинг, работа руководителя, роль государства, стоит прочитать, тенденции, туризм
Subscribe
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments