Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Крах "Ланта-тур". Удивительная страна Россия. И что ждет рынок туризма в будущем?

Все-таки Россия – удивительная страна. Одна туристическая компания не смогла выполнить свои обязательства. Общее число пострадавших, включая тех, кто только купил путевки, но еще никуда не уехал, не превышает 4 000 человек. В среднем, цена вопроса для каждого – $1500, в сумме не больше $6 млн. И премьер-министру России – страны с бюджетом на многие порядки большим – приходится лично распоряжаться о решении проблемы. В итоге в роли спасителя выступает банк ВТБ, который выделяет кредит на сумму в $7 млн. 
Пусть, это особенности управления страной. Но, мало того, на примере «Ланта-тур» заговорили о критической ситуации во всей туристической индустрии (что, отчасти, правда). Однако из этого совершенно не следует вывод о падении всей отрасли в России и тотальном кризисе. Не надо паниковать! Европейский туристический рынок тоже проходил через череду слияний и поглощений.


Туристический бум в Европе начался в середине 90-х, когда в силу вступило шенгенское соглашение. Рынок был перенасыщен туроператорами, соответственно, предложение также превышало спрос. В огромном количестве появлялись туристические агентства, зачастую, не имеющие под собой никакой базы или опыта в работы в этом бизнесе. 

Буквально через 5 лет это привело к значительному сужению рынка. Сегодня европейская туриндустрия – четыре крупных оператора (британские Thomas Cook и Virgin, немецкая TUI и французский Kuoni). Лидер рынка TUI обслуживает около 30 млн туристов в год. Весь российский рынок зарубежных турпоездок примерно в два раза меньше. Эти четыре игрока объединили под собой турагентства по всей Европе (а TUI даже вышел на российский рынок) и поделили зоны ответственности. Например, TUI «закрывает» направления Египта, Турции, Таиланда. А Thomas Cook – один из старейших британских туроператоров – работает по внутреннему туризму (Испания, Греция, Франция). При этом Kuoni занимается как внешним, так и внутренним рынком. 
Банкротств почти не было, а последними громкими сделками стало слияние First Choice и Thomson, которое привело в 2007 году к уменьшению выбора туров на 1,25 млн, а затем поглощение объединенной компании со стороны TUI. После рынок приобрел свой нынешний вид. Одновременно Евросоюз выработал меры по снижению влияния монополизации на потребителя. 
Российский рынок находится в начале этого пути. По своему уровню развития он примерно на 10 лет отстает от европейского. И только начинает консолидироваться. Из существующих на данный момент 100 агентств и туроператоров часть закроется или обанкротится, другая будет поглощена более удачливыми конкурентами. Останется не больше 10 крупных игроков, которые смогут стабильно распределять запросы в перевозках. Плохо, что четкое законодательство, расписывающее деятельность туроператоров, в России находится в стадии формирования. А оно просто необходимо: после отмены лицензирования турагентства стали расти, как грибы после дождя, не имея под собой практической и юридической почвы. Вот другие тенденции, которые сейчас формируют будущую туриндустрию России: 
  • Развитие интернет-проектов в рамках традиционных туроператоров и агентств: онлайн-продажи авиабилетов, бронирования номеров в отелях.
  • Снижение спроса на групповые пакетные страны, связанное с самостоятельным бронированием путешественниками билетов и отелей с помощью онлайн-сервисов. Число путешествующих по турам останется большим по массовым направлениям, таким как Турция или Египет, 
  • Снижение числа туроператоров в соответствии с количеством направлений и спроса на них. Речь о Турции–Египте, Европе, Азии (Таиланд, Индия) и небольшом рынке по Латинской Америке (Доминикана, Куба).
  • Появление технологичных интернет-проектов, которые дадут туристам возможность самостоятельно забронировать полный спектр услуг в интернете с получением всех документов. 
  • Однако онлайн не сможет на 100% заменить оффлайн: до сих пор остается много людей, которым нужны консультации по туру, совет и помощь в выборе, а также тех, кто не готов платить значительные суммы за отдых только по интернет-предложению.  


    Автор - Катрин Букенмайер, Со-учредитель и генеральный директор Travelmenu в России

    Tags: Сочи, маркетинг, туризм
    Subscribe
    promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 33
    Buy for 200 tokens
    По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
    • Post a new comment

      Error

      default userpic

      Your reply will be screened

      Your IP address will be recorded 

      When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
      You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
    • 25 comments