Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Немного о бизнес-школах...

Прощай, госдиплом

С этого года бизнес-школы не имеют права выдавать дипломы государственного образца. Теперь конкурировать им придется силой брэнда, ценой и, главное, качеством обучения. 
Подробнее:http://kommersant.ru/doc/2000650

В начале 2012 года российские бизнес-школы испытали настоящий шок. Вызвала его отмена госрегулирования сферы дополнительного профессионального образования, к которому относится и MBA. Минобрнауки больше не занимается аккредитацией подобных программ, а выпускники теперь не могут рассчитывать на госдиплом. 
Бизнес-школы боятся недоборов. Большинство слушателей говорят, что на MBA они идут за знаниями, но многие не готовы отказаться от "корочки". Таких, по разным оценкам, не меньше 15-20%. В одной бизнес-школе два студента даже устроили скандал, когда выяснилось, что госдипломов им теперь не видать. Кроме того, деканы опасаются, что отмена госрегулирования может привести к "разброду и шатанию" на рынке, появлению скороспелых и не всегда качественных программ, которые тоже будут использовать три заветные буквы. 


С другой стороны, уход государства из сферы дополнительного образования вряд ли нанесет серьезный урон сильным игрокам. Решать, чему учить менеджеров, должен бизнес, а не чиновники, к тому же госстандарты ограничивали школы в выборе инновационных форматов. А негосударственные учебные заведения, которые по каким-то причинам не получали аккредитацию, теперь будут на равных конкурировать с бизнес-школами, созданными при вузах. 
Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО) занимается разработкой новых стандартов MBA, но пока, в ситуации неопределенности, возрастает роль рейтингов бизнес-школ. Бизнес-школы любят на собственных сайтах ссылаться на исследования, которые им нравятся. А если рейтинг "неправильный" (то есть не соответствует представлениям руководителей школ о том, кто должен занимать лидирующие места), он действует на некоторых деканов как красная тряпка. И вместо того чтобы работать над качеством обучения, им проще критиковать "неправильный" продукт. 
Например, недавно совет РАБО в очередной раз призвал своих членов к мораторию на участие в исследовании СФ. Хотя подобный призыв выглядит по меньшей мере бессмысленно: всю информацию мы получаем исключительно от выпускников MBA. Даже если школа не предоставляет их контакты, мы находим людей по открытым источникам. И выпускники сами ставят оценки школам. Так, для данного рейтинга анкеты заполнили 1100 выпускников программ MBA Москвы и Санкт-Петербурга, получившие дипломы в 2010-2012 годах. 
В этом году респонденты оценивали свои бизнес-школы по 11 критериям. Кроме того, мы учитывали стоимость программ MBA, так как между ней и качеством обучения, по мнению выпускников, существует прямая связь. Вес всех критериев определяли сами респонденты. По сравнению с 2011 годом мы немного изменили методику: убрали три критерия (которые, на наш взгляд, слабо дифференцировали учебные заведения) и добавили один новый — "инфраструктура". Мы полагаем, что техническая оснащенность аудиторий, парковка, наличие точек общепита и т. п. косвенно влияют на удовлетворенность выпускников обучением. 



Подробнее:http://kommersant.ru/doc/2000650
 

Круг почета

В списке топ-20 российских программ MBA произошли изменения, однако лидер остался прежним — Высшая школа маркетинга (ВШМ) ГУУ. Выпускники поставили высшие баллы по многим показателям. В частности, за полученные практические навыки и теоретические знания, рост зарплаты и изменения в карьере. 
Так, выпускница ВШМ ГУУ 2012 года, начальник отдела маркетинга компании "Лит трейдинг" Кристина Костенко отметила, что весь преподавательский состав бизнес-школы — практики, которые охотно делились со слушателями своим опытом и наработками. "Например, методику определения конкурентных преимуществ "Дом качества", методы продвижения в интернете и многие другие можно сразу использовать в работе,— рассказывает Кристина.— В своей компании я собираюсь заняться маркетинговыми исследованиями". Ее коллега Артем Абрамов два года назад был директором по продажам компании ЗАО "Лаверна" (дистрибуция отделочных материалов), но вскоре открыл вместе с однокурсником собственный бизнес в области торговли дверной фурнитурой. "Преподаватели "починили" мне голову — заставили поверить, что строить свой бизнес интереснее, чем работать в компании",— рассказывает Абрамов. Выпускник уверен, что ВШМ ГУУ честно набрала свои высшие баллы. "Если мой месячный доход увеличился в шесть раз по сравнению с периодом до обучения, я просто не мог поставить оценку ниже десятки",— говорит предприниматель. 


Респонденты также высоко оценили инфраструктуру ВШМ ГУУ — пару лет назад здесь открылся новый корпус с современными аудиториями. Выпускники довольны, что здесь есть парковка, столовая, и сделали вывод, что "учиться комфортно". 
Высшая школа бизнеса (ВШБ) МГУ, которая в прошлом году занимала второе место, сейчас стала пятой. Но по-прежнему лидирует по такому показателю, как "скрупулезность отбора слушателей". "Анкета, эссе, два рекомендательных письма, тестирование, очное собеседование",— перечисляет стадии отбора Александр Резниченко, выпускник 2012 года и замдиректора по маркетингу группы компаний IEK. Сложность поступления многих даже привлекает: это сигнал, что школу интересует не только платежеспособность абитуриентов. Слушатели ВШБ не возражают и против "драконовских" порядков — в частности, опоздавших здесь не пускают на занятия. Студенты и сами готовы ужесточить правила. "Наша группа предложила администрации сделать входной контроль знаний перед модулем, чтобы мы не тратили время на прочтение заданного материала, а сразу обсуждали кейс",— продолжает Александр. 
Однако ВШБ МГУ уступила конкурентам по таким показателям, как "полезные связи" и "рост зарплаты после обучения". По словам Резниченко, его доходы выросли почти на 30%, но далеко не все его однокурсники были столь же успешны. 
Второе и третье места в нашем рейтинге заняли две международные программы MBA: МШСЭН РАНХиГС совместно с британским Kingston University, а также ИБиЭ РАНХиГС совместно с California State University, East Bay. Занятия в обеих школах проходят на английском языке, они заняли соответственно первое и второе места по показателю "требовательность преподавателей". 
Стоит также отметить Международный институт менеджмента (МИМ) ЛИНК, который постоянно получает высшие баллы по самому важному для выпускников критерию — уровню приобретенных практических навыков. В этот раз институт уступил только ВШМ ГУУ. Выпускник ЛИНК 2012 года Сергей Афанасьев рассказал, что узнал много полезного для себя и сейчас занимается составлением бизнес-плана на новой работе. По его словам, ЛИНК очень строго оценивает дипломные работы. 
Излишнее теоретизирование и отсутствие практической подготовки являются, пожалуй, главной претензией к бизнес-школам, которую наши респонденты высказывают из года в год. Выпускник бизнес-школы Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) 2012 года написал в анкете: "Я сам умею читать, и для того, чтобы кто-то пересказал мне лекцию, платить большие деньги не нужно". Выпускница Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС 2010 года, независимый консультант Ирина Таран отметила, что треть изученного была не только полезна, но и давала нестандартный взгляд на изучаемую тему, например курсы по стратегии, оргповедению. Но примерно 20% преподавателей слушатели просто терпели, так как не могли от них отказаться. К тому же не все профессора были готовы делиться знаниями. По словам Ирины, некоторые из них не включили информацию со слайдов в раздаточный материал и отказались предоставить ее слушателям: мол, это их ноу-хау. 
Еще одна распространенная претензия ко всем бизнес-школам — разношерстность групп, то есть слушатели вынуждены сидеть за одной партой "с кем попало". Важно, чтобы бизнес-школа подбирала более однородную аудиторию — по масштабу бизнеса, должности и т. п. При таком подходе некоторые слушатели даже согласны платить за обучение как минимум на 30% больше. 


От стандартов к стандартам

Некоторые выпускники 2012 года все же получили "корочки" с гербом: у части бизнес-школ полученная ранее аккредитация заканчивается в 2013, 2014 или даже в 2015 годах. В более сложной ситуации оказались школы, у которых аккредитация заканчивается в 2012 году. По словам ректора МИМ ЛИНК Сергея Щенникова, отдельным законодательным актом госдиплом MBA пока не отменен, и сейчас ФАС разбирается с ситуацией. 
Сейчас РАБО разрабатывает новую общественную систему аккредитации. В январе был создан Консорциум по развитию делового образования в России, в который также вошли представители РСПП, Ассоциации менеджеров, ТПП РФ, "Деловой России", Ассоциации российских банков. Кроме того, РАБО "автоматом" выдала 54 школам (у которых есть лицензия и заканчивается срок госаккредитации) собственную аккредитацию на два года. 


Наконец, в июне Консорциум утвердил аккредитационные критерии и требования к программам MBA. Многие деканы пока называют их "сырыми", к тому же неясно, кто будет принимать решение о выдаче аккредитации. Сергей Щенников, в частности, недоволен тем, что в новых требованиях должным образом не отражены особенности дистантного обучения, и заявил, что намерен создавать собственную саморегулируемую организацию. Так что не исключено, что в России будет не одна, а несколько систем аккредитации. Кстати, на Западе есть три престижные системы — AMBA, EQUIS и AASCB. 
Далеко не все бизнес-школы озабочены получением новой аккредитации. "Аккредитация — это проверка на соответствие зафиксированным требованиям,— рассуждает декан Высшей школы менеджмента (ВШМ) НИУ ВШЭ Сергей Филонович.— А нужны ли нам они? И кто вправе указывать, чему и как мы должны учить?" Скажем, у Московской школы управления "Сколково" никогда не было аккредитации — ни российской, ни западной, однако слушатели выкладывали за ее диплом MBA 50-60 тыс. евро. В нашем рейтинге "Сколково" пока нет, поскольку у нее не было трех выпусков MBA.


Задание на осень

Некоторые бизнес-школы уже нашли способ, как после окончательной отмены госдипломов обеспечить выпускников MBA гербовой печатью. Осенью они выводят на рынок новый продукт — гибрид MBA и магистратуры. Слушатель поступает на MBA, получает диплом данного вуза, но, если он готов еще один семестр проучиться в магистратуре ("добрать" теории и защитить магистерскую диссертацию), ему выдадут госдиплом и степень магистра по направлению "менеджмент". Такую практику ввели ИБДА, Высшая школа международного бизнеса (ВШМБ) РАНХиГС, МИРБИС и другие. В ИБДА при этом сократили программу MBA — полтора года вместо двух. 


Не исключено, что в борьбе за слушателей отдельные бизнес-школы могут уйти в более низкий ценовой сегмент либо начнут продвигать специализированные (отраслевые) программы MBA. Перспективный вариант — создавать нишевые программы, где диплом не имеет значения. Так, ВШМ НИУ ВШЭ планирует развивать короткие дорогие программы для топ-менеджеров. Двухдневный семинар стоит около $2 тыс. на человека. 
Бизнес-школа ИМИСП (не вошла в рейтинг, так как у нее в этом году нет выпуска MBA) собирается заняться образовательным франчайзингом и расширить географию присутствия. "Мы будем передавать партнерам учебные программы под нашим брэндом. В пакет входят все материалы, подготовка преподавателей, администраторов. Скоро подпишем первый договор",— обещает ректор ИМИСП Сергей Мордовин. 
Но и традиционная MBA не собирается умирать. "Люди, которые сменили или хотят сменить специальность, будут всегда,— говорит Сергей Филонович.— И потребности этой аудитории будут закрывать программы MBA". Бизнес-школам стоит поработать над укреплением собственного брэнда, так как настоящая конкуренция только начинается. Хоть и с подачи государства. 
Квадрат качества

Директор центра инноваций и развития GfK Асхат Кутлалиев по просьбе «Секрета фирмы» интерпретировал результаты рейтинга бизнес-школ, применив модную статистическую методику — анализ соответствий.
Директор центра инноваций и развития GfK Асхат Кутлалиев по просьбе "Секрета фирмы" интерпретировал результаты рейтинга бизнес-школ, применив модную статистическую методику — анализ соответствий. 
Анализ соответствий (АС) позволяет расположить исследуемые объекты (в нашем случае школы) и их критерии в едином пространстве. Координатные оси, образующие это пространство, абстрактные. Обычно, чтобы облегчить визуализацию данных, используются две наиболее статистически значимые оси, хотя на самом деле их больше. Но поскольку разные объекты и критерии в разной степени тяготеют к тем или иным осям, мы вынуждены отсеивать статистически незначимые, а также далекие от этих осей точки. Поэтому на нашем графике отображены только 11 школ из 20 и шесть критериев из десяти. При построении графика учитывались только "топовые" оценки критериев — от 8 до 10 баллов. 
При интерпретации результатов следует обращать внимание на скопления точек в границах секторов, образованных прямыми, проведенными под углом 45 градусов к основным осям. Посмотрим, например, на верхний сектор. В него попали бизнес-школы ИБДА, БИ НИУ ВШЭ и Integral. Они связаны положительными оценками с критерием "корреляция между качеством бизнес-образования и стоимостью обучения". 
Содержательная интерпретация карты может быть такой: для бизнес-школ в правом секторе характерна высокая оценка отбора и обучения, для верхнего сектора важно соответствие платы за обучение качеству получаемых знаний, для левого — финансовые перспективы от полученного образования, а для нижнего сектора — выгодные деловые контакты.

Подробнее:http://kommersant.ru/doc/2000650


Tags: маркетинг, образование, стоит прочитать
Subscribe
promo zm_sochi май 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments