zm_sochi

Category:

Новый образ туризма

Что индустрия гостеприимства может предложить, приспосабливаясь к пандемии?

Туризм был одной самых устойчивых и перспективных отраслей экономики: маршрутов все больше, путешествия все интересней. В самых туристических странах мира – Греции, Португалии и Таиланде – доля туризма в экспорте товаров и услуг превысила 20%.

Мир остался дома

Но ковид предъявил новые, очень жесткие требования к социальной дистанции и свободе передвижения – и востребованность туристических услуг резко изменилась. В первую очередь из-за официальных запретов, введенных почти повсеместно и привязавших людей к месту проживания. Во вторую очередь – из-за самих людей, старавшихся в пандемию снизить любые поведенческие риски: экономические, социальные, инфраструктурные, экологические. Туристическая отрасль стала одной из наиболее пострадавших от пандемии ковида, даже почти разрушенных ею.

Совокупный вклад внутреннего и международного туризма за последние годы в среднем составлял 4,4% ВВП и 21,5% экспорта услуг в странах ОЭСР. Но, по оценкам Всемирной туристской организации (UNWTO), международные туристические прибытия по странам назначения во II квартале 2020 г. в целом по миру сократились на 95,2%. Россия вошла в «тройку лидеров»: первое место – Таиланд со снижением на 100%, Испания – 99,1% и Россия – 99,0% (хотя доля России на международном рынке туризма – менее 1%).

Всего туристическая индустрия мира лишилась $320 млрд доходов с января по май 2020 г. UNWTO пишет, что это в три раза больше, чем потеряла отрасль в мировой финансовый кризис 2009 г. Число туристов из-за ограничительных мер и прекращения большинства международных авиаперелетов сократилось на 300 млн человек, или на 56% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По словам генерального секретаря UNWTO Зураба Пололикашвили, резкое падение международного туризма ставит под угрозу многие миллионы рабочих мест в отрасли, в том числе в развивающихся странах. И пересмотренные в середине 2020 г. туристические сценарии ОЭСР показывают, что предполагаемый шок может привести к снижению международной туристической экономики на 60–80% в 2020 г. в зависимости от продолжительности кризиса и скорости восстановления туризма и путешествий. Но с учетом продолжающегося пандемического кризиса и принятых во многих странах, в первую очередь европейских, жестких ограничений эти сценарии не отражают всей остроты проблемы.

По данным платежного баланса Банка России (оценка II квартала 2020 г.) международные туристские расходы в России снизились на 95,4%. Разработанный в мае в Ростуризме план включает специальные меры для сохранения туристической отрасли, но, поскольку совершенно непонятно, когда прекратится рост заболеваемости, у туристического бизнеса пока нет возможности рационально спланировать дальнейшую деятельность.

Как же выжить

А мировые туристические города активно работают над программами восстановления туристической отрасли, их предложения имеют существенные различия и могут быть сгруппированы в три блока:

Первый блок: «Сохранение и развитие»

  • Рейкьявик (Исландия) объявил о проведении пакетного набора мер по туризму, включая специальную маркетинговую кампанию для Рейкьявика, выступающего в роли ключевого туристического центра, как только ситуация вернется в норму.
  • Милан (Италия) разрабатывает «Адаптационную стратегию» с планами постепенного возобновления творческой и культурной деятельности для местного, а затем и для международного туризма, включающую продвижение Милана как безопасного города, соблюдающего специально подготовленные санитарные протоколы.

Второй блок: «Переосмысление»

  • Флоренция (Италия) стремится восстановить 30% туристической активности к концу года без массового туризма, который лишал жителей своего центра города. План Rinasce Firenze (Возродим Флоренцию) предусматривает запрет въезда туристических автобусов в центр города, а также трансформацию центра для жителей и локальных предприятий с блокировкой любых новых лицензий для гостиниц и ресторанов.
  • Барселона (Испания) и Будапешт (Венгрия) также разделяют решимость в реорганизации туристической отрасли и формируют специальные программы переориентации туризма на более культурную и семейную модель.

Третий блок «Новые бизнес-модели»

  • «Мадридский план аплодисментов» (Plan Aplaude Madrid), нацеленный на формирование отрасли культурного туризма (современное искусство, посещение театров и культурных центров), предусматривает создание знаковых объектов посещения и специальных центров искусства.

Заглянуть вовнутрь не получилось

Особое место в ситуации с ковидом занимает внутренний туризм. Массовой переориентации населения на туристические поездки, включая летний отдых, в России пока не заметно, поскольку туристы, которые в итоге отказываются от поездок, опасаются путешествовать в принципе, а не только за рубеж.

И очень существенные изменения коснулись транспортной системы, обслуживающей туристов. Закрытые в период пандемии ковида направления для авиасообщения входили в число популярных у российских туристов. Из 34,6 млн туристических поездок, которые россияне, согласно данным Росстата, совершили в январе-сентябре 2019-го за рубеж, 16,4% поездок приходилось на Турцию; 15,6%, или 5,4 млн, – на долю Китая, Италии, Германии, Испании, Франции, Израиля и Южной Кореи. Соответствующие изменения коснулись и въездного потока.

Вторая, осенняя, волна ковида вновь приостановила мировой туризм, но миллионы находящихся на карантине людей мечтают о новых путешествиях и ярких впечатлениях. Как только пандемический кризис завершится, туристическая отрасль способна очень быстро возродиться, предложить истосковавшимся путешественникам интересные маршруты и разнообразные услуги. В первую очередь возобновится внутренний туризм, затем – международный. Желание путешествовать у людей сильнее, чем страхи, и, вне всякого сомнения, новые правила организации туризма (более строгая гигиена, жесткие требования к отелям и транспорту и проч.) будут способствовать активному возрождению индустрии гостеприимства.

Автор: Ирина Ильина, профессор ВШЭ


promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.