Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Велика Россия. А работать некому!

Пишет Александра Домина из крутого санатория в горах Rosa Springs 4*:

- Казалось бы, половина России мечтает переехать или переезжает-таки в Сочи, но работать все равно некому.
Нам, например, нужен маркетолог (скажем так, младший маркетолог), дизайнер, SMM-щик. З/п средняя по рынку. И даже звезд не ищем, молодые таланты с не самым мощным опытом подойдут. Но нет. Уныние на бирже труда.

И это не только ее проблема (хотя в горах вопрос поиска и привлечения сотрудников и руководителей особенно остро стоит).

Но суть в другом! Выбрав путь капитализма, мы обрекли себя на вечную нехватку людей в свои предприятия.

Причем это касается и совсем маленьких проектов, и стартапов, и среднего бизнеса, и крупных корпораций, и государственных структур... Это касается всей нашей страны, как, впрочем, и всех других стран.

Людей нет и не будет!




Почему так?

Давайте возьмем, для примера, наш небольшой Сочи и попробуем вместе разобраться - Почему и отчего такие сложности с поиском и набором сотрудников? Почему вообще нет людей с нужными навыками? Почему отсутствуют вроде как элементарные навыки у соискателей, а их зарплатные ожидания никак не коррелируют с тем, какую на деле пользу они могут принести своей организации?


В Сочи сейчас по фоициальным данным примерно 540 000 населения. По неофициальным - до 750 000 человек и я склоне ко второй цифре, так как в городе живет и работает очень много людей без местной регистрации.

Внешне Сочи сейчас самый классный город с точки зрения поиска людей на работу - много жителей именно в трудоспособном возрасте от 25 до 45 лет. Казалось бы - только размещай объявления и сразу толпа желающих со всей страны к тебе тут же ломанется.

Но в реальности все совершенно иначе. По затратам на жизнь Сочи достаточно недешевый город: продукты дорогие, жилье дорогое, вещи дорогие, кафе и рестораны тоже. Нет, конечно, есть и покупать все самое дешевое, питаться в местных довольно симпатичных столовых (туристы так и делают), но сами сочинцы стараются поддерживать более высокие стандарты жизни.

Итого, если человек приехал в Сочи и снимает квартиру, то ему на жизнь нужно не менее 25-30 тысяч зарплаты + 20-25 тысяч на аренду жилья.

Как мы видим, меньше 45-50 тысяч никак не получается.

Теперь давайте посмотрим число предприятий в Сочи - а их порядка 35 000! Прилично так!

И каждому нужен директор, каждому нужен бухгалтер.

Несколько тысяч предприятий достаточно крупные - там нужны и начальники отделов, и топ-менеджеры, и менеджеры по продажам, и специалисты по it-индустрии...  Получается, как в советские времена с санаториями - самих здравниц построили за сотню, а врачей нужных в таком количестве нет и не предвидится. В итоге во времена СССР санаторно-курортный комплекс переманивал вовсю врачей и медсестер из местных больниц, а те, в свою очередь, переманивали их из санаториев. В ход шли все возможные "плюшки", вплоть до предоставления служебных квартир и квартир в личное пользование.

Вот так и сейчас: Где взять в Сочи пять тысяч хороших специалистов по it-индустрии?! Разумеется, таких нет и не будет.

А где взять пять тысяч хороших управленцев с опытом руководящей работы, да чтобы еще и в управлении людьми были профессионалами, чтобы знали современное законодательство, чтобы разбирались в маркетинге и продажах?

Нет таких...

Но и экономика курорта никак не позволяет платить среднему добросоветсному специалисту 45-50 тысяч рублей в месяц. Ведь сверх этой суммы предприятие должно оплатить налоги - а это еще примерно 25-30 тысяч рублей ежемесячно!

Но вся экономика курорта в целом никак не позволяет платить эти деньги. Курорт не продает своих услуг (это, в первую очередь, услуги в сфере туризма, во вторую это недвижимость, далее - агропромышленный комплекс (чай, форель, орехи и др.) на ту сумму, которая позволяла бы предприятиям спокойно платить работникам достойные зарплаты).

Вот и получается, что кто-то из предприятий - лидеров в своих сегментах более менее обеспечивают своих сотрудников круглогодичной работой и приличной по местным меркам зарплатой. А кто-то не выдерживает реальных условий и уходит в тень, экономя на уплате налогов, на зарплатах, на инвестициях в продвижение, в оснащение техникой и оборудованием, в развитие it-составляющей... Некоторые экономят даже на соблюдении противопожарных норм и мы получаем трагедии, которые уносят уже человеческие жизни, как это случилось в недавнем пожаре с гибелью 10 человек в Адлерском районе рядом с ж/д вокзалом.

Что же нас ждет? Как и что сделать, чтобы устоять в непростые времена и идти вперед, несмотря на все трудности?

Не буду оригинальным, расскажу о том, что мне удалось подглядеть из зарубежных и российских решений, на практике доказавших свою эффективность...

Первое - научиться предлагать сотрудникам и руководителям не только работу и зарплату, но и нечто большее (смысл в работе, возможность развития и обучения, возможность решения ряда жизненно важных проблем и др.);

Второе - искать людей в команду не тогда, когда вдруг освободилась та или иная позиция, а сделать этот процесс постоянным. А пока Вы не можете взять именно этого классного специалиста, думайте, как с ним сработать уже сейчас, чтобы у Вас появился с ним опыт совместной деятельности (пригласить его на платную консультацию, сработать с ним в каком-либо общественном проекте и т.д.);

Третье - сделать из своего предприятия несомненного Лидера в своем сегменте, чтобы людям самим хотелось идти к Вам на работу;

Четвертое - учиться так повышать эффективность бизнес-процессов на предприятии, чтобы доходы компании легко позволяли платить чуточку больше, чем это имеет место быть на рынке (значит, надо смотреть и размер выручки в год на одного сотрудника, смотреть объем налогов в год на одно рабочее место, считать доход с номера в год для отелей и со столика в год для ресторанов и т.д.);

Пятое - не пытаться решать все проблемы самостоятельно, а активно выстраивать маркетинговые пулы со смежниками. Тем же отелям нужно не с Букинг.ком дружить исключительно, а с ведущими местными турфирмами и туроператорами, с местными классными рекламщиками, с партнерами из других сфер.

И даже продвижением нужно заниматься не самостоятельно, а сразу некоторым пулом - элементарно буклет сделать сразу с участием отеля, турфирмы, ресторана, экскурсионной фирмы, объектов показа и др.

Нужно всячески работать над снижением затрат по обслуживанию отдельно взятого Клиента - как за счет роста потоков этих клиентов, так и за счет внутренней оптимизации, за счет повышения эффективности каждого сотрудника и всего предприятия в целом.

А учить своих сотрудников тоже самостоятельно или все же вместе дешгевле и эффективнее?

Кто сможет перестроить свой образ мыслей и действий - тот победит в итоге!


P.S.
По этой же теме очень толковая статья "Вопрос дня: Где нам взять новых инженеров?"

Tags: Дмитрий Богданов, кризис, маркетинг, непрофессионализм, работа руководителя, стоит прочитать, тенденции, управление, экономика
Subscribe
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments