Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Categories:

Мнения эскперта: Елена Трубникова о тенденциях в сфере санкура

О лечебно-оздоровительном туризме, об имеющихся трудностях и перспективах его развития расскажет председатель Ассоциации оздоровительного туризма Елена Трубникова.



Одним из наиболее популярных видов туристской деятельности в современных условиях является лечебно-оздоровительный туризм. Расскажите об имеющихся трудностях и перспективах его развития.

— По данным исследований (GWI) в мировых масштабах рынок оздоровительного и термального (аналог санаторного) туризма действительно растёт уверенными темпами, увеличиваясь более чем на 6% в год, что почти в 2 раза опережает общие темпы роста мировой экономики. Свежие отчеты GWI также говорят о том, что Россия занимает 4-е место в мире по отдыху на термально-минеральных курортах и 15-место по wellness-туризму. Тренд продолжает набирать популярность, и у нас есть все шансы удержаться на высоких позициях и даже вырасти.

Сегмент потребителей, которые хорошо помнят, что такое санаторий, постепенно уходит в прошлое. Во время перестройки санаторно-курортная отрасль очень сильно пострадала и количество здравниц сократилось в несколько раз.

Оздоровительный отдых на курорте перестал быть семейной традицией. Сегодня нужно формировать потребление для более молодой аудитории – это люди старше 30 лет, у которых есть семья и дети. Они уже начинают выстраивать собственную стратегию здоровья, которая в сегодняшних условиях нестабильной экономики стала очень ценным ресурсом. Современный человек рассчитывает только на себя и понимает, что болеть ему нельзя. Молодежь стала чаще заниматься фитнесом и спортом, вести здоровый образ жизни, и медицинское сообщество к этому подталкивает, активно пропагандируя профилактику заболеваний.

Главная задача сегодня – органично вписать санаторно-курортное лечение в эту стратегию здоровья. Для этого СКО должны предусматривать в своей инфраструктуре развлечения и анимацию, детские комнаты, предложить интересные экскурсионные программы в своем курортном регионе и всеми возможными способами встраивать потребности молодой семьи с детьми в условия санатория. Только в этом случае мы сможем заместить тот спрос, который постепенно уходит.

Часто на мероприятиях, которые проводит Ассоциация оздоровительного туризма, мы спрашиваем у частников — совершенно разных людей, среди которых и IT-специалисты, и представители промышленных предприятий, с чем у них ассоциируется санаторий. Как правило, мы слышим ответы, что это скучно, неинтересно, «совок», только для больных и т.д. Можно сделать вывод, что потенциальные потребители не знают, что на самом деле из себя представляет современное санаторно-курортное лечение и не смотрят в эту сторону.

При этом потенциал у отрасли очень большой. Число гостей санаториев в год доходит максимум до 7 млн человек, в то время как объем коечной мощности санаториев составляет 10, 6 млн. И здесь нужно дополнительно повышать уровень информированности населения о возможностях санаторного отдыха, а также о том, какие современные условия размещения и лечения уже способны предложить отдыхающим российские санатории.

Сущность и содержание лечебно-оздоровительного туризма?

— Сейчас можно наблюдать интересный процесс — терминология различных традиционных и новых направлений, связанных со здоровьем, динамично формируется и постоянно меняется. По мере того, как растёт понимание того, что своим здоровьем можно управлять, а не ждать, когда болезнь придет, постепенно стирается грань между оздоровительным, профилактическим и лечебным направлениями в медицине и в туризме.

Лечебно-оздоровительный туризм — это комплексное и очень широкое понятие. Оно включает в себя туризм, как поездку за улучшением здоровья. А улучшить можно любое состояние. Кто-то просто устал от работы, и его нервная система нуждается в восстановлении. Он ещё и не болен, но специальные оздоровительные меры воздействия помогут быстро снять стресс, восстановиться.

Кто-то хочет настроить для себя правильное питание — и для него есть специальные программы — детокс и питьевая терапия в условиях здравниц. И это уже будет профилактика серьёзных заболеваний поджелудочной железы, печени, кишечника. А кто-то совершенно правильно выбирает лечебно- оздоровительный формат для профилактики рецидива хронического заболевания. Всё это составляющие лечебно-оздоровительного туризма. И это очень комплексное и объёмное предложение, в котором каждому найдётся свой подход.

Главное в лечебно-оздоровительном туризме — возможность совместить качественное лечение и профилактику с интересным отдыхом и получением ярких эмоций.

Какие особенности создания и функционирования санаторно-курортных комплексов в России?

— Санатории представляют собой гораздо более легкую бизнес-модель, чем, те же отели, которые в большей степени подвержены сезонному спросу. Санатории же, при правильном управлении, имеют более равномерную загрузку в течение года, и это дает огромные конкурентные преимущества. Отели, которые стали развивать на своей базе санаторные подразделение, например, Amaks Hotels & Resorts, отмечают, что при правильном управлении — это очень выгодный бизнес.

Кроме того, стереотип о том, что санатории — это только лечение постепенно уходит в прошлое. Молодые семьи выбирают СКО уже не по медицинскому сервису, а по уровню комфорта. Ведь на курорт сегодня едут не только лечиться, но и за качественной профилактикой. Новый тип потребителя обращает большое внимание на количество звезд и сравнивает санаторий с отелем по уровню комфорта и сервиса.

Санатории сегодня исключены из системы классификации, но могут добровольно ее пройти и будут это делать все чаще. Модель потребления меняется, люди приобретают путевки в санаторий за собственные средства и осознанно посвящают отпуск оздоровлению. Нужно помнить, что гость — это и пациент, и турист одновременно, поэтому санатории должны удовлетворять сразу два этих запроса.

Что препятствует развитию лечебно-оздоровительного туризма?

— Долгое время государство было главным заказчиком путевок и оказывало всяческую финансовую поддержку СКО. Здравницы, в свою очередь, продавали свои услуги в рамках госпрограмм по ценам, едва превышающим себестоимость. К сожалению, такие традиции сильно въелись в организационную и финансовую структуру санаториев и мешают их развитию в условиях современной экономики.

Кроме того, не все санатории уделяют внимание развитию маркетинговых коммуникаций, которые необходимы для привлечения нового типа гостей. Сегодня растет количество людей, которое которые самостоятельно и осознанно выбирают санатории и посвящают отпуск именно здоровью. А значит нужна информация о пользе и разнообразии современных санаторно-курортных услуг, т.к. пока осведомленность о них довольно низкая.

Плюсы и минусы бывших советских санаториев: специфика, дающая конкурентные преимущества.

— Самый главный плюс бывших советских санаториев — методология лечения и серьезный комплекс диагностики. Этим советским наследием мы должны гордиться и с удовольствием пользоваться. Возможности, которые предоставляют здравницы нашей страны, позволяют заниматься и лечением, и профилактикой заболеваний в одном учреждении. Медицинский формат в рамках советских санаториев успешно состоялся и сегодня может быть интересен и полезен крупным корпоративным клиентам, которые заботятся о профессиональном долголетии своих сотрудников.

Если говорить о минусах советских здравниц, то, в первую очередь — это высокая изношенность основных фондов. Около 7% всех санаториев в нашей стране находятся в плачевном состоянии и изношены на 80%.

Проблема в том, что в течение 10 лет с 2003 по 2013 год расходы санаторно-курортной отрасли превышали доходы на 20%. Теперь, в течение долго времени, мы должны восстанавливать основные фонды, инфраструктуру, закупать современное оборудование, использовать различные лизинговые схемы и предоставлять преференции инвесторам, которые приходят в санаторно-курортную отрасль, а она им интересна.

Мы в Ассоциации оздоровительного туризма регулярно получаем запросы на создание концепций санаториев, вопросы по приобретению объектов по санатории или их строительство с нуля. С 2015 года мы выпускаем рейтинг инвестиционной привлекательности «Топ-100 российских здравниц» — полноценный информационный ресурс, чтобы инвесторы могли увидеть базу ярких, привлекательных, удачных примеров и знали, куда можно обратиться за образцом и помощью.

Источник!
Tags: лечение в санатории, маркетинг, раз в год - в хороший санаторий, стоит прочитать, тенденции, туризм
Subscribe
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 33
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment