Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Categories:

Аудитория 100+. Как Япония приняла старость и сделала долголетие национальной стратегией?

Еще полвека назад в стране насчитывалось всего 327 человек, которым исполнилось сто и более лет. В прошлом году их было уже 67 824.

Запад не особенно сильно проникся книгой Линды Грэттон и Эндрю Скотта «The 100-Year Life» («Жить 100 лет») – ее продажи были довольно скромными. Однако в 2016 году она была переведена на японский и стала бестселлером. Ее публикация в самой «стареющей» стране мира (27% населения старше 65 лет, а смертность уже более 10 лет превышает рождаемость) произвела настоящий фурор.

В книге говорится, что все, начиная от самих людей и заканчивая институтами власти, должны готовиться к тому времени, когда до 100 лет будут доживать миллионы людей. В Японии это можно себе представить. Еще полвека назад в стране насчитывалось всего 327 человек, которым исполнилось 100 и более лет. В прошлом году их было уже 67 824 – самое большое количество долгожителей в стране на душу населения.



Япония отнеслась к идее принятия жизни до и после 100 лет, как к комплексной стратегии – подобно тому, как человек в возрасте наконец-то признает, что ему нужны очки и слуховой аппарат, пишет журналист Financial Times Лео Льюис.

Страна уже смирилась с негативными последствиями старения своего населения, увеличив расходы на здравоохранение и создав так называемые «города деменции», пятая часть населения которых страдает от снижения когнитивных способностей. Теперь пришло время обратить внимание и на позитивные стороны. В прошлом году потребительские расходы наиболее сильно выросли в возрастной группе 59+. В то время, как молодые японцы экономят, пожилые тратят куда больше на мясо, автомобили, смартфоны и групповой туризм.

Торговые агенты в Японии сортируют предложения о покупках по трем категориям: компании, которые управляют домами-интернатами; производители роботов для помощи или замены стареющих сотрудников; фитнес-центры для пожилых фанатов здорового образа жизни. Решение Японии принять долголетие и жить по новым правилам похвально, но только время покажет, сможет ли страна его окупить. Один из экспертов в области японской демографии Флориан Кельбахер считает, что Япония довольно поздно решила действовать – разрабатывать политику и продукты специально для своего стареющего населения: «Причина, возможно, в том, что мы все еще воспринимаем старение как проблему, а не как возможность».

Негативный взгляд на старение выглядит убедительным.

Автор книги «Future Chronology» (2017), также ставшей бестселлером, Масаси Кавай предполагает, что технологии не смогут справиться с проблемой, и предсказывает мрачное будущее, в котором Японии не будет хватать ни крематориев, ни монахов для проведения похоронных ритуалов. Вообще риски для казны очевидны: к 2025 году, когда поколению послевоенных бэби-бумеров исполнится более 75 лет, расходы на соцобеспечение серьезно вырастут, ведь в Японии по мере старения пациентов они несут все меньше расходов на свое лечение. Однако видение может быть и не таким «апокалиптическим» – если принять во внимание желание самих японцев сохранить здоровье и активно трудиться (по данным за 2016 год 3,36 млн жителей страны старше 69 лет продолжали работать).

Успех книги «The 100-Year Life» подтолкнул Японское геронтологическое общество пересмотреть в сторону повышения определение «пожилого человека» – с 65+ до 75+. Словосочетание «hyakunen jinsei» (100 лет жизни) вошло в корпоративный язык: многие крупные компании (в сфере финансовых услуг или строительства) используют его для обновления своих бизнес-моделей. В других отраслях, к примеру, вкладываются в производство роботов-помощников и экзоскелетных костюмов для пожилых сотрудников.

Одна из авторов книги, профессор в области практического менеджмента из Лондонской школы бизнеса Линда Грэттон стала советником японской правительственной верхушки. В прошлом году она сообщила министрам страны, что примерно половина японских детей, рождающихся в настоящее время, будет жить до 100 и более лет. В августе труд Грэттон и Скотта переиздадут в форме манги – редкая честь, которой удостоены немногие (например, Карл Маркс и Джон Мейнард Кейнс) – чтобы она достигла еще большей читательской аудитории.

Книга весьма понравилась японскому премьер-министру Синдзо Абэ. 63-летний политик увидел, что она с ее оптимистическим настроем вполне вписывается в политику, которую он (по мнению критиков, без особого успеха) продвигал в стране: к примеру, политику увеличения дошкольных учреждений для детей, оба родителя которых работают. Спустя год после публикации книги был создан Совет по строительству общества для столетних граждан (Council for Designing the 100-year Life Society). Председателем совета стал сам Абэ, в него также вошла 83-летняя Масако Вакамия, лишь несколько лет назад освоившая азы программирования и с успехом создающая игры и приложения для iPhone.

«Можно задаваться вопросом, почему Япония так поздно решила принять долгожительство своих граждан. Зато теперь она стала единственной в мире крупной страной, которая официально сделала долголетие своим национальным проектом», – уверяет профессор Грэттон. Быстрее всех на новый курс отреагировали телевизионщики. В одном из самых популярных шоу в стране – «До и после» – уже появился сюжет о том, как 70-летние пары могут обустроить дома, чтобы там было удобно жить со своими 100-летними родителями.

Крупнейшие японские фондовые компании – Nomura и Daiwa – также обратили свое внимание на эту группу населения, переориентировав армию своих продажников на оказание личных услуг своим стареющим клиентам. Их стратегия также изменилась: теперь они не навязывают продажи, а терпеливо обсуждают нужды клиентов.

Интересно также, как на изменение политики отреагировали девелоперы японского рынка недвижимости. Средний срок службы дома в стране – 30 лет. И если земля, на которой построен этот дом, сохраняет свою ценность, ценность самого дома падает до нуля примерно за 8 лет до окончания 30-летнего срока. То есть, старые дома приобретают, чтобы почти сразу их снести. Проблема в том, что средний возраст тех, кто впервые покупает недвижимость, неуклонно растет. Они не хотят сносить и заново отстраивать дома в старости, их интересуют дома с большим сроком службы (например, до 50 лет), построенные из более долговечных материалов.

Ожидается, что к 2030 году строительство новых домов в Японии значительно снизится – до 550 000 (в 2016-м было построено 970 000 домов). Это вынуждает одну из крупнейших в стране строительных компаний – Daiwa House – реформировать свой бизнес. Более того, долгожительство также вынуждает компанию реагировать на массовое старение штата строителей: облегчать их труд и упрощать дизайн домов.

В июне Совет по строительству общества для столетних граждан опубликовал свои рекомендации, спустя 2 дня они были приняты кабинетом министров страны. В них подчеркивалась необходимость увеличить зарплату сотрудникам, оказывающим долгосрочную медицинскую помощь, расширить возможности для повторного образования и поднять уровень занятости пожилых японцев. Последнее, по мнению экспертов, важнее всего: большинство жителей страны по финансовым или социальным причинам не хочет выходить на пенсию в возрасте 65 лет. Согласно опросу кабмина, около 40% из них хотят работать до тех пор, пока они будут физически на это способны, 35% планируют трудиться, как минимум, до 70 лет.

Более серьезные реформы приведут к отмене обязательной системы выхода на пенсию и внесения изменений в систему оплаты, основанной на трудовом стаже и плохо приспособленной к наступившей эпохе долгожителей. Однако, как утверждает экономист Наохиро Ясиро из Женского университета Шова, слишком многих в правящей Либерально-демократической партии устраивает статус кво – они закрывают глаза на необходимость реальных реформ. У профессора Грэттон другое мнение: «В Японии нашу книгу всегда считали книгой не о пенсиях, а о возможностях».

Денис Шлянцев
Редактор раздела World Press
Tags: Япония, знания, маркетинг, о старости, от возраста дожития к возрасту счастья, примеры из-за рубежа, работа руководителя, серебряный возраст, стоит прочитать, счастье, тенденции
Subscribe
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 33
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments