Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Category:

Туризм. Личный опыт...

Владелица туристического агентства MAYEL Travel Майя Котляр рассказала ТАСС о балансе в личной жизни и бизнесе, индивидуальных путешествиях с грузинским акцентом и о том, почему репутация — это не пустой звук.



— Майя, когда вы впервые задумались о собственном малом бизнесе?

— Давайте тогда немного предыстории: я родилась в семье грузинских евреев. Семья у меня традиционная, родители всегда видели меня в роли послушной дочери, а затем уже в качестве жены своего мужа и матери. На протяжении долгого времени я старалась соответствовать их ожиданиям, закончила по их настоянию мединститут по специальности  "провизор ". Уже тогда понимала, что не мое. Но я была упертая — добившись максимальных высот в этой профессии, потом сделала карьеру в фармацевтическом бизнесе. Остановилась, когда поняла, что, имея месячную зарплату в несколько тысяч долларов в статусе бренд-менеджера, я не чувствую себя счастливой, а работаю "как белка в колесе". Тогда пришли первые мысли о бизнесе, это был 2008 год.

— К тому моменту у вас не было баланса в карьере и личной жизни?

— Нет, у меня просто не было времени на личную жизнь: я работала, постоянно строя карьеру. В какой-то момент мама сказала, что я работаю наравне с мужчинами. Вот только счастья мне это не приносило. Мне было 25 лет,  я могла позволить себе почти все, о чем мечтают "белые воротнички": путешествия, брендовые вещи, но не было одного — свободы. Оказалось, мне она нужна как воздух. Поэтому я оказалась заперта "в клетке", кроме того, наступило профессиональное выгорание. Я знала, чего могу добиться еще через пять лет, но для чего? На этот вопрос ответа я не нашла.

— Что было дальше?

— Вы хотите услышать, что я сразу побежала открывать бизнес? Нет, это не так. Я думала и мечтала о собственном деле каждый день после того, как впервые об этом задумалась, но дала себе зарок проработать еще несколько лет, откладывая деньги на свою мечту.

— Мечта была визуализированная? Знали, чем конкретно хотите заниматься?

— И опять отвечу — нет. Абсолютно не знала, чем хочу заниматься. Я знала, что уйду с работы в любом случае. Поэтому оставила себе время на отработку различных бизнес-планов: от автомоек до онлайн-платформ для салонов красоты и так далее.

— Что вас мотивировало в оставшееся время?

— Была колоссальная поддержка брата. Он верил в меня даже тогда, когда я сама в себя не верила. Я ему многим обязана в плане становления бизнеса. В 2012 году я настолько устала от наемной работы, что ушла достаточно спонтанно. После этого момента я полностью обнулила свою жизнь и начала все с самого начала.

— Каким образом?

— Я избавилась от токсичного окружения и людей, которые своей философией жизни "тянули вниз". Я поняла для себя, что бизнес — это не радужная сказка и только от тебя зависит, пойдет он вверх или вниз. Год я проболталась в раздумьях и осознании этой неприглядной, но, безусловно, жизненной стороны бизнеса. Я долго думала и долго боялась. Потом я поняла, что мне нужно перезагрузиться, и уехала путешествовать в Италию. В поездке пришло понимание, что я очень люблю путешествовать — это мое хобби, к тому времени я успела объездить более 60 стран. Именно там окончательно утвердилась в мысли, что не хочу, чтобы чужие люди планировали мою жизнь. Я хочу баланса в жизни и в работе, а свой бизнес способен это дать. После этого осознания реальность начала резко меняться, как по волшебству. Это был 2013 год: тогда я запустила первый маленький, но свой бизнес и встретила будущего мужа (улыбается).

— Так разве бывает?

— Я все больше убеждаюсь в том, что наша реальность зависит от того, как ты себя настроишь, то же самое  касается и бизнеса. Когда начала делать на ниве бизнес-туризма первые шаги, столкнулась с тем, что не хватает именно индивидуальных туров. Я вспомнила, что, будучи путешественником, всегда стремилась к посещению не массовых мест, старалась проживать не в гостиницах, а в доме местных жителей — все мои путешествия почти всегда были с интеллектом. Я поняла, что нашему рынку таких туров как раз и не хватает. В итоге сосредоточилась именно на индивидуальных турах. В мае 2013 года открылась моя компания, но это было только начало пути, такой маленький шажок малого предпринимателя.

— С чего начали работу?

— Конечно, с изучения юридических аспектов — туризм жестко регламентируется законом. Поэтому нужно знать законы о защите прав потребителя и законы РФ как азбуку. Помимо этого я начала планомерную работу в привлечении правильных и надежных партнеров за рубежом, а также в поиске сотрудников, из которых можно было бы сделать сильную команду. Ну и правильное позиционирование своей компании тоже заняло время и ресурсы. На все это ушло 1,5 года, только спустя этот срок я сформировала сильную бизнес-модель, с которой могла выйти на рынок.

— А не было желания сразу сорвать куш и заработать на быстрых сезонных турах?

— Нет, я строила свою компанию всерьез и надолго. Была финансовая подушка безопасности, накопленная за время наемной работы, это позволяло стартовать медленно, но качественно. Кроме того, моя компания изначально и сейчас базируется на моей репутации, а в нашей сфере — это все. Тем более что наши клиенты весьма искушенные путешественники и ошибаться нельзя, ведь ты отвечаешь своим именем.

— К слову, как вы преодолели валютный кризис 2014 года, когда все подорожало в 2 раза, в том числе и туры?

— Это было сложно. Позвольте напомнить, что до валютного кризиса, по официальным данным, было 2 тыс. туроператоров и 4 тыс. агентств, а стало 800 туроператоров и 1,5 тыс. агентств. Всем было очень непросто. И мы не исключение. Из-за того что серьезные туристические гиганты "схлопывались" буквально за один день, кризис недоверия к турбизнесу у людей рос огромными темпами. Мы стали четко доносить до людей, кто мы и в чем наша надежность, делая упор на качество и "незыблемость заключенных контрактов". Мне самой пришлось лично пересмотреть кучу имеющихся контрактов с партнерами и переформатировать работу как с ними, так и с клиентами. Это стоило бессонных ночей, но мой бизнес выдержал.

— Действительно, непросто. Я заметила, что фишкой своего бизнеса вы сделали Грузию. Понятно, что родные края. Но если говорить искренне, насколько туристам это направление нравится?

— Еще пять лет назад наши туристы не интересовались Грузией, все помнят советское время, но оно давно прошло. Я подумала, что могу возродить свою родную страну как эксклюзивное туристическое направление для самых взыскательных путешественников. И у меня это получилось: за счет создания теплой гостеприимной атмосферы на месте, посещения аутентичных мест, недоступных массовому туристу. Я лично отбирала гидов, отели и принимающую сторону. Да что там, даже сервис и мытые машины для трансферов первоначально очень жестко отслеживали. Хотелось сделать так, чтобы турист не только почувствовал радушное грузинское гостеприимство во всей его красе, но и понял, что его ждут, любят и ему здесь просто максимально комфортно. В итоге нам удалось создать и это ощущение и в числе первых компаний запустить туристический тренд на Грузию. Грузия стала нашим флагманом и в последующие пять лет давала 40% продаж.

— Поговорим о деньгах, когда появилась первая чистая прибыль?

— Чистая прибыль появилась спустя полтора года после запуска компании. Ну и пришлось подождать, когда сарафанное радио заработает, — на это тоже нужно закладывать от двух лет. Я даже первый год не платила себе зарплату. Сегодняшний оборот компании достигает до 1 млрд рублей. Конечно, я не планирую останавливаться на достигнутом.

— В чем ключевой фактор успеха в становлении вашего бизнеса?

— Общение с персоналом. Честно. Это у меня занимает порядка 40% рабочего времени. Я очень много общаюсь с сотрудниками, чтобы понять их личное состояние, также мне важно понимать, на каком жизненном этапе сейчас находится человек. На самом деле, все это напрямую сказывается на работе. Поэтому я всегда понимаю, как я могу помочь в психологическом и рабочем плане. К слову, на отечественном рынке многие работодатели не уделяют этому время, а зря: большинство сложностей и проблем можно выявить, поговорив с сотрудником. Кроме того, отношения в коллективе также напрямую влияют и на общение с клиентом. Поэтому я стараюсь создавать максимально комфортную рабочую обстановку: надо уйти в пять вечера — уходи, но если клиент позвонил в час ночи, то будь добр — ответь ему. Система работает без сбоев.

 — Для развития используете какие-либо государственные площадки?

 — С точки зрения развития моего бизнеса мне интересен такой сервис, как Портал Бизнес-навигатора МСП (электронный онлайн-сервис поддержки малого бизнеса — разработка Корпорации МСП — прим. ТАСС). В нем есть разделы аналитики и потребительских предпочтений, которые я отслеживаю, в том числе и через эту площадку. Кроме того, там есть постоянно обновляющийся список коммерческой недвижимости по России, который я использую, а еще там можно осуществлять мониторинг контрагентов.

— Вы начали бизнес, думая о достижении  баланса в личной жизни. Сейчас вам это удается?

— Скажу честно, до сих пор не удается, но я в разы счастливее. Я не глянцевая мама из Instagram (популярное приложение для обмена фотографиями — прим. ТАСС), которая красуется в социальных сетях: какая молодец — борщ сварила, с ребенком погуляла, на работу успела. Я не такая мама. Я думаю, что вряд ли приду к балансу. Я не готовлю каждый день завтраки и не каждый день вожу своих детей в детский сад, но, когда мне нужно, я отключаюсь от "бизнес-текучки", занимаясь своими семейными делами, — в этом свобода моего выбора и действий. Если мне надо, то я приеду домой в обед и пожарю детям котлеты, никто меня в этом не остановит. Но потом, конечно, поеду на работу. Понимаете, в чем кайф?

— Я поняла, в свободе действий. И это прекрасно. Ну и завершающий вопрос: куда можно дешево полететь на Новый год и какие могут быть нетрадиционные места для встречи Нового года?

— Если говорить о дешевых вариантах, то это старая матушка Европа: Прага, Вена, Барселона, Будапешт, Берлин, Рим. А вот с точки зрения неизбитых мест — можно съездить в Португалию. Это страна, которая удивляет даже самого взыскательного туриста. Она потрясает своей самобытностью и неординарностью. Из дальних стран можно посетить Бали или Сингапур, также можно поехать в Фиджи, которые существенно дешевле Мальдив. Ну а вообще для встречи Нового года обязательно хорошее настроение и, конечно, загадайте желание. Мои сбываются. Точно вам говорю.

Беседовала Юлия Ермилова

Tags: СМИ о туризме, маркетинг, работа руководителя, туризм
Subscribe
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments