Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Мужики у них красивые. С достоинством по цене.

http://poruchik-sk.livejournal.com/210227.html

***
Грозился поведать про филологические  открытия и "однозвездную" гостиницу, да все времени не хватает. Расскажу позже. А пока - заметка про стамбульские впечатления, написанная для родной газеты.

Отправляясь в Стамбул, я ждал богатой архитектуры и роскошных пейзажей, тесных улочек и морского простора, покоя кофеен и сутолоки рынков, стыка старины и современности. Все это я нашел, и вволю нацокался языком.

Но больше всего меня удивили бытовые детали.

Автобус
Из главного стамбульского аэропорта «Ататюрк» в город идет метро. Но наш самолет сел в аэропорту «Сабиха», принимающем недорогие рейсы, а потому расположенном на отшибе. Без пробок ( в пять утра) от Сабихи до европейской части Стамбула ехать 45 минут, с пробками (в семь вечера)  – час и 50 минут.

Приземлились мы около четырех утра и были морально готовы тратиться на такси, хотя и знали, что обойдется оно примерно в 1200 рублей (цены и здесь и дальше я буду сразу в рубли переводить – для удобства.) Почему бы и не потратиться, если и в Краснодаре ночью от аэропорта до моего Белозерного по счетчику возьмут почти столько же? А тут и бензин дороже, и дорога в полтора раза длиннее…

Но у выхода из аэровокзала нас ждала вереница рейсовых автобусов, готовых везти в Стамбул (причем в разные его углы – кому куда удобнее) город примерно за 200 рублей с человека.

Автобусы эти не ходят только с часу до полчетвертого ночи. Все остальное время – отправление каждые полчаса днем, и примерно через сорок минут ночью. Ехал я в полпятого утра по предрассветному Стамбулу в рейсовом автобусе. Вспоминал свои попытки найти маршрутку в краснодарском аэропорту после десяти вечера. И было мне грустно.

Трамвай
Трамвая в Стамбуле ждать не нужно. По документам интервал движения – шесть минут, но я так долго не стоял ни разу. Стоит выйти на остановку, как подъезжает состав из двух – трех вагонов. Чистых, светлых, с кондиционированием. На дверях – кнопки. Нажми – двери и разъедутся. Вообще они открываются автоматически. Но когда состав стоит на конечной, каждый входящий открывает дверь самостоятельно. Зачем? А чтобы из салона летом прохлада не уходила, а зимой тепло. У нас бы просто трамвай стоял бы закрытым, пока пора отправления не наступит, потом бы запустил народ и отчалил. А там нет. Там о пассажирах заботятся. На остановках их не маринуют. Ну не турки?

В трамвае, кстати, контролеров нет. Просто все трамвайные остановки огорожены, а на входах – турникеты как в метро. Бросай жетон или прикладывай пластиковую карточку и проходи. Если турникет не сработает – дежурный по остановке (он есть на каждой) своей карточкой откроет тебе турникет и пропустит. Наверное, они должны еще присматривать, чтобы безбилетники (безжетонники?) на остановку со стороны трамвайных рельс не проскальзывали – там же никаких оград нет. Но без билета никто и не лезет. За неделю я видел только одного мальчишку лет восьми, проскользнувшего мимо турникета. И это при том, что стоит проезд недешево.

Жетон (на трамвай, на фуникулер, на катера, что через пролив бегают) стоит три лиры. Это больше 50 рублей. Причем стамбульский транспорт – не московское метро. За один жетон по всем веткам не прокатишься. Тут пересаживаешься с фуникулера на трамвай – жетон. С трамвая на паромчик – еще жетон. Дальше хочешь ехать автобусом? Тоже не даром.
После этого и думаешь, что лучше: как у нас (в  Краснодаре) за десять рублей пятьдесят минут ждать трамвая, или как у них за пятьдесят рублей за десять минут пересечь в трамвае полгорода. Ответа, честно говоря, не нашел.

Маршрутки и такси
Не нашел я и маршруток. Ни единой. Автобусы есть. Рейсовые. Большие. Комфортные. «Мерседесы» и «Маны». С расписанием, очень жестко привязанному к другим видам транспорта. Расписание составлено так, чтобы приехав автобусом к пристани, пассажир смог сразу перепрыгнуть на паром. Идея замечательная, только не всегда работает – пробки ломают график. Так что пассажирам рейсовых паромчиков частенько приходится ждать следующего. Но они ходят каждые полчаса (на море пробок нет), так что ждать приходится недолго. Во всяком случае – по меркам жителя поселка Белозерного.
В целом сеть общественного транспорта в Стамбуле кажется очень продуманной, очень удобной, и очень благожелательной к пассажирам. Одна печаль - дорогой. Но это взаимосвязано. Или «большие, по пять» или «маленькие, но по три». Турки, видимо выбирают «по пять». Но и тут не все просто.

Их общественный электротранспорт, при всей его дороговизне, и дешевле, и комфортней личного автомобильного.
Во-первых, бензин в Стамбуле стоит порядка 65 – 70 рублей за литр. Это, кстати, ценник «Лукойла». Я сперва подумал – за каким сокровищем нашего нефтяного гиганта сюда принесло? А потом ценник на курс умножил и все понял.
Во-вторых, и при такой дороговизне ездить по Стамбулу на авто - испытание. Пробки, похлеще краснодарских, стоят и на многорядных магистралях и на узеньких односторонних улочках. Этим пробкам без разницы - едешь ты в личном авто, в такси или на автобусе и сколько ты платил за бензин или билет. А вот трамвайчики, электрички, фуникулеры ходят как часики.

Пробки и стиль вождения
Это, пожалуй, единственное, в чем Краснодар выглядит приличнее турецкого мегаполиса. Наши пробки – заметно пожиже.
Правда, Стамбул-то и «постарше» будет. И по возрасту, отчего улицы в его исторических кварталах втрое уже, чем в старом центре Краснодара. Тротуары по полметра шириной и проезжая часть в размах моих рук, то есть метр восемьдесят. И все не в гору, так под уклон. Не разгуляешься. Да и по количеству жителей – 13,3 млн человек – «старшинство» за Стамбулом.
Будь в Краснодаре столько жителей, я даже представить боюсь, как бы он стоял.

Зато наши водители на фоне турок – мальчики из церковного хора. Конечно, они тоже могут на двадцати метрах перестроиться через три ряда с крайнего правого в крайний левый. Но исполнять это на набитом пассажирами автобусе, протискиваясь между четырьмя автопоездами и на скорости 120 километров в час? Нет, наши таких номеров не допускают.
Зато турки не паркуются в три ряда и не объезжают пробку по встречке. Причем за встречку их даже не штрафуют. Просто укладывают в асфальт пружинящие «гребенки». Едешь по шерсти – острые шипы опускаются под весом автомобиля. Едешь против – получаешь по три пробоины в каждом скате. Никто и не едет.
А почему турки не паркуются, как краснодарцы, – сие мне неведомо.

И о грустном
Нетрудно понять, все предыдущее было о веселом. Рожденный в СССР, я спокойно отношусь к «отдельным преимуществам» чужбины перед родным городом.

Транспорт у них гуманней и удобней? Зато у нас дешевле.

У них через пятнадцать минут после прибытия я уже получил и штамп в паспорте и багаж, а у нас на это ушло больше часа? Зато у нас таможня бдительнее.

Стамбул пахнет розовым маслом, свежей выпечкой, жареными каштанами и только снятой с углей рыбой, а Краснодар не пахнет ничем? Лучше ничем, чем, как Питер, где из каждой подворотни несет культурной столицей.

У них в магазинах двадцать сортов йогурта, а у нас – один? Зато у них нет сметаны, да и йогурты их непривычно кислые.
Видите, я везде успешно находил контраргумент. На одном сломался. Мужики у них красивые. С хорошей осанкой. С достоинством на лице. С внушающими уважение манерами. Даже если турок чистит обувь, или с тележки торгует каштанами или орехами, в нем виден серьезный мужчина.

А самых серьезных мужчин я видел на набережной Боспора в субботний вечер. Моих лет, уже не поджарые мальчики, а набирающие «солидность» (кстати – откровенных пузанов я в Стамбуле не встречал) они по двое – по трое сидели у небольших – с трехлитровую кастрюлю - жаровен. Запекали только что выловленную рыбешку. Пили чай. И степенно разговаривали.

Рядом отдыхали большие семьи в три – четыре поколения – женщины готовили снедь, отцы ловили рыбку, деды с внуками и внучками перекидывали мячики. Это было понятно, но одинокие мужики с жаровенкой и чаем?
Я попытался представить себе двух наших мужиков, решивших в субботний вечер отдыха ради пожарить шашлык. Не «раздавить» литр, а пообщаться, колдуя у жаровенки.

Представить не удалось. С семьями, с «поляной» – да. Без жен, на трезвую? Не смешите. И трое не соберутся. И четверо. Впятером – вшестером мы, быть может, наберем ту критическую массу, которая подтолкнет друзей собраться у мангала, а не просто взять пива и чипсов. Но ведь и к мангалу мы без «допинга» не встанем.
А турки - пожалуйста. Сидят. Чинно беседуют. И такая меня тут грусть - зависть взяла, что хотел я сразу сказать «зато мы!..»
А что сказать – не придумал.


Tags: развитие городов, стоит прочитать
Subscribe
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments