Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Неприступный российский рынок...

Kayak пришел: как изменится российский рынок онлайн-туризма


Мировой монстр

Несколько недель назад, без объявлений войны, публичных презентаций и громких заявлений, на российский рынок онлайн-туризма вышел Kayak – сервис по поиску и бронированию авиабилетов, номеров в гостиницах и автомобилей. Никем почти, кроме профессиональной тусовки, не замеченное, это вторжение может расширить границы российского рынка тревел-сервисов, а заодно изменить его структуру. 
Прежде всего, Kayak – один из крупнейших сервисов по поиску авиабилетов. В конце июля 2012 года компания вышла на IPO, к которому давно готовилась. Размещение прошло довольно успешно – в первый же день торгов максимальная цена за акцию превысила $35 (при стартовой цене в $26). Разместив 3,5 миллиона акций, Kayak выручил $91 млн. Да и сейчас компания хорошо торгуется  на Nasdaq. Отличный результат, учитывая текущую конъюнктуру рынка и биржевые неудачи интернет-гигантов в последнее время. 


Вполне логично предположить, что если компания уровня Kayak выходит на российский рынок, она будет бороться на нем за абсолютное лидерство – например, используя партнерство с местными игроками или поглощая их.

Российский рынок - не завоевать!
В целом, если смотреть со стороны, российский рынок более чем странный. И дело даже не в коррупции или, например, давлении со стороны властей – рынок электронной коммерции это касается в меньшей степени, чем другие отрасли бизнеса. Единственная палка в колесо, которую может ожидать интернет-компания от властей, – это, разве что, какой-нибудь безумный законопроект или постановление (вроде тех, которыми сейчас «радуют» участников медиарынка). Но даже в такой ситуации зарубежной компании работать здесь будет проще, чем российским игрокам, ведь оперировать она будет западным правом. А это, кстати, отразится и на скорости ее работы. Из практики работы «Рамблер Авиа» мне хорошо известно, что работающим на travel-рынке компаниям приходится идти на ухищрения и придумывать сложные цепочки действий, чтобы ускорить обычный процесс подписания договора с партнером.
Особенность российского рынка – его почти невозможно завоевать и стать лидером. Это касается и интернет-бизнеса, которому, казалось бы, дороги не так страшны: Google не сумел отнять первенство у «Яндекса» на рынке поиска, Facebook – у «ВКонтакте» и «Одноклассников» на рынке социальных сетей, Groupon, даже купив российский Darberry, не смог победить своего клона “Биглион”.

Придется меняться.
Неприступность российского рынка не уникальна – похожая ситуация наблюдается в Германии, где местные игроки под предводительством братьев Самвер активно клонируют успешные американские проекты еще до того, как последние переходят немецкие границы. И потому глобальные проекты вынуждены либо ретироваться, либо – что случается очень часто – покупать своих локальных клонов. Так случилось с Groupon. Так случилось и с Kayak, не сумевшим завоевать более 50% рынка и купившим немецкий сервис Swoodoo (а в Австрии – поисковик Checkfelix).   

А цены - вырастут!
Рискну предположить, что, подстраиваясь под российские реалии, Kayak здесь тоже изменится. Сегодня сервис заточен, прежде всего, под бронирование перелетов, но у него есть и другие вертикали – например, бронирование отелей и автомобилей напрокат. Хорошие агрегаторы авиабилетов в российском сегменте интернета есть – например, Rasp.yandex.ru, Skyscanner, Aviasales. А вот рынок проката автомобилей, несмотря на хорошую маржинальность, пока не развит. Конечно, приоритетным направлением развития сервиса останутся авиабилеты, но в долгосрочной перспективе Kayak наверняка будет развиваться еще и в сторону отельного бизнеса. Агентства вроде Booking.com в России представлены хорошо, зато качественных агрегаторов в этой сфере мало. Огромный простор для бизнеса.
Но самое главное: скорее всего, приход Kayak  на российский рынок – предвестник повышения цен на билеты. Дело в том, что агентства, торгующие билетами, сегодня работают “на будущее”, получая совсем небольшую прибыль или работая в ноль. Kayak – серьезный игрок, и в ноль работать не будет, а низкие комиссии ему не нужны. Больше половины доходов мета-поисковиков сегодня приносит реклама, и агрегаторам необходимо зарабатывать с каждого билета (чтобы не так зависеть от рекламодателей). При этом у всех есть стремление найти пути снижения доли рекламных поступлений в общей структуре доходов. Что делать? Конечно, увеличивать комиссии. Соответственно, агентствам придется повышать цены. В конце концов, ведь зарабатывать деньги хочет не только Kayak, но и сами агентства – и покупателям придется принять это в обмен на хороший сервис.


Tags: маркетинг, туризм
Subscribe
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 33
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment