Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Categories:

Письмо Дитриха Бонхёффера Махатме Ганди

От переводчика: Дитрих Бонхёффер (1906-1945) входит в небольшое число людей, которых одинаково уважают либералы и консерваторы, протестанты и католики, верующие и атеисты. Один из самых одаренных немецких интеллектуалов своего поколения, он стал ведущим голосом христианского сопротивления нацизму с первых дней прихода НСДАП к власти в 1933, был арестован в апреле 1943 и казнен во «Флоссенбюрге» 9 апреля 1945, за две недели до освобождения концлагеря союзниками. Его не публиковавшееся прежде письмо Махатме Ганди, написанное во время пребывания в Англии, было обнаружено лишь недавно и впервые представлено широкой аудитории Клиффордом Грином в январе 2020 на конгрессе Международного бонхёффероского общества. Это важный документ эпохи, напоминающий о том, как лучшие умы того времени ощущали складывающуюся ситуацию и пытались предотвратить катастрофу.

17 октября 1934a

Достопочтенный Махатмаджи!

Я решаюсь обратиться к вам лично по причине крайне тревожной ситуации, сложившейся в европейских странах и в моей собственной стране, Германии, и надеюсь, что вы простите меня за это. Я ждал долгое время, но сейчас всё зашло очень далеко, и я не думаю, что оправданно ждать и дальше. Я знаю, что вы открыты всем просьбам, откуда бы они не исходили, и я верю, что вы, хотя и не знаете меня, не откажете мне в помощи и совете, и простите меня за мои вопросы.

Главная потребность Европы и, в частности, Германии не связана с экономическим и политическим беспорядком, — но это глубокая духовность потребность. Европа и Германия мучимы опасной лихорадкой, они теряют самоконтроль и осознание того, что творят. Сила, исцеляющая все человеческие страдания и нужды, — послание Христово, — оставляет всё больше и больше думающих людей разочарованными, из-за текущего состояния [церковной] организации. Несомненно, существуют отдельные христиане, делающие всё возможное для фундаментального обновления организованного христианства, но большинство структур христианских церквей не видят реальной проблемы. Как христианский пастор, я нахожу этот опыт наиболее мучительным и гнетущим. У меня нет сомнений в том, что только истинное христианство способно привести наши западные народы к новой и духовно зрелой жизни. Но христианство должно стать чем-то совершенно иным, по сравнению с тем, во что оно превратилось сегодня.
Конечно, я знаю, что вы не является крещеным христианином, но люди, чью веру хвалил Иисус, как правило тоже не были частью официальной Церкви
Нет смысла пытаться предсказать будущее, которое в руках Божьих, но если только все знаки не обманывают нас, всё, кажется, работает на войну в ближайшем будущем, а следующая война несомненно принесет духовную смерть Европе. Вот почему нам нужно, чтобы в наших странах было по-настоящему духовно живое христианское миротворческое движение. Западное христианство должно возродиться на основе Нагорной проповеди, и это ключевая причина, по которой я пишу вам. Исходя из всего, что я знаю о вас и вашей работе, после изучения ваших книг и вашего движения на протяжении нескольких лет, я чувствую, что мы, западные христиане, должны попытаться научиться у вас тому, что означает реализация веры, тому, что можно достичь жизни, посвященной политическому и расовому миру. Если где-то существуют видимые очертания подобных вещей, то я вижу их в вашем движении. Конечно, я знаю, что вы не является крещеным христианином, но люди, чью веру хвалил Иисус, как правило тоже не были частью официальной Церкви в то время. В Германии у нас есть великие богословы, — величайшим из которых, по моему мнению, является Карл Бартb, учеником и другом которого я счастлив быть, — они заново открывают для нас великую богословскую мысль Реформации, но нет никого, кто показал бы нам путь к новой христианской жизни бескомпромиссно соответствующей Нагорной проповеди. Вот где я обращаюсь к вам за помощью.

Я восхищаюсь вашей страной, ее философией, ее лидерами, вашей личной работой среди ваших беднейших последователей, вашими образовательными идеалами, вашей позицией в отношении мира и ненасилия, истины и ее силы, которые убедили меня в том, что я обязательно должен отправиться в Индию следующей зимой (вместе с другом, движимым теми же идеями и вопросами, — он физик и инженер¹). Я путешествовал и жил по всей Европе. Я посещал США, чтобы найти то, что искал, но я не нашел этого. Я не хочу винить себя в том, что упустил единственную великую возможность в своей жизни узнать, что же в реальности означает христианская жизнь подлинного сообщества жизни, истины и любви. Вопрос, которой я хочу задать вам: будет ли мне разрешено остаться с вами в вашем ашраме, чтобы изучить ваше движение? Я не доверяю коротким беседам, я думаю, для того, чтобы узнать друг друга необходимо жить бок о бок. К настоящему времени я накопил сумму, достаточную, чтобы оплатить мое путешествие, но будучи в Индии мне придется свести свои расходы к минимуму. Как вы думаете, возможно ли это? Может найдется семья, принадлежащая к вашему движению, у которой я смог бы остановиться, а в качестве компенсации учить детей чему-нибудь? Разумеется, это незначительный вопрос по сравнению с моим колоссальным желанием узнать о вашем движении, ради чего мне следует быть готовым идти на любые жертвы.

Мне двадцать восемь лет, я немец, преподаю богословие в Берлинском университете; в настоящее время я пастор двух немецких конгрегаций в Лондоне. Мне посчастливилось быть международным молодежным секретарем Всемирного церковного альянса за продвижение международного партнерстваc, несколько лет я работал в экуменических движениях, [в которых] имею много хороших друзей. Я написал ряд книг о христианских доктринах церкви, творения и греха, и я рассчитываю прислать вам отдельно очень короткую богословскую статью на английском, написанную в США три года назад².

На этом больше не хочу утруждать вас собой. С нетерпением жду вашего ответа. Прикладываю письмо мистера Ч.Ф. Эндрюсаd, также я попросил епископа Чичестера, доктора Беллая, написать вам несколько слов обо мне.

Еще раз прошу простить меня за то что обратился к вам лично,
Я заканчиваю, достопочтенный Махатмаджи.
Со всем уважением,
Ваш в Братстве.

Дитрих Бонхёффер

Tags: история, мудрые слова, преодоление себя, стоит прочитать, уроки истории
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Акция от санатория «Знание»: Две ночи – в подарок!

    Учитывая важность укрепления здоровья и идя навстречу пожеланиям и предложениям давних и новых клиентов и партнеров, наша компания «Здоровый мир –…

  • Талантливо...

    Пишет Роман Нечаев, директор фабрики в г. Иваново: — А теперь давайте вспомним. Год так 2007, примерно, при инфляции более 10% банки легко…

  • Как правильно строить глэмпинг?!

    Тема глэмпингов широко шагает по всей России, но у большинства проектов всё как-то не очень получается... Предлагаю познакомиться с опытом того, как…

promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments