zm_sochi

Канал "Стамбул": В чем выгоды для туризма?!

О проекте канала «Стамбул», который был назван проектом миллениума, впервые в 2011 году заявил Реджеп Тайип Эрдоган, занимавший на тот момент должность премьер-министра страны. Проект, который планируется завершить в 2023 году – к 100-летней годовщине создания Турецкой Республики - в настоящее время находится на стадии окончательного утверждения. В турецкой общественности на данный момент ведутся прения относительно проекта строительства канала, против которого выступил муниципалитет Стамбула, оппозиция, ряд экологов и градостроителей. Возникновение споров при обсуждении столь крупных проектов естественно, потому что строительство искусственных каналов в мире, может, и не является чем-то новым, однако Турции канал может сулить значительные перемены.

История вопроса

В турецкой истории идея строительства канала «Стамбул» выдвигалась неоднократно. Так, идея строительства канала, параллельного проливу Босфор, впервые была озвучена в 16-м веке во время правления султана Осмаснкой империи Сулеймана Завоевателя (1520-1568). Османский правитель поручил архитектору Синану разработку проекта с целью последующей реализации, однако за неимением достаточных средств проект осуществить не удалось.  

В 1591 году, во время правления султана Мурада III, была предпринята вторая инициатива по строительству канала, однако она также оказалась безуспешной. О строительстве канала вновь заговорили в 1654 году, при султане Мехмеде III, но до прихода к власти султана Мустафы III (1757-1774) каких-либо конкретных инициатив предпринято не было. В период правления султана Мустафы III был подготовлен проект канала. В 1813 году, во время правления Махмуда II, проект был подробно проработан и даже был создан комитет, призванный подготовить детальный доклад. В 19-м веке, в период правления султана Абдульхамида II, был создан детализированный проект канала, однако к его реализации не смогли приступить за неимением необходимых средств.

В 1569 году, после завоевания царской Россией в 1556 году Казани и Астрахани, султан Селим II приказал построить канал Волга-Дон. В архивах Османской империи об этом проекте говорится следующее: «Если соединить обе реки, наши корабли будут выходить в Каспийское море, а затем - к Дербенту, Ширвану и Шемахе». Проект османских правителей соединить Волгу и Дон остался неосуществленным: султан Сулейман Завоеватель в 1569 году нанял для строительства канала Волга-Дон 30 тысяч ногайцев; проект был выполнен на 1/3, однако в связи с тем, что против строительства выступали крымские ханы, строительство дальше не пошло. Позже проект был завершен Россией.

Как Россия оценивает канал «Стамбул»?

В принципе, канал «Стамбул» имеет и для США, и для России как плюсы, так и минусы. То, что контроль над каналом будет только в руках Турции, означает утрату обоими государствами собственной инициативы, что с точки зрения торговли будет вынуждать страны поддерживать с Турцией хорошие отношения. Если канал «Стамбул» будет реализован, обе страны посредством заключения двусторонних соглашений попытаются обеспечить преимущества для своих судов. Турция же посредством двусторонних соглашений с разными странами и на разных условиях может обеспечить экономическую выгоду, сделав проход через канал платным. 

Как бы там ни было, по всей вероятности, новый канал между Черным и Мраморным морями, будет нуждаться в правовой основе. Турция может предложить для канала «Стамбул» новый международный правовой статус, что может сделать недействительной Конвенцию Монтрё о статусе проливов. Данная ситуация и возвращение к положению проливов в 1913 году может привести к тому, что инициатива окажется исключительно в руках Турции, так как европейские государства в 1913 году согласились на то, чтобы контроль проливов принадлежал Османской империи и на ее условия.

Между тем, немало российских специалистов во главе с доцентом кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Сергеем Хестановым оказывают значительную поддержку каналу «Стамбул», потому что для россиян канал «Стамбул» является обнадеживающим с экономической точки зрения проектом. При этом россияне выступают за то, чтобы суда черноморских стран проходили по каналу на бесплатной основе. Бесплатное же использование черноморскими странами канала, в который Турция вложит 50 млрд долларов, не представляется возможным ни с экономической, ни с политической точки зрения. Россияне при этом настаивают на том, что им было дано обещание бесплатного прохода по каналу.

Россия считает, что США и соседние европейские страны выступят против проекта. Россияне также указывают, что строительство канала «Стамбул» сократит роль Суэцкого канала в судоходстве, что станет причиной новой поляризации в отношениях Турции и Египта. Вместе с тем, очевидно, что канал «Стамбул» не создаст значительной угрозы для Суэцкого канала с точки зрения экономики, политики и морской навигации, а создание обратного восприятия некоторыми странами обусловлено их желанием углубить конфликт между Египтом и Турцией. Новый канал соединит Черное море с Мраморным, а Суэцкий канал связывает Средиземное море с Красным. Это говорит о том, что каждый из них выполняет различные функции и причин для конкуренции между ними нет.

Согласно России, в связи со смещением торговой оси между Китаем и Европой с юга на север и на Черное море может привести к важным потерям ОАЭ. Баб-эль-Мандебский пролив ОАЭ может утратить свое значение. В случае же завершения проекта железнодорожного проекта «Шелковый путь» и становления Стамбула как глобального торгового центра свое значение может утратить Дубай.

Компании, желающие построить Русский квартал при канале «Стамбул», ждут приглашения

Посол РФ в Анкаре Алексей Ерхов заявил, что канал «Стамбул» не изменит международного правого режима, установленного Конвенцией Монтрё о статусе проливов, добавив, что Турция не нуждается в одобрении других стран для реализации какого-либо проекта на своей территории. Россия рассматривает конвенцию как страховку. Россия,  основную мощь которой составляют сухопутные силы, свои ограниченные морские силы свободно перемещает из Черного моря в Средиземное. Однако такие страны как США и Великобритания, являющиеся ведущими атлантическими силами в Средиземном море, в связи с конвенцией не могут перебрасывать значительные морские силы в Черное море. В этом плане они нуждаются в Турции. Можно сказать, что Турция в связи с хорошими отношениями с Россией в последние годы применяет Конвенцию Монтрё о статусе проливов с послаблениями в пользу России. Если Турция будет твердо выполнять все условия конвенции, это неизбежно отразится на российском флоте.

Россия считает, что реализация такого грандиозного проекта как проект канала "Стамбул" требует серьезных средств и времени. Многие российские компании указывают на то, что если их пригласят, они готовы принять участие в проекте. Ввиду того, что при строительстве канала «Стамбул» планируется заимствовать архитектуру многих стран, российские фирмы указывают, что при предоставлении им соответствующей возможности они могут отрыть свои офисы и построить при канале «Стамбул» Русский квартал.

Источник!

Вопрос: Как думаете, на сфере туризма скажется появление канала?!

promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.