Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Categories:

Интересная и поучительная статья о туризме на примере Москвы...

Привлечение туристических потоков — проблема, с которой сталкивается практически каждый крупный город. Не представляет исключения и Москва.

Москва — очень неудобна для туристов, сошлись в оценке эксперты, принявшие участие в семинаре «Полит.ру» и Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (одном из цикла семинаров, посвященных проблемам разработки стратегии развития города).

Внутренних туристов отпугивает, прежде всего, дороговизна товаров и стоимость аренды. Приезжающие из-за границы (исключая трудовых мигрантов — их запросы схожи с запросами внутренних туристов) ужасаются отсутствию какой-либо туристической инфраструктуры. Как рассказал шеф-редактор «Рамблер-Афиши» Юрий Сапрыкин, недавно к нему на улице обратился иностранец с просьбой проконсультировать относительно маршрута. Он был очень рад услышать ответ – Сапрыкин оказался первым русским за три дня, который ему помог.


Самостоятельно сориентироваться в городе почти невозможно. Нет информбюро для туристов, указатели не продублированы на английском языке, уличные карты отсутствуют. Более того - путеводители и карты не успевают за развитием города. «Год назад не было «Стрелки», «Цифрового Октября» и нового Парка Горького — теперь они есть», - отметил Юрий Сапрыкин. То есть фактически есть, а не в туристических маршрутах.

Город не предназначен для тех, кто не родился в нем. Необходима нормальная онлайновая система информирования туристов, отметили эксперты.

Для повышения комфорта и притока туристов необходимо три вещи, полагает руководитель движения «Столица – международный культурный центр» Александр Сапов. Первое — биллинговая система, которая увязывала бы транспортные, платежные, инфраструктурные сервисы (единая карта оплаты всего). Второе — мультиязычность: сервисы должны быть доступны минимум на 8 языках. Третье — создание приложений для всех современных мобильных платформ.

Поездка в Москву — дорогое удовольствие. Бюджетных авиалиний нет, гостиницы непомерно дороги. Бюджетных отелей в центре столицы нет в принципе. Впрочем, в Москве существуют недорогие хостелы с ценой за «койку» от 500 до 2500 тысяч рублей. Только вот, как рассказал Арик Погосян владелец «Bananas Hostel» - одной из таких гостиниц, в Москве их всего 50 и принять они могут около 2 тысяч человек. Для сравнения: в Петербурге их сотня, а в Лондоне — порядка 800. Этот бизнес вполне можно развивать без всякого административного ресурса. Однако это отражается на цене — стоимость аренды в Москве превышает, скажем, аренду в Лиссабоне в 8 раз.

Однако наличие хостелов не спасает. Даже для того, чтобы принять миллион туристов, необходимо 14 тысяч гостиничных мест не дороже «трех звезд», считает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. А с учетом фактора сезонности надо еще больше — 25-30 тысяч. Общий номерной фонд формально удовлетворяет потребности - 85 тысяч номеров в 267 гостиницах. Впрочем, 30 процентов гостиниц — 4 и 5 звезд (в ЦФО находятся почти исключительно они). К тому же бОльшую часть номеров в гостиницах занимают далеко не туристы. «Московские отели ориентируются на бизнес-поток», - отмечается в официальном отчете управделами мэра и правительства Москвы за 2010 год. При этом, согласно официальным данным, только 43 процента гостей столицы из стран дальнего зарубежья указывали туризм в качестве цели поездки.

Беда в столице и с разнообразием туристических маршрутов. Фактически все они отработаны еще с 70-х годов несколькими поколениями советских гидов. Новых практически не появилось. По словам координатора общественного движения «Архнадзор» Марины Хрусталевой, туристические буклеты и путеводители содержат крайне скудный набор сведений для приезжего. Кремль, церкви, сталинские высотки и рестораны — почти все, что в них есть. Меж тем, уверяет она, в Москве есть, что посмотреть: например, архитектурный авангард: «В Москве около 500 домов 20-30-х годов, вполне можно было бы сделать несколько туристических маршрутов, которых хватит на неделю пребывания в Москве».

Иные эксперты полагают, что индустриальный туризм не может опираться на столь сложные образы и продукты. Скорее, речь может идти об уже известных столичных брендах — Большом театре, Кремле и так далее. «На Экспо в Шанхае во французском павильоне были очень простые символы — Нотр Дам, Ренуар и так далее. А в российском — Незнайка», - заметил искусствовед, специальный корреспондент издательского дома «Коммерсантъ» Григорий Ревзин.

На данный момент достоверных данных о туристическом потоке нет, уверена Марина Хрусталева. Московские власти приводят следующую статистику — в город с целью туризма ежегодно прибывает более 4 миллионов иностранных граждан, но признают, что до 80 процентов их на деле прибывают с рабочими целями. Экспертная оценка турпотока из-за границы — не более миллиона человек в год. При этом, по словам профессора и завкафедрой управления территориальным развитием РАНХиГС при президенте, профессора Московского архитектурного института (МАРХИ) Вячеслава Глазычева, 8 из 10 посетивших город иностранцев говорят, что повторно посещать Москву не собираются.

«Один миллион туристов в год означает, что в Москве нет туризма. Нет индустрии, индустриального туризма, есть туризм «мануфактурный»», - заметил Григорий Ревзин. Во многом такая ситуация связана с позицией прежних московских властей, которые даже декларировали необходимость дестимулирование туризма.

Для привлечения же туристов целесообразно оперировать, прежде всего, уже известными брендами и работать с образом Москвы. Образ в принципе уже есть, но специфический. По словам Ревзина, цельный образ Москвы, который хорошо воспринимается и устоялся как в головах наших соотечественников, так и иностранцев — большие деньги, большая власть, большие пороки: «Для иностранца поездка в Москву — это экстремальный туризм, это поездка в ад. Москва для них — это то место, где был СССР, Ленин, где запустили человека в космос и где страшная преступность».

С этим образом, по его словам, тоже можно работать: можно создать музей ГУЛАГа или всего бывшего СССР. Вопрос в том, хочет ли видеть Москва себя такой. И определиться в целом: нужны ли Москве туристы или Юрий Лужков все-таки был прав и нам лучше держаться старинных обычаев и не злоупотреблять привлечением приезжих гостей.
Tags: Сочи, маркетинг, туризм
Subscribe
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments