zm_sochi

Category:

Тришкин кафтан

Почему бесперспективны попытки адаптировать отраслевой закон к сегодняшнему рынку?

26.05.2020

Кризис, связанный с распространением эпидемии коронавируса, обнаружил многочисленные системные сбои в работе отечественного туррынка. По мере погружения в проблемы всё большее число его участников начинают осознавать, что нарастание «серых трендов» в туризме является не следствием сбоя в работе механизмов финансовых гарантий, о чём, к примеру, недавно заявил РСТ. Причина глубже: в несоответствии понятийного аппарата – основы отраслевого закона - реалиям сегодняшнего дня.

Уже на уровне понятийного аппарата действующий отраслевой ФЗ-132 больше соответствует ситуации, существовавшей на туристском рынке России в середине 90-х годов прошлого века, нежели начала 20-х нынешнего. Концепция отечественного туризма, отражённая в Статье 1. «Основные понятия» закона «Об основах туристской деятельности в РФ», принятого в 1996 году, описывала туристскую деятельность через отношение ключевых игроков рынка – туроператоров и турагентов – к формированию, продвижению и реализации туристского продукта.

По сути, существующий закон о туризме - это закон о турпродукте и туроператорах!

Не удивительно, что сама конструкция закона получилась иерархичной. На его вершину были помещены туроператоры, к чьей исключительной компетенции относилось формирование туристского продукта, вокруг которого и шло всё дальнейшее развитие ФЗ-132. Остальные участники рынка получили вспомогательные роли. По сути, закон о туризме - это закон о турпродукте и туроператорах. Впрочем, иной конструкции в середине девяностых годов прошлого века получиться и не могло.

Выездной туризм, ещё не разорвавший пуповину шоп-туризма, скованный неразвитой сетью международных авиаперевозок и ограниченной платежеспособностью населения, сильно жался к границам России. До эпохи GDS-туров турбизнесу предстояло пройти период протекционизма, когда приобрести серьёзные блоки мест на регулярных рейсах могли только избранные туроператоры, аффилированные с перевозчиком организационно или персонально. Поэтому схемы классического туроперейтинга, помещавшие в фокус туристского бизнеса работу с законченным туристским продуктом, представлялись наиболее цивилизованным путём развития отрасли.

За четверть века изменились количественные (развитие туристической и транспортной инфраструктуры, рост платежёспособного спроса россиян и т.д.), а главное, качественные характеристики туристской отрасли. Появление и развитие систем бронирования и отраслевых агрегаторов вызвало взрывной рост самостоятельных путешествий. По оценке АТОР, в 2019 году доля россиян, выехавших с целью пляжного или экскурсионного отдыха в 30 наиболее популярных стран дальнего зарубежья по линии туроператоров, составила 58,8%. Соответственно, доля самостоятельных туристов в выездном сегменте отечественного туризма в прошлом году превысила 40%. Логично предположить, что для внутреннего туризма этот процент будет значительно выше. Фактически, к настоящему времени сложилась ситуация, когда процесс по созданию, продвижению и реализации турпродукта, оставаясь доминирующим видом деятельности туристских фирм, де-факто перестал быть эксклюзивным.

В масштабах страны число самостоятельных путешественников измеряется десятками миллионов. Не нуждаясь в пакетном обслуживании, они, тем не менее, заинтересованы в приобретении отдельных услуг, связанных с организацией путешествий, и тем самым в совокупности формируют мощный запрос на соответствующий сервис, включая информационное обслуживание. Такой сервис им могут предоставить туристские агентства, понимающие, что туристский рынок сегодня - это не только турпродукты, но и туруслуги.

Параллельно в самом турбизнесе растёт понимание того, что ФЗ устарел и становится обузой для развития агентского бизнеса. Турагентства перестаёт удовлетворять зафиксированная на законодательном уровне роль зависимых от туроператоров субъектов рынка, чья компетенция ограничена работой с формируемым туроператором турпродуктом. Они претендуют на статус самодостаточных участников рынка, работающих с запросами туристов. Однако в этой работе турагентства ограничены действующим ФЗ, определяющим комплекс услуг, включающий перевозку и размещение, в качестве «туристского продукта», формирование которого, повторимся, находится в исключительной компетенции туроператора со всеми вытекающими последствиями.

Развитие сегмента самостоятельных путешествий фактически выводит значительную часть существующего турпотока из сферы регулирования отраслевого закона, чем девальвирует и без того не особо эффективную конструкцию института финансовых гарантий. Ситуация с эвакуацией из-за рубежа неорганизованных российских туристов, заняться которой пришлось государству, тому подтверждение.

Привести отраслевой закон в соответствие с современными реалиями возможно, пересмотрев роли ключевых участников рынка и предмет их деятельности. Совершенно очевидно, что турагентская деятельность не должна сводиться к продвижению и реализации созданного туроператором туристского продукта. Акцент в работе турагентств должен быть смещён именно на агентскую деятельность по подбору, бронированию и реализации отдельных туристских услуг или комплекса туристских услуг, ВКЛЮЧАЯ реализацию туристского продукта, а также на оказание туристам информационных услуг. И это ключевое изменение должно быть зафиксировано на уровне понятийного аппарата отраслевого закона.

Поскольку на определении туристского продукта базируется и выстроенный в годы действия ФЗ-132 институт финансовых гарантий, необходимо пересмотреть и это ключевое понятие. Появление динамичного пакетирования, основанного на использовании электронных систем бронирования, в целом предполагает отказ от системы бронирования фиксированных объёмов перевозки и мест в средствах размещения. По сути своей это тоже деятельность по подбору комплекса услуг, то есть агентская деятельность. Не случайно, в условиях невозможности исполнения обязательств во время пандемии туроператоры, формирующие GDS-туры, предпочитают разбивать реализованный за общую цену турпродукт на билет и наземное обслуживание, выходя тем самым за рамки действующего отраслевого закона.

В сухом остатке: 

Признаки классического туроперейтинга сохраняют туроператоры, формирующие пакетные туры и несущие фактические финансовые риски по формируемым ими продуктам. Поэтому, логично было бы в новой редакции ФЗ-132 представить турпродукт, как комплекс услуг, включающий размещение, и, сформированный на базе заказной перевозки, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта.

Что даёт новая конструкция ФЗ?

Во-первых, сфера применения отраслевого закона расширится и охватит фактически все категории путешественников. Соответственно, законом будет регулироваться деятельность максимального числа субъектов туристского рынка, участвующих в организации путешествий.

Переориентация деятельности туристических агентств с обслуживания туроператорских продуктов на обслуживание актуальных запросов туристов даст толчок к росту рынка туристских услуг в России. Аналогичный результат принесёт и снятие ограничений для всех участников рынка на формирование с целью последующей реализации комплекса услуг за исключением турпродукта.

Поскольку ответственность производителей и поставщиков туристических услуг регулируется существующими правовыми актами (ГК РФ, ФЗ «О защите прав потребителей» и т.д.), отстраивание туристской деятельности от жёсткой привязки к турпродукту позволит упростить и сделать более эффективным институт финансовых гарантий.

Туроператорский сегмент рынка, определяющим критерием которого станет наличие заказной перевозки и привязанных к её объёмам блоков мест, станет более прозрачным и привлекательным для финансовых гарантов, что позволит вернуться к вопросу страхования туроператорской ответственности по каждому реализованному турпродукту, ранее активно поддержанному региональными турсообществами.

Все иные попытки адаптировать закон четверть вековой давности к реалиям сегодняшнего рынка вряд ли будут эффективными.

Автор: Виталий Наумов

promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.