?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Кто такой Микшис?

Михаил Микшис - это глава группы компаний в Сочи (два телеканала, две радиостанции, рекламное агентство). Человек талантливый, яркий, опытный предприниматель, бизнесмен, руководитель.

На днях он в рамках Сочинского Делового Клуба выступил с интересной речью - думаю, что моим френдам из бизнеса будет интересно прочитать эту речь!

Итак:

На заседании Сочинского Делового Клуба, которое состоялось 29 января, президент Клуба Михаил Микшис выступил с докладом, посвященным наиболее актуальным проблемам, мешающим развитию малого и среднего бизнеса в Сочи. ИТАР-ТАСС КУБАНЬ предлагает ознакомиться с позицией одного из ведущих бизнесменов города.

Михаил Микшис: На мой взгляд, ситуация в которой сейчас находится малый и средний бизнес в Сочи, принципиально не отличается от того, что происходит по всей стране. Развитие бизнеса ограничивается известным набором факторов: чрезмерные административные барьеры, недостаток кредитных ресурсов, налоговая нагрузка, недостаточный уровень образования руководителей, старая инфраструктура, нехватка информации о программах поддержки малого бизнеса - все это характерно для любого российского города и Сочи тут не является каким-то исключением.

Почему в Сочи ТАКАЯ дорогая аренда?

В то же время в таком относительно небольшом городе, как наш, начинают проявляться проблемы, характерные в основном для мегаполисов - запредельные ставки арендной платы, а также повышенный уровень заработной платы. Причем проявляются они в условиях довольно таки ограниченного рынка для развития компании. Но главная отличительная черта  Сочи  заключается в курортной специфике, а совсем уж уникальным существующее положение вещей сделала победа за право провести Зимние Олимпийские Игры 2014 года.

Прежде чем поговорить об этом, немного истории. Костяк малого и среднего бизнеса в городе окончательно сформировался в начале двухтысячных. И в непростых условиях, о которых я упомянул выше, все-таки наблюдался не очень быстрый, но верный рост предпринимательской активности. До тех пор, пока не наступил экономический кризис, который, безусловно, ударил по сочинскому бизнесу, некоторые просто разорились. Однако начало кризиса практически совпало с победой Сочи за звание Олимпийской столицы. И на волне новостей о грядущих вливаниях миллиардов долларов в город стали приходить крупные региональные и московские компании. Причем многие открывали филиалы, не особенно задумываясь о последствиях, без просчитанных бизнес-планов. В результате часть из них вскоре закрылась, другая - до сих пор работает себе в убыток, с надеждой на бурный рост экономики города в скором будущем.

В результате обострилась конкуренция буквально во всех отраслях, что заставило сочинских предпринимателей повышать уровень профессионализма и более четко структурировать свой бизнес. Если несколько лет назад  фирма могла заниматься одновременно и строительством и торговлей, то возникшая ситуация заставила  выбирать то, что ты умеешь делать лучше. Причем некоторые компании добились очень  неплохих успехов и  уже вывели свой бизнес на краевой уровень.

Очевидно, что тенденция к наращиванию конкурентной борьбы  только обострится. Причем местному малому и среднему бизнесу придется выживать в соревновании с большими московскими и международными компаниями. Пример тому - появление в Сочи крупнейших продуктовых ритейлеров. Пока тенденции к сокращению доходов магазинов в спальных микрорайонах только наметились, но очевидно они будут значительно усилены вместе с окончанием строительства крупнейшего в городе торгового центра «Море-Молл», реконструкцией центрального рынка и открытием «Метро Кэш энд Кэри».

Сочи - город туризма или город торговли?

Обращает на себя внимание некоторый перекос с структуре малого и среднего бизнеса в сторону торговли, в то время как некоторые отрасли остаются совершенно неразвиты. Вот лишь некоторые, пока слабые, но в будущем весьма перспективные направления бизнеса  в Сочи: сельское хозяйство, коммерческая медицина, или, например, автомастерские, что актуально в условиях непрекращающегося роста транспорта. Да в общем-то и ключевая отрасль города, туризм, занимает не столь большую долю, как хотелось бы. Согласно официальным данным администрации, в разрезе отраслей малый и средний бизнес в сфере курортов и туризма имеет лишь 8%.  Другие цифры: 22% - общественное питание, и более 60% предпринимателей занимаются торговлей. Вероятно, логика развития местного бизнеса в скором времени должна будет переориентироваться от торговли в сторону предоставления услуг.        

Если уж речь зашла о статистике, хотелось бы коснуться некоторых, прямо скажем, странных данных, которые озвучивают городские власти. Якобы в Сочи действует 34 тысячи предпринимателей, из них 70% (25 тысяч) - индивидуальные частные предприниматели. Но вот считал кто-нибудь не количество зарегистрированных ИЧП и юрлиц, а реально действующие предприятия? Ведь в рамках одного бизнеса может быть хоть десять юридических лиц. Еще более странным выглядят данные об обеспеченности стационарными торговыми площадями 625 квадратных метра на тысячу жителей. Это примерно в три раза больше, чем в среднем по России и немногим менее среднеевропейских показателей. Так откуда же, если у нас все так хорошо, спрашивается, возникает дефицит площадей и совершенно неадекватные цены на аренду? 

И снова о наболевшем - об аренде! 

Простой пример: стоимость аренды торговой площади в самом оживленном месте краевой столице, на улице Красной, в два раза ниже, чем на торговой галерее, при несравненно более высокой проходимости и более низкой зарплате персонала. Еще один показательный пример: открыть кафе или ресторан  в Сочи стоит в три раза дороже, чем в Краснодаре! И тут дело не только в стоимости аренды, но и в дополнительных расходах на решение вопросов с контролирующими органами. Стоит ли удивляются тому, что Сочи уже давно называют самым дорогим курортом страны?

Но наиболее сложное положение - в самом массовом микробизнесе, у индивидуальных предпринимателей, которые имеют маленькие ларьки и магазины. На бумаге эти объекты являются временными, но на деле стоят уже по многу лет. Причем стоимость аренды в некоторых случаях в 10 раз дороже, чем аренда аналогичных стационарных площадей, а работать приходится в условиях крайней неопределенности. Так называемые зеленые карты даются лишь на один год и нет никаких гарантий, что мэрия не разорвет договор в любой момент. К налоговому бремени прибавляются добровольные пожертвования на благоустройство территории и приведение объектов к единому архитектурному облику. Причем если малому бизнесу в новых условиях приходится конкурировать с бизнесом крупным, то индивидуальным предпринимателям-ларечникам довольно часто приходится состязаться с нелегальными торговцами, которые не платят никаких налогов.

Полный провал государственных программ! Закономерно!

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что малое предпринимательство требует облегчения административных барьеров и куда более понятных условий игры, а порой и наведения элементарного порядка в области торговли. Ну а если это возможно, то и оказания какой-либо помощи со стороны властей, которую пока, к сожалению, мало кто видит. Если коротко сказать о неэффективности программ по поддержке малого предпринимательства: известно, что существует Гарантийный фонд поддержки субъектов малого предпринимательства, который выступает поручителем по столь необходимым банковским кредитам. Так вот за прошлый год услугами этого фонда воспользовались всего лишь 5 предпринимателей. Можно ли считать это успехом? 

И все-таки подготовка к Олимпиаде, несмотря на все сложности,  уже создает  предпосылки к росту возможностей для малого и среднего бизнеса. Сочи становится круглогодичным городом, но пока все-таки, в большей мере, не за счет туристов, а за счет довольно ощутимого притока новой рабочей силы. В Сочи стало вращаться больше денег и стало больше тех, кто их тратит. Причем Олимпиада привлекает не только строителей, занятых на возведении объектов, но и квалифицированный персонал в самые различные области бизнеса. Если еще три года назад найти грамотного специалиста в Сочи было довольно таки  трудно, то сейчас в наш город на заработки стремятся приехать люди со всей страны.

Строительство инфраструктуры, новых отелей и горнолыжных курортов в ближайшие два года развернется на полную мощность. Все это безусловно изменит и, возможно, самым решительным образом условия для ведения малого и среднего бизнеса. Но позитивные результаты станут возможны только в случае улучшения предпринимательского климата с помощью совместных усилий бизнеса и власти.

 

 


promo zm_sochi май 14, 2014 13:12 33
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…

Comments

zm_sochi
Feb. 11th, 2011 05:07 pm (UTC)

Вероника - Вы, в любом случае, даже 50% рынка не пройдете... Не реально!

Не скажу что в Сочи работает свыше 35 000 фирм, но около 20-23 тысяч вполне реально.
nika_smile
Feb. 11th, 2011 05:25 pm (UTC)
Дмитрий, давайте поговорим об этом через год, а?
может, на Macallan поспорим? ;)
zm_sochi
Feb. 12th, 2011 06:20 am (UTC)

давайте...

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars