zm_sochi

Category:

Обсудим? Стратегия развития туризма в РФ, часть III.

Продолжаю публиковать по частям текст Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 года, чтобы вы могли с ним ознакомиться и дать свое мнение по конкретным разделам (так реально удобно и читать, и комментировать).

Первую часть текста (начало и понятийный аппарат) смотрите здесь, вторую (при то, как развивается туризм на международном уровне) —  здесь!

А я выкладываю часть по состояние туризма в России!

Текущее состояние и потенциал развития туризма в Российской Федерации 

Динамика развития отрасли в последние годы характеризуется ростом большинства показателей. По данным Федеральной службы государственной статистики, номерной фонд и вместимость коллективных средств размещения по сравнению с 2011 годом выросли почти в 1,7 раза. В 2017 году был достигнут уровень 254 млн. ночевок (в 1,5 раза больше показателя 2012 года). 

Туристский сектор России сохраняет значительный потенциал для ускорения темпов роста и усиления роли в развитии экономики. 

По данным Комитета по туризму Организации экономического сотрудничества и развития, в последние годы отрасль формирует 3,8 процента валового внутреннего продукта страны и 0,7 процента общей численности занятых, что значительно ниже, чем в ряде развитых стран мира. 

При этом валовая добавленная стоимость в сфере туризма в России в 2017 году составила около 0,9 тыс. долларов США на 1 жителя, 8 что в 1,4 раза меньше, чем в США, в 2,1 раза меньше, чем в Германии, в 4,5 раза меньше, чем в Испании. 

Экономическая отдача от созданных в последние годы туристских организаций стабильна. 

По данным Федеральной службы государственной статистики, объем платных туристских услуг, реализованных в стране турфирмами, в последние 3 года сохраняется на уровне около 160 млрд. рублей. 

Субъекты малого и среднего предпринимательства играют важную роль в развитии российской туристской отрасли. Благодаря усилиям органов власти, общероссийских некоммерческих организаций, выражающих интересы предпринимателей, а также институтов развития по внедрению мер поддержки создаются благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере туризма. 

Сохраняется значительный потенциал роста роли туризма в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. За последние годы отмечается рост внутреннего туризма (54 млн. российских граждан, размещенных в коллективных средствах размещения в 2017 году, против 32 млн. граждан в 2012 году). 

Места размещения, имеющиеся в регионах, по данным Федеральной службы государственной статистики, заполняются в среднем не более чем на 35 процентов. 

Средняя численность работающих по собирательной классификационной группировке видов экономической деятельности "Туризм" составила 1,19 млн. человек в 2017 году против 1,04 млн. человек в 2014 году. 

По данным Федеральной налоговой службы, более 50 процентов налогов, собранных от коллективных средств размещения и учреждений общественного питания, аккумулируются в столичных центрах - гг. Москве и Санкт-Петербурге. 

Туристская активность россиян остается пониженной. 

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, в среднем лишь 45 процентов жителей страны в последние 5 лет отдыхали в регионе, отличном от региона проживания. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего повышения доступности туристских продуктов для жителей страны и стимулирования мотивации к совершению путешествий. 

Въездной поток туристов в последние годы стабилен (по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2018 году приток иностранных туристов вырос на 0,7 процента (после сокращения в 2017 году) по сравнению с 2016 годом). 

Если рассматривать въездной поток без учета государств - участников Содружества Независимых Государств и Украины (значительная часть въезжающих из этих стран туристами фактически не являются), тенденции более позитивные - в 2018 году туристский поток на 11,2 процента превысил уровень туристского потока 2017 года и на 10 процентов - уровень 2012 года, в том числе из-за притока участников и гостей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. 

По данным Всемирной туристской организации, расходы въездного туриста в России ниже, чем в среднем по миру, и составляют менее 900 долларов США на 1 туриста (во Франции, Австрии, Испании - более 1100 долларов США на 1 туриста). 

По данным Федеральной службы государственной статистики, около 70 процентов размещений всех въезжающих в Россию туристов приходится всего на две туристские территории - гг. Москву и Санкт-Петербург. 

Несмотря на некоторое снижение покупательской способности, россияне по-прежнему ежегодно совершают около 30 - 40 млн. туристских поездок за рубеж (42 млн. поездок в 2018 году, что на 14 процентов меньше по сравнению с 2012 годом), тратя, по оценкам Всемирной туристской организации, в иностранных государствах до 35 - 40 млрд. долларов США в год. 

По данным Федеральной службы государственной статистики, около 60 процентов туристских пакетов российских турфирм реализуются в иностранные государства, составляя конкуренцию отечественным туристским направлениям. 

Тем не менее, это свидетельствует о платежеспособном спросе, который может быть переориентирован на внутренний рынок при формировании конкурентного предложения. 

Российская Федерация сохраняет потенциал роста своей доли в мировом рынке по количеству въездных туристов. По данным Всемирной туристской организации, в 2017 году на 100 жителей Россия приняла 17 въездных туристов, Соединенные Штаты Америки - 54, Испания - 261, Франция - 309. 

Реализация потенциала роста отрасли во многом будет зависеть от качества инфраструктуры, которая требует постоянного обновления. За период с 2012 по 2017 год эффективность использования туристской инфраструктуры не выросла, а по отдельным показателям - снизилась. 

По данным Федеральной службы государственной статистики, количество ночевок на 1 место в коллективных средствах размещения снизилось со 129,1 в 2012 году до 117 в 2017 году, коэффициент использования номерного фонда за период 2014 - 2016 годов в среднем составлял только 32 процента. 

Негативное влияние на общую эффективность использования инфраструктуры оказывает ярко выраженная сезонность спроса. 

Для сравнения, по данным Всемирной туристской организации, в 2016 году загрузка одного места в России составляла 35 процентов, в Германии - 44 процента, в Испании - 60 процентов. 

Несмотря на большой объем незагруженного номерного фонда, наблюдается дефицит туристской инфраструктуры, отвечающей потребительским ожиданиям туристов, ориентированных на международный уровень сервиса. 

Ключевыми конкурентными преимуществами развития туризма в Российской Федерации являются наличие множества точек притяжения для внутренних и въездных туристов, имеющих в том числе общемировое значение для развития разнообразных видов туризма, ориентированных практически на любые группы потребителей. 

Так, количество объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России составляет 18, количество объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО - 11. По этим показателям Российская Федерация занимает в общемировом рейтинге 10 и 4 места соответственно. 

Ощутимо ограничивает спрос на туристский продукт в Российской Федерации высокая стоимость транспортировки туристов. 

По данным Всемирной туристской организации, доля расходов на транспорт у иностранных туристов в России составила 40 процентов общей суммы расходов в 2017 году (248 долларов США на 1 иностранного туриста), в Германии - 29 процентов, в Соединенных Штатах Америки - 16 процентов. 

Высокая стоимость транспортировки туристов связана как со значительными расстояниями поездок, так и с централизацией авиаперевозок через московский транспортный узел, недостаточным уровнем развития прямых чартерных перевозок внутри страны и др. 

Другими сдерживающими спрос факторами являются: низкая узнаваемость российских туристских брендов на зарубежных рынках и внутри России, в том числе наличие нереализованных возможностей по развитию системы продвижения с применением современных информационных, маркетинговых и иных технологий, предубеждения (стереотипов) иностранных граждан о туризме в Российской Федерации - "небезопасность", "языковой барьер", "негативный геополитический образ" и др.; сложная система получения виз Российской Федерации для большинства стран с потенциально высоким потоком въездных туристов, а также недостаточное количество возможных инструментов для обеспечения краткосрочного пребывания въезжающих туристов, в том числе для посетителей крупных спортивных и культурных мероприятий. 

Росту конкурентоспособности и раскрытию потенциала туристского продукта Российской Федерации будут способствовать: 

  • повышение  уровня качества туристской и магистральной инфраструктуры, развитие транспортной доступности; 
  • увеличение уровня загрузки и снижение влияния фактора сезонности в использовании туристской инфраструктуры; 
  • повышение  доступности актуальной статистической информации в условиях возрастающей потребности в объемах и детализации отраслевых данных со стороны   участников туристского рынка и органов власти; 
  • увеличение      инвестиционной привлекательности туристской отрасли, снижение сроков      окупаемости, что, в свою очередь, снимет ограничения темпов развития и      модернизации туристской инфраструктуры; 
  • продолжение      работы по снятию административных барьеров и совершенствование отраслевого      законодательства Российской Федерации; 
  • повышение      уровня сервиса и кадрового обеспечения развития туризма, развитие языковой      подготовки работников в сфере туризма, активное вовлечение бизнеса в      формирование образовательных программ для туристской отрасли; 
  • достижение уровня мировых лидеров в развитии цифровой инфраструктуры и сервисов, развитие цифровых платформ продвижения туристских продуктов и брендов, цифровых средств навигации и формирования туристского продукта; 
  • преодоление ограничений безопасности туристской деятельности, связанных с недостаточной информированностью туристов о рисках, а также с устаревшими требованиями к безопасности отдельных видов туризма, состоянию окружающей среды туристских территорий. 

Реализация указанных инициатив создаст существенные возможности для ускорения развития туризма и увеличения его роли в социально-экономическом развитии страны. 

Прежде всего, к таким возможностям относятся повышение качества туристского продукта Российской Федерации и отдельных туристских территорий, развитие и повышение эффективности использования туристской инфраструктуры, повышение туристской активности россиян, в том числе за счет развития социального туризма и импортозамещения на внутреннем рынке, активизация системы продвижения туристского продукта для привлечения российских и иностранных туристов. 

Формированию притягательного и конкурентоспособного продукта для внутренних и въездных туристов будут способствовать инвестиции в модернизацию и обновление существующей инфраструктуры. 

Повышение качества туристского продукта позволит увеличить туристский поток, что станет стимулом для вовлечения существующей недозагруженной инфраструктуры. 

Основные показатели развития туризма в Российской Федерации и сравнение показателей развития туризма в Российской Федерации и иностранных государствах в 2017 году приведены в приложениях № 1 и 2 соответственно.

promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.