Category:

«Очень хотим китайского туриста». Как власти ищут деньги там, где их нет?

Жители КНР теперь – самые желанные гости в российских городах. Отвечают ли они взаимностью?

Если в минувшие новогодние праздники вы гуляли по центру Москвы или Санкт-Петербурга, то вам не нужно рассказывать, кто делает погоду в российском въездном туризме. Китайцы теперь повсюду. Уральские и сибирские города, малоизвестные на мировом рынке путешествий, и те отмечают небывалый наплыв туристов из КНР. На китайском языке издан гид по достопримечательностям Челябинска. Новосибирская область рапортует, что приняла за прошлый год в шесть раз больше китайских туристов, чем отправила местных – в Китай. А в Тюменской области, по подсчетам чиновников, ежегодное число гостей из этой страны уже почти сравнялось с городским населением региона.

Ажиотаж охватывает все больше территорий. 

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов обещал «подготовить необходимую инфраструктуру – меню в ресторанах на китайском, достаточное количество переводчиков». «Мы очень хотим, чтобы китайский турист поехал к нам», – заявил на неделе губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров.

В прошлом году Россия экспортировала услуги по статье «поездки» на менее чем $9 млрд. С таким результатом (около 0,7% общемирового итога) страна сильно отстает от лидеров международного туризма. Выезжают из РФ существенно больше, чем въезжают. Как отмечается в докладе Центра стратегических разработок, отрицательное сальдо по данной статье превышает $22 млрд.

Решение? Для власти оно очевидно: теснее работать с китайцами, что «может существенно улучшить состояние внешних расчетов РФ».

О туризме как мощном экономическом мультипликаторе в России говорится по меньшей мере последние 10 лет. И 400-миллионный (если верить Госкомитету КНР по делам реформ и развития) китайский средний класс, казалось бы, обещает вдохнуть жизнь в туристический рынок, экспорт услуг которого в правительстве в ближайшие пять лет надеются довести до более чем $15 млрд.

Вероятно, чиновники будут разочарованы, но российско-китайский туризм – не то, чем кажется.

В начале ⁠прошлого года ⁠турбизнес Петербурга ⁠обратился ⁠к прессе с заявлением, что путешественники из КНР не только ⁠не ⁠приносят пользы российской экономике, но и разрушают местную индустрию гостеприимства. Схему работы с турпотоком Юрий Цуркан, глава совета Ассоциации содействия российско-китайскому туризму, описал, как отлаженный теневой бизнес:

«Китайские предприниматели пользуются тем, что по межправительственному соглашению группы туристов могут обходиться без местного гида, с одним лишь сопровождающим, который может быть и гражданином КНР. Почти все те, кто обслуживают китайские группы в РФ – “гиды”, водители, владельцы “отелей” и т.д. – являются гражданами Китая и не платят налоги в российский бюджет. Туристы ходят в “свои” магазины, рестораны и т.п. Кроме бюджета, страдает местная туристическая отрасль, а также нет никаких гарантий безопасности ни для самих туристов, ни для принимающей стороны».

Масштаб, с которым ассоциируются преимущества любого делового сотрудничества с Китаем, может быть обманчив. 

По данным Всемирной туристской организации UNWTO, в 2017 году китайские туристы потратили за рубежом $258 млрд. Но Россия довольствуется лишь исчезающе малой долей этих денег. По оценкам неназванных экспертов, на которые ссылается Ростуризм, общие поступления от китайского въездного туризма в Россию за тот же период составили $2 млрд. При этом, по данным Сбербанка, через систему China Union Pay, которой активно пользуются граждане КНР, те в 2017 году потратили в РФ лишь $30 млн.

Чтобы понять, можно ли увеличить эти цифры, нужно ясно представлять не только практику организации поездок, но и ценность продукта в глазах потребителя.

По словам главы департамента въездного туризма Ассоциации туроператоров России Александра Макляровского, в особом интересе именно к России – истории, культуре и укладу жизни ее городов – китайцы не замечены. Для жителя перенаселенного китайского мегаполиса с плохой экологией важна скорее сама возможность отпуска в другой стране – и хорошо, если географически близкой и недорогой.

Количество поездок китайцев в Россию, несомненно, растет, но не стоит обольщаться относительно их бюджета. 

Учитывая, что за последние несколько лет курс рубля к юаню упал вдвое, туры в Россию теперь доступны, в том числе, гражданам КНР с доходами ниже среднего. Цена стандартной поездки в составе группы на шесть дней с посещением Москвы и Санкт-Петербурга не достигает и $700. 

«В низкий сезон китайцам слетать к нам дешевле, чем петербуржцу, например, на выходные съездить в Москву», – отмечает Виктория Баргачева, глава Петербургской ассоциации гидов-переводчиков китайского языка, которую цитирует издание «812» (экономия на этом не заканчивается – примечательно, что на граждан КНР пришлось семь из десяти чеков, принятых российской таможней по системе tax free в период чемпионата мира по футболу).

Доступность и финансовый комфорт – генератор китайского туризма в стране. Но это обстоятельство Ростуризм старательно игнорирует, уверовав в золотую жилу и подсчитывая долю в выручке «премиум-сегмента розничной торговли Москвы и Санкт-Петербурга, которая пришлась на приезжих из Китая». Власть склонна представлять современную Россию недооцененным бутиком, готовым продавать туристам бесценные впечатления наряду с брендовой одеждой и ювелирными изделиями. Но правда в том, что для многих гостей из КНР современная Россия – не бутик, а, скорее, жесткий дискаунтер. Совсем другая бизнес-модель.

Евгений Карасюк

promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 33
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.