zm_sochi

Categories:

Мегатренды будущего: Какие навыки понадобятся работодателям?

Несоответствие компетенций работников требованиям работодателей растет и остается одной из главных проблем рынка труда в мире. Разбираем доклад Global Education Future о мегатрендах и навыках будущего
Ускорение общества под влиянием новых трендов

Массовое образование индустриальной эпохи не готовит к жизни в сложном мире, не развивает мышление, снижает творческий потенциал и способность к сотрудничеству. Чтобы решать проблемы XXI века, нужно менять систему образования и развивать новую модель общества, в основе которой будет коллективная мудрость и «основополагающая прагматика жизни».

По мнению авторов доклада, в ближайшие десятилетия изменения будут происходить под воздействием четырех основных мегатрендов. Почти все развитые страны, глобальные технологические корпорации, социальные движения и мировое научное сообщество поддерживает эти наблюдения.

1. Цифровизация

Цифровизация — это появление цифровых технологий в разных сферах жизни. Мы живем во времена тотальной цифровизации, когда человек окружен данными через мобильные устройства, «умные» дома и города, дроны, роботов, «интернет вещей», импланты. В обществе меняется представление о том, что значит «быть человеком». Люди больше используют искусственный интеллект, дополненную и виртуальную реальности для усиления своих возможностей.

По оценкам компаний EMC и IDC объем всех цифровых данных достигнет 44 зеттабайта или триллиона гигабайтов в 2020 году. Если перенести эти данные в iPad Air с объемом памяти 128 ГБ, получится стопка планшетов высотой в две трети расстояния от Земли до Луны.

2. Автоматизация

Современную эпоху считают Четвертой промышленной революцией или Индустрией 4.0. Принцип Индустрии 4.0. основан на внедрении новых цифровых и биотехнологий, материалов, возобновляемой энергии в промышленность и бизнес. Люди массово автоматизируют процессы и производство, внедряют искусственный интеллект, 3D печать, робототехнику.

Революционные технологии меняют работу и обучение. В ближайшие 15—20 лет половину «рутинных» задач физического и интеллектуального труда смогут заменить искусственным интеллектом или роботами даже при нынешнем уровне развития технологий. Технологии в некоторых областях могут заменить экономику массового конвейерного производства на производство «под запрос». Например, с помощью биотехнологий будут создавать искусственные органы.

Цивилизация достигнет «тотального изобилия». Люди будут уделять больше внимания творчеству, исследованию, общению с другими людьми и природой, а не удовлетворению базовых потребностей. Масштабная трансформация изменит целые профессиональные отрасли, но создаст новые рабочие места и секторы экономики. Исследователи выделяют минимум пять секторов, где появится достаточно новых занятий для человека.

1. «Новые технологические секторы. 

С развитием нового поколения технологий появятся новые отрасли, в которых потребуются работники. Например, разработчики и программисты «умных» энергосистем, производители городских роботов и беспилотного транспорта, разработчики возобновляемых биоинженерных материалов.

2. «Человекоориентированные услуги». 

Это услуги, основанные на том, чего не могут делать роботы. Искусственному интеллекту сложнее всего имитировать творческих подход и «человечность». Услуги от людей для людей останутся актуальными в сферах образования, здоровья, развлечения, дизайне. Например, в Японии популярна услуга «друг на время», когда вы можете заказать человека, чтобы близко пообщаться с ним несколько часов.

3. Виртуальные экономики. 

Люди смогут создавать экономики внутри игр, соцсетей и других виртуальных сред, чтобы жить и работать там. Виртуальная реальность помогает преодолевать практически все ограничения материальной реальности, создавать новые миры с собственными правилами. Профессиональные стримеры и майнеры — первые примеры профессий в этом секторе.

4. Сектор производства знаний. 

Спрос на контекстные знания, создаваемые в профессиональных сообществах, растет. Это hard skills и знания, которые применяют для решения конкретных задач. Например, создание видений и стратегий, систематизация новых практик организаций. Такие знания будут вырабатывать с помощью совместного творчества и объединения коллективного опыта.

5. «Зеленая» экономика. 

Этот сектор направлен на восстановление баланса между человечеством и планетой. В «эеленой» экономике всё больше людей играют роль садовников, лесничих и защитников естественной экосистемы Земли.

Авторы доклада считают, что в этих секторах появятся новые сферы занятости и самореализации, а не «работа» с позиции индустриального общества.

3. Трансформация социальных институтов

Общественные системы, созданные в эпоху относительной стабильности прошлого, могут не подойти для будущего. Под воздействием технологий общества, сообщества и организации быстро меняются, искусственные границы между человеческими занятиями исчезают. Будет появляться больше «творческих сообществ», в которых естественно переплетены творчество, работа, игра, жизнь. Люди будут вместе создавать новые прототипы образов жизни и запускать общественные изменения.

Чтобы удовлетворять потребностям людей и подготовиться к будущему, существующим социальным институтам придется меняться. Больше всего изменятся управленческие и финансовые системы. Появляются криптовалюты, «репутационные» валюты и другие системы управления благосостоянием на основе блокчейна. У людей меняются ценности и мотивация, деньги становятся не столь важными факторами.

4. Демографические изменения

Технологии развивают науку и медицину, поэтому продолжительность жизни человека увеличивается. Согласно существующим тенденциям, к 2050 году средняя продолжительность жизни в развитых странах будет примерно 100 лет. Создание лекарства от рака и нервных расстройств помогут большинству людей вести активный образ жизни как минимум до 90 лет.

Увеличение продолжительности жизни приведет к снижению рождаемости. С развитием городов и «городской культуры» люди будут заводить меньше детей. В странах с развитой экономикой теперь считается нормой иметь одного или двух детей. Теперь это происходит в странах Азии, Латинской Америки и Африки, где развивается урбанизация.

Наше общество еще не перешло на экологически чистые и восполняемые ресурсы. Производства, автомобили и добывающий сектор продолжают загрязнять окружающую среду, а сельскохозяйственные методы разрушать биосферу. Индустриализация приближает человечество к «точке невозврата», после которой мы не сможем восстановить планету, не справимся с экономическими и экологическими последствиями. «Зеленая» повестка потребует иначе думать и действовать миллиарды людей. Придется определить и развить новые компетенции для более здоровой, продуктивной, счастливой жизни.

Какие навыки потребуются в будущем?

Профессиональная и социальная жизнь меняются, больше людей вовлекаются в творчество в горизонтальных сообществах и организациях. Постоянное развитие становится требованием и частью жизни, помогает достигать личных и глобальных общественных целей. Глобальные изменения заставляют организации, сообщества и экономики сильнее конкурировать и создавать массовый спрос на «компетенции будущего». Такие компетенции помогают людям уверенно действовать, а не теряться в новом сложном мире.

Компетенции будущего включают профессиональные компетенции (hard skills, «жесткие» навыки), чтобы решать конкретные задачи и надпрофессиональные компетенции (soft skills, «гибкие» навыки), которые помогают решать задачи во всех профессиях, общественных и личных ситуациях.

В будущем человеку потребуются разные наборы «гибких» навыков:

  • Компетенции и знания, которые помогают справляться с неопределенностью, изменениями, сложностью и неоднозначностью будущего и компетенции коммуникации, креативности и сотрудничества.
  • Полезные для здоровья привычки, способности справляться со стрессом и навык понимать будущее: прогнозировать различные сценарии, разрабатывать подходящие стратегии действий и принимать лучшие решения.
  • Компетенции, чтобы справляться со сложностью цивилизации: системное мышление, решение проблем и принятие решений, поиск новых возможностей.
  • Знания и навыки для мира информационных и коммуникационных технологий: базовые навыки программирования, системное мышление и медиаграмотность. Важным навыком будет умение управлять своим вниманием в условиях информационного шума и перегрузки.
  • «Человеческие» навыки, которыми «не смогут овладеть машины»: эмпатия, эмоциональный интеллект, телесно-кинестетический интеллект и натуралистический интеллект, сотворчество, искреннее служение другим.
  • Навыки работы в разных дисциплинах и стремление достигать мастерства в разных сферах жизни.

Осваивая «компетенции будущего», мы можем стать более сложными людьми, которые способны жить в новом сложном мире. Общество и экономики ускоряются, становятся сложнее. Чем больше людей освоят новые компетенции, тем более устойчивым будет будущее.

Источник!


promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.