zm_sochi

Categories:

Что общего между древнеиндийской кастовой системой Индии и современной психологией?

Помните, как в школьном курсе истории нам преподносили кастовую структуру общества в Индии? Общество делилось на несколько каст (варн, или сословий) - шудры, вайшьи, кшатрии и брахманы. Ещё выделялась каста неприкасаемых, но древние арии её не включали в сословную структуру общества. 

Какие ассоциации и чувства у вас вызывает кастовая структура? Скорее всего, чувство несправедливости и классового угнетения. Верно?

Юрий Савельев, автор текста
Юрий Савельев, автор текста

А теперь постарайтесь отстраниться от этого стереотипа и посмотреть на кастовую структуру общества не с точки зрения классовой борьбы, а с точки зрения психологии. 

В этом случае исчезает классовая политическая подоплёка и на первый план выходят качества характера и темперамента людей, психотипы, подразделяющие их на группы по интересам и профессиональным способностям. Ведь для каждой варны была характерна та или иная сфера профессиональной деятельности, предполагающая наличие того или иного темперамента у человека. Это легко понять, если провести аналогию между типами темперамента, определяющими стиль поведения, и качествами, которыми должен обладать человек, принадлежащий к той или иной варне.

Например, одна из наиболее массовых варн - шудры. Это трудящиеся, слуги, наёмные работники - то есть все те, кого в наше время принято относить к рабочему классу. Чаще всего это люди, обладающие узкопрофессиональными компетенциями. В своей области они могут быть настоящими профессионалами. Но, обратной стороной узкой квалификации часто является погружённость в систему предрассудков, нередко навязанных извне. Как многократно показывала история, это в своей массе люди, легко управляемые разного рода манипуляторами и вождями, из которой формируется «критическая революционная масса».

Как правило, мотивы активной предпринимательской деятельности или духовного развития у них проявляются редко, так же как и лидерские качества. В ведической психологии эти свойства связаны с тамо-гуной (гуной невежества и пассивности). Человек живет своей тихой жизнью, всю жизнь работая на одном месте, не желая что-то в ней менять и не стремясь к чему-то новому. Часто в своих проблемах винит других - начальство, правительство, соседей и т.д. В современной психологии ей соответствует такой тип темперамента, как меланхолик.

Следующая варна - вайшьи - ремесленники, земледельцы и торговцы. Сегодня к ней можно условно отнести предпринимателей. Это тип людей с активной жизненной позицией и предпринимательской жилкой, которая усиливается их мощным эго. В ведической психологии за это отвечает раджо-гуна (гуна страсти и активности). В современной психологии ей соответствует такой тип темперамента, как холерик - активный, инициативный и эмоциональный тип.

Идём дальше. Следующая варна - кшатрии - правители и воины. Сегодня к ней можно условно отнести политиков (только активных и ответственных политиков, а не политических аферистов или рядовых чиновников-исполнителей), а также силовиков (опять же не всех, а тех, кто превыше всего ставит свой долг перед страной и обществом). К сожалению, и тех и других сегодня очень не много. В ведической психологии - это люди, которые должны в себе сочетать раджо-гуну с саттва-гуной (гуной благости и духовности). Первая придаёт им активности и энергичности, отвечает за волевые качества. Вторая даёт рассудительность, справедливость, ответственность, дальновидность и потребность служить другим. В современной типологии темперамента этой варне соответствует сангвиник.

Последняя варна - брахманы - жрецы, учёные, подвижники, мудрецы (их иногда называют в Индии двиджа- дважды рождённые, то есть испытавшие первое рождение - физическое, и второе - духовное). В ведической психологии ей соответствует саттва-гуна (гуна благости), дающая мудрость и освобождающая от иллюзий и желаний материального мира. В современной психологии этой варне соответствует такой тип темперамента, как флегматик, обладающий такими качествами, как сдержанность, спокойствие, рассудительность, основательность, упорство, доброжелательность.

Понятно, что некорректно сравнивать варны и типы темперамента напрямую, непосредственно, так как, во-первых, отличается их содержательное наполнение, во-вторых, Варна сочетает в себе характеристики темперамента и природных способностей человека. Но в целом очевидные соответствия присутствуют. Поэтому (ещё раз хочу поставить акцент на этой мысли) в древней Индии кастовая система была, в первую очередь, не инструментом сегрегации людей на классы с целью эксплуатации одних другими, как нас приучили считать, а это была система, учитывающая психологические особенности и способности людей к той или иной деятельности. Как бы сейчас выразились - профориентационная система.

Но возникает вопрос: Почему же тогда в кастовой системе человек не мог перейти из одной варны в другую, даже если он стремился расширить свои компетенции, а вынужден был оставаться в ней до конца своей жизни?

Ответ прост. Темперамент, как и варна, не меняется в течение всей жизни. Если человек родился с темпераментом меланхолика, он никогда не сможет стать сангвиником, холериком или флегматиком. Такова его психологическая природа. Её невозможно поменять, сколько ни старайся. Темперамент - это одно из ключевых качеств личности. И лучший способ жить в гармонии со своей природой - научиться наилучшим образом использовать свой темперамент. Ведь в каждом типе темперамента есть как отрицательные, так и положительные качества.

Тип темперамента всегда связан с нашим предназначением и нашими талантами. Научившись использовать его лучшие стороны, мы способны осознать свое предназначение и реализовать свои таланты. Другими словами, выполнить программу жизни. В противном случае вместо талантов на первый план будут выходить наши пороки, которые станут мотивами наших поступков и решений.

Согласно ведической психологии, человек может перейти из одной варны в другую - более высшую варну, лишь в своём следующем воплощении (то есть, в следующей жизни). И то лишь в том случае, если он идеально прожил свою жизнь и смог извлечь из качеств своей варны (или темперамента) всё самое лучшее и светлое, что она позволила дать ему. Если он выполнил свою программу жизни.

Другими словами, в основу древнеиндийской кастовой системы закладывалась эволюция души и сознания. Варны - это ступеньки этой эволюционной лестницы. Как только человек (точнее, его сознание) извлекает всё самое лучшее на этом этапе, он получает возможность подняться на ступеньку выше.

Именно с кастовой системой, как эволюционной лестницей развития сознания человека, связано понятие прарабдха-кармы. Прарабдха-карма - это, так называемая, пророщенная карма. То есть, карма, плоды которой пришло время пожинать. Именно она определяет принадлежность к той или иной варне в нынешней жизни. Или выражаясь языком современной психологии, - закладывает в нас определенный тип темперамента, который сопровождает нас всю жизнь. И это наш выбор, как мы им воспользуемся - будем рассматривать как набор ограничений или как набор возможностей, ведущих к самореализации…

promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.