zm_sochi

Categories:

Как быть нужным, когда всему миру на тебя плевать?

Многоуважаемая аудитория интернета, отложите важные дела, перестаньте ковыряться в носу, сжимать анус, смотреть мемасики — и прочитайте материал. Он отвечает на вопрос: “Как быть нужным, когда всему миру на тебя плевать?”.

///

Дальше я рассказываю результат десятилетних исследований в области создания дополнительных возможностей для общества.

Вначале обозначим проблему!

Раньше человек был нужным, если обладал определенным набором знаний. Текущее образование отталкивается от этого постулата. И он устарел настолько, что даже Путин на его фоне малолетний щегляр. Сегодня считают, что неокрепший ум надо “учить учиться”. Мол, тогда человек сможет освоить несколько профессий. И этот подход, не успев устареть, уже развалился на окровавленные части.

Единственный эффективный подход в будущем — это сразу всё знать. 

Лысая обезьяна должна моментально осваивать и выполнять ЛЮБОЙ тип работы. Был дворником, стал президентом, а потом снова дворником, так как это оказалось перспективнее. Был священником, стал сисадмином. Был учёным, стал переворачивателем пингвинов. Был писателем, стал программистом. Был учителем, стал владычицей морскою. За один день. Мир не будет ждать, пока ты учишься.

Как это будет работать? 

Удивительно просто. Представьте, что в ухе есть голосовой помощник, который анализирует окружение и говорит, что нужно делать: “Подойди к столу, включи компьютер, открой файл, да не этот, идиота кусок, теперь печатай: “Прошу уволить меня по собственному…””. Все повседневные рабочие действия раскладываются на инструкции. В том числе инициативность и оригинальность. Сейчас инструкции формируешь ты сам на основе опыта. Завтра это будет делать нейросеть, заточенная под конкретную профессию. Чуть позже будет редуцирована и речь. Искусственный интеллект будет передавать команды на уровне чувств.

Что делать с навыками тела? 

Например, впервые сесть на велосипед и сразу проехать марафон? Очень просто — нужны технологии, которые компенсируют нехватку физиологического навыка. Нужен велосипед, на котором можно ездить без опыта. Такие уже есть, в них интегрирован дополнительный электромотор подруливающий в нужную сторону. Об экзоскелетах даже упоминать не буду.

А что там с учеными, их-то как заменить? 

Ты задаешь этот вопрос, так как не понимаешь, что происходит в науке. К примеру, каждый день публикуют несколько сотен статей о том, как работает мозг. В научных профессиональных изданиях. Может ли хоть один учёный обладать актуальными знаниями о мозге? Нет. А не обладая ими, невозможно понять, как работает мозг. Можно только догадываться. В результате, учёные дробятся на группы со своим набором данных, в которые они верят. К которыми они привыкли. Учёный сегодня — это верующий нового поколения. Чтобы работать, он должен верить в то, что его набор знаний актуальный. И это всегда неправда. Верить, понимаете? Не знать. Знать уже невозможно.

///

Ну а теперь вопрос на хулиард. Зачем вообще нужен человек, если всё может делать нейросеть, завёрнутая в технологичные манипуляторы? Чем эта устаревшая мясная прослойка вообще может помочь? Правильный ответ — ничем. Дни нужности человека сочтены. Но до того, как будущее наступит, есть пара десятилетий, когда придётся побарахтаться. И чтобы барахтаться нужен принципиально иной подход к образованию. Нужно образование, которое учитывает мультипликацию знаний и навыков с помощью современных технологий. Нужен Комплементарный интеллект (Complementary quotient — CQ).

Итак, что такое CQ? 

Проще всего понять с помощью старого анекдота.

“Математику, физику и инженеру дали три одинаковых ластика и попросили найти их объем. Математик достал сантиметр и измерил длину окружности ластика. Затем он разделил результат на два Пи, чтобы узнать радиус, возвел полученное значение в куб, снова разделил на Пи, потом разделил на три четверти и таким образом получил объём. Физик взял ровно 1.00000 литр воды, бросил туда ластик и измерил объём вытесненной воды. А инженер? А инженер записал серийный номер ластика и посмотрел объём в справочнике.”

Анекдот иллюстрирует разницу в подходах к решению задачи. И дело не в том, какими знаниями обладают специалисты. Есть некий фундамент, который заставляет их работать с данными иначе. И этот фундамент я называю “стиль мышления”.

А теперь представьте, что один человек обладает всеми стилями мышления сразу. Он раскладывает задачу на стили мышления: решение физика, решение математика, решение инженера. Он может сравнить стили, усилить один другим и выдать результат более качественный, чем троица готовых специалистов. Так как у него нету внутреннего конфликта разных стилей. Они увязаны в единую систему.

Однако, вспомним, что готовить человека к конкретным профессиям — бессмысленно. Профессии устаревают раньше, чем ты успеваешь всплакнуть над бренностью бытия. Поэтому нам нужно выявить стили мышления, которые не привязаны к профессиям, но позволяют моментально осваивать максимальный их спектр с помощью вспомогательных инструментов (ИИ, робототехника).

И последние пять лет я занимался классификацией и систематизацией таких стилей мышления. На данный момент я выделяю пять типов: эмпирическое мышление, инженерное мышление, творческое мышление, философское мышление, научное мышление. Объединены они в общую схему, которая и называется “Комплиментарный интеллект”.

Давайте зафиксируем. Комплементарный интеллект — это минимальный набор знаний и навыков, которые позволяют человеку освоить разные стили мышления. CQ не готовит к конкретным профессиям, а создаёт условия для быстрого освоения любых. Скорость освоения обеспечивается комплементарностью разных стилей.

Дальше мы разберем каждый стиль и увидим, как они увязаны друг с другом.

///

Эмпирическое мышление.

Оно врождённое. Умение слышать, видеть, чувствовать, замечать, разглядывать соплю — всё это его часть. Однако уровень эмпирического мышления у всех разный. Кто-то обладает развитой эмпатией и невербально считывает эмоциональное состояние других людей. Кто-то нет. Кто-то различает инструменты в музыке. Кто-то нет. Кто-то чувствует красоту природы. Кто-то нет. Кто-то фанатеет от фактуры окружающих материалов. Кто-то нет. Кто-то видит много вариантов решения задачи. Кто-то нет. Кто-то рефлексирует, наблюдая за мыслями и состояниями. Кто-то нет. Кто-то слушает только один стиль музыки, кто-то развивает эмпирическое мышление, слушая все стили.

Эмпирическое мышление — это окно, через которое знания попадают в мозг. Чем шире это окно, тем быстрее человек осваивает любой навык. Удивительно, но проще всего его развивать через изучение языка. Надо учить термины в разных областях и разбираться, что они значат. Чем больше нот ты можешь различить, тем больше будешь получать информации из музыки. Чем больше художественных стилей ты знаешь, тем больше впечатлений будет в музее. Чем лучше ты разбираешься, как устроен мир, тем больше знаний ты получаешь каждую секунду.

Есть фундаментальное правило — существует лишь то, что можно назвать. Чтобы окружающий мир для мозга существовал, надо знать, как называть окружающие явления. И не закрываться от явлений, разделяя мир на чёрное и белое.

Пока ты думаешь, что русский рэп — говно, мимо тебя так и будут проходить тонны полезной информации. Пока ты выбираешь либерал ты или путинист. Пока ты делишь людей на плохих и хороших. Пока думаешь можно ли материться или нет. Пока отрицаешь существование какого-то явления, ты просто закрываешь окно, через которое в мозг попадают знания.

Мне когда-то очень помогли лекции Экхарта Толле для развития эмпирического мышления. Как-то он очень толково это передаёт. Можешь и ты попробовать.

///

Инженерное мышление.

Логика расположения стилей мышления на схеме простая. Всё идёт от базового эмпирического мышления. Дальше вверх к инженерному и по часовой. Именно в такой последовательности человечество осваивало стили мышления. Можно предположить, что в такой последовательности их и надо учить.

Итак, когда обезьяна впервые взяла палку, чтобы сбить банан, и было освоено инженерное мышление. Зачем обезьяна взяла палку? Она создала инструмент для достижения цели. Это и есть суть инженерного мышления — использовать и создавать инструменты для достижения цели. До этого она пользовалась только врожденными инструментами. Всеми этими кривыми руками и корявыми пальцами. А теперь весь окружающий мир — это строительные материалы для новых инструментов.

Все современные люди используют инженерное мышление. Ты едешь на работу, используя машину как инструмент достижения цели. Я печатаю этот текст, используя компьютер как инструмент достижения цели. Женщины используют эпилятор как инструмент достижения цели. И знать много разных инструментов достижения цели — это уже неплохой уровень инженерного мышления. Но только единицы осваивают навык создания нового инструмента.

Но ты даже не представляешь, насколько легко его освоить. Во-первых, надо привыкнуть задавать простой вопрос: “Как я могу достигнуть цель иначе?”. Не идти на поводу первых шаблонных решений, а всегда искать путь короче и эффективнее. Это просто дисциплина мышления. Во-вторых, надо изучить Теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Я знаю, у тебя ужасно мало времени, ведь ковыряние в носу отнимает много ресурсов. Поэтому оригинальные труды Альтшуллера ты читать не будешь. Найди в поиске мою статью “ТРИЗ для офисных работников.” Для старта хватит.

///

Творческое мышление.

Нет. Творческое мышление это не про то, как важно рисовать картины и писать музыку. Смотри системнее. Творческое мышление — это способность человека переносить данные из нейросети мозга в окружающий мир. Когда ты просто говоришь — это уже часть творческого мышления. Когда человек рисует картину, он переносит данные из мозга на холст. Когда пишет музыку, он переносит данные из мозга в звуковые волны. Когда я пишу этот материал, я переношу данные из мозга в эту длинющую грёбанную статью. Как же я задолбался её писать.

Музыка, первобытная наскальная живопись, написание текстов, программирование, общение, мода, выступление на публике, лепка скульптур из говна и палок, запуск стартапов, танцы, хуянцы — всё это области, где сформирован уникальный набор инструментов переноса знаний из мозга в окружающий мир.

Умение пользоваться кисточками и красками — это навыки, которые позволяют переносит знания на холст. Знание нот и музыкальных стилей — это навыки, которые позволяют переносить знания. Ну вы поняли уже. Чем больше навыков переноса освоено у человека, чем глубже они освоены, тем лучше способность влиять на мир, получать обратную связь и учиться на её основе.

Уловил мысль? Творческое мышление — это не про хипстерские шарфы. Не про музей современного искусства. Творческое мышление — это весь совокупный набор способов отчуждать знания. Как его осваивать?

Тут никаких откровений. Надо писать музыку, рисовать картины, писать посты в социальных сетях, выступать на публике, делать перформансы. Только через стремление к демонстративному поведению можно осваивать творческое мышление. Стремись быть на виду любым доступным способом. И тогда навыки отчуждения знаний будут развиваться. Тогда будет развиваться творческий стиль мышления.

///

Философское мышление.

Оно появилось сравнительно поздно. Предыдущие стили мышления были освоены задолго до этого. Однако именно развитие философского стиля мышления стало преобразовательным взрывом.

В институтах философию изучают как историю. Мол этот в бочке сидел и умничал, этот руки в кастрюли совал, а это КАААННННТ!!!! Почему философы эффективно рассуждали об устройстве мира? Ну фиг его знает, зело умные были. А дело не в уме. Дело в философском стиле мышления, который был освоен древними греками. И очень редко его разбирают как единую систему.

По сути же философия — это умение видеть, как одно явление связано с другим явлением. Всё. И философы просто придумали много подходов, как взаимосвязи выявлять. И как расширять области, где мы эти взаимосвязи ищем. Как и остальные стили мышления, философию используют абсолютно все — просто с разной эффективностью.

Если дать подзатыльник ребенку, то он пойдет учить уроки — это взаимосвязь. Открыть образовательный стартап, так как это растущая взрывными темпами отрасль — это взаимосвязь. Бояться попросить повышения, так как начальник может и уволить — это взаимосвязь. Бояться читать большой текст из-за риска потерять время — это взаимосвязь. И обладать большим знанием существующих взаимосвязей — это уже философское мышление. Но по настоящему его осваивают те, кто учится находить собственные взаимосвязи, а не узнавать их со стороны.

Философский стиль мышления — это основа любой аналитики. Если ты хочешь, чтобы твой мозг постоянно узнавал больше о том, как устроен мир — нужно освоить философский стиль мышления. Тогда даже разговор с бомжом, даже херовый фильм, даже отдых в сауне с проститутками будут развивать аналитический аппарат. А развитый аналитический аппарат позволит делать предсказания. Куда пойти работать, с какими людьми общаться, какую книгу прочитать, куда вложить деньги, как сделать научное открытие.

Обладать философским стилем мышления — это постоянно развивать понимание мира. И, как следствие, делать успешные предсказания. Успешные предсказания позволяют быть успешным. Вот и всё. Учёные используют философский стиль мышления, чтобы придумать научную гипотезу. Сама наука занимается другим, и об этом мы поговорим дальше.

Как развивать философское мышление? Как всегда есть фундамент и практика. Для формирования фундамента я рекомендую прочитать двухтомник “Мир философии”, просто чтобы впитать аналитические подходы. Для тренировки я использую подход “бесконечное предсказание”. Я стараюсь не задавать вопросы собеседникам, а делаю предсказания на их счёт, и они меня поправляют. Тебе 30 лет, у тебя было плохое детство, скорее всего, не было отца, ты работаешь в банке, у вас последние время отток клиентов. Каждый раз, когда я хочу что-то спросить, вместо этого я стараюсь сделать предположение. Я делаю уйму предсказаний, и это развивает мой философский стиль мышления.

///

Научное мышление.

Господи, ещё немного и это будет книга, а не пост в фейсбуке. Комплиментарный интеллект, конечно, заслуживает отдельной книги, но не прямо же сейчас. Так, соберись, Кеша!

Я выше уже писал, что в научном стиле мышления нет инструментария для создания научных гипотез. Это не совсем так, но обо всём по порядку. Вначале наука называлась “Прикладная философия”. Мудрые старцы в какой-то момент захотели проверить, какие взаимосвязи работают, а какие нет. Для этого им потребовался инструмент проверки гипотез, который находится за пределами мозга и его суждений. Понимаю, что вы устали, сейчас объясню понятнее.

Есть известный мыслительный эксперимент. Перед тобой три кастрюли. По центру — с тёплой водой, слева — с холодной, справа — с горячей. Ты опускаешь руки в крайние кастрюли, а потом обе руки в центральную. Одной рукой ты чувствуешь, что в центральной кастрюле холодная вода, а другой — что горячая. Этот эксперимент показывает, что нельзя довериться нашему восприятию реальности. А, значит, нельзя доверять всем взаимосвязям, которые найдены с помощью философского стиля мышления.

А как проверить, какая температура в кастрюле на самом деле? Нужен градусник. Нужен инструмент проверки за пределами мозга. Если сказать иначе, требуется инструмент преодоления когнитивных искажений мозга. В этом суть науки. Наука — это совокупный набор подходов и инструментов для ПРОВЕРКИ гипотез. Мысль, что наука исследует мир — ошибочна. Это человек исследует мир. Для этого он пользуется разными стилями мышления. И научный стиль мышления — лишь часть этого процесса познания.

Жаль, что сами ученые часто не знают об этом. Их научили инструментам проверки гипотез, но не развили остальные стили мышления. В результате учёный становится просто научным работником, а не страстным исследователем мира. К тому же очень токсичным из-за сильного перекоса в сторону проверки, а не поиска взаимосвязей. Научное сообщество — это самое токсичное сообщество.

Развивать научное мышление сложно и легко одновременно. Легко, так как достаточно сделать установку: “Каждое моё суждение, каждая мысль, каждая идея, каждая найденная взаимосвязь — ошибочна”. Если привыкнуть к этой мысли, то мозг всегда ищет дополнительные способы проверки. Например, я пишу свои посты излишне категорично не потому, что уверен, а чтобы быстрее прибегали комментаторы и корректировали моё мировоззрения. Для меня фейсбук — это инструмент проверки гипотез, часть моей научной лаборатории.

А сложно развивать этот стиль, так как научных инструментов проверки гипотез бесчисленное множество: чистота эксперимента, контрольные группы, слепое тестирование, рецензирование, научные дискуссии, принятые парадигмы. И это мы даже не у основания горы подходов. Гора только на горизонте видна. Поэтому освоить базовое научное мировоззрение легко, а стать учёным сложно.

Однако я всё же рекомендую постепенно прокачивать и научный стиль. Делать это можно так: общаться с учеными, читать книги, которые написаны учёными, читать научные статьи. И постепенно станет понятно, как весь этот змеиный клубок работает. Начинать рекомендую с книги “Вы конечно шутите, мистер Фейнман”. В ней показан фундамент стиля научного мышления. Да и в целом, это потрясающая книга. Дальше можно смотреть лекции Фейнмана, он там объясняет суть науки, а не передаёт итоговые модели.

///

Как говорят в Южном парке: “Дети, сегодня мы многое узнали”. Осталось немного.

Комплементарный интеллект — это не истина. Истины вообще не существует. Существуют только модели описания мира, на основе которых можно делать предсказания. Каждая модель имеет ограничение применимости. И комплиментарный интеллект — это именно такая модель. Она делает очень простое предсказание — человек, который освоил комплиментарный интеллект, способен значительно быстрее других осваивать любые навыки и профессии. А если это усилить искусственным интеллектом, который компенсирует нехватку точных данных, то эффект может быть сумасшедшим.

Конечно, это только фундамент. Детальные обучающие курсы освоения каждого стиля мышления только предстоит разработать. Эта работа ведётся в рамках Сказбуки. Комплиментарный интеллект — это то, что мы хотим передать детям всего мира. Мы пытаемся изменить образование не вмешиваясь в текущие социальные институты. Ничего не разрушаем, ни с чем не боремся, просто предлагаем другой путь и пытаемся сделать его максимально соблазнительным.

Зафиксируем что такое “Комплементарный интеллект Скирневского”, или “Круг Скирневского”, или CQ, или иди лесом, если тебе не нравится, что я добавляю фамилию . Давно хотел какой-то своей наработке дать имя. Так вот, если отбросить термины, то Комплиментарный интеллект — это набор из следующих умений: уметь получать максимальное количество информации в каждый момент времени, уметь достигать цели разными способами, уметь разными способами отчуждать знания, уметь видеть взаимосвязи и строить гипотезы, уметь гипотезы проверять.

Я сам пользуюсь этой моделью больше пяти лет. Вначале сформулировал её, а только потом подтянул необходимые стили. Благодаря этому я учусь быстрее всех в своём окружении. Опыт показывает, что я могу в любую область войти за день и начать предлагать там работоспособные решения. Перемены в поведении, которые вы видите в фейсбуке, произошли моментально. Я увидел потенциал в подобной перестройке и сделал её моментально. Мне не нужен долгий путь освоения. А данный пост показывает, что я легко переключаюсь в любой из предыдущих режимов поведения.

///

Отдохнули? Давайте напоследок разберем, как устроена схема, и почему стили расположены именно так. Соседние стили мышления легко комбинируются. Комбинация создает распространённые сферы деятельности человека. Противолежащие стили взаимодействуют друг с другом через эмпирическое наблюдение. То есть творческий человек может черпать вдохновение из научных подходов. А философы могут анализировать устройство мира через понимание инженерных решений. Ученые могут рисовать картины, чтобы строить уникальные нейронные цепи, которые потом обеспечат появление инсайтов. А инженеры могут искать технические решения, базируясь на взаимосвязях, которые нашли философы.

Естественно, как и в случае с IQ, легко разработать тесты, которые проверяют насколько развит у человека CQ. Только, в отличии от IQ, тесты дадут дорожную карту дальнейшей прокачки лысой стрёмной обезьяны.

Если тебе интересно разработать обучающий курс для детского сада, школы или института на основе комплементарного интеллекта — велком. Я помогу всем, кому интересно.

Напоследок я просто хочу посоветовать быть смелее. Чтобы я не делал, мне всегда говорили, что в мире есть гораздо более умные и талантливые люди, а “Тебе даже соваться не стоит”. И это неправда. Самые умные и талантливые — они не где-то далеко, не где-то в прошлом. Самые умные и талантливые всегда рядом. Эйнштейна окружали обычные люди. Сальвадора Дали окружали обычные люди. Джобса окружали обычные люди. Значете почему? Потому что они сами были обычными людьми. Они ковырялись в носу, какали и говорили время от времени лютый бред. И единственное их отличие — это готовность идти своим путем вопреки нормам и правилам. Этого я желаю и тебе.

Кеша

promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.