Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Давайте без откатов

«Давайте без откатов» — так закончил свой радостный твит тогдашний помощник президента Аркадий Дворкович, когда два года назад в Цюрихе объявили, что чемпионат мира по футболу 2018 г. пройдет в России. Дворкович знал, о чем говорил: как и сочинская Олимпиада, чемпионат — прежде всего огромная стройка. Чемпионат даже сложнее, чем Олимпиада, признается федеральный чиновник, занимающийся его подготовкой: Олимпиада проходит в одном месте, а здесь придется проводить соревнования в 11 городах — фактически это 11 маленьких Олимпиад. В каждом городе надо построить гостиницы и стадионы, а также аэропорты и дороги, чтобы до этих гостиниц и стадионов можно было добраться.

«Мы же не в Цюрихе живем — люди из одного города в другой через Москву летают», — продолжает собеседник «Ведомостей».

«Ведомости» решили посмотреть, как идет подготовка к чемпионату и выполняется ли завет Дворковича. С аэропортами, дорогами и гостиницами ситуация пока непонятная, а вот над стадионами идет работа. Всего их 12 (см. рисунок на стр. 21), и пять из них реконструируют вне связи с чемпионатом: в Сочи — к Олимпиаде, в Казани — к Универсиаде. В Саранске — к «1000-летию единения мордовского народа с народами России» (это все на бюджетные деньги). «Зенит» в Петербурге — для «Зенита» (на газпромовские). «Спартак» в Москве — для «Спартака» (на деньги совладельца «Лукойла» Леонида Федуна). Остаются семь стадионов. Как выяснили «Ведомости», конкурсы на проектирование четырех из них выиграло минспортовское ФГУП «Спорт-инжиниринг». И на взгляд дилетанта, завет Дворковича тут не вполне соблюдается, потому что на всех четырех конкурсах «Спорт-инжиниринг» предлагал высокую (относительно конкурентов) цену и по всем четырем привлекает субподрядчиков — по цене на 22-32% ниже, чем получит сам. Это классика российского бюджетного строительства. Но в этот раз все будет иначе, настаивают чиновники правительства, а участие «Спорт-инжиниринга», наоборот, позволит не превратить подготовку к чемпионату мира в очередную затратную «стройку века».

32% за ответственность

Расхождение в цифрах тут наблюдается потому, что считать можно по-разному (см. таблицу). «Спорт-инжиниринг» выиграл конкурсы на общую сумму 3,57 млрд руб. в Волгограде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Екатеринбурге (чтобы быть точным, в последнем случае он был единственным участником). И по всем четырем привлекает субподрядчиков за 2,8 млрд руб. (сумма начальных цен). Так, разница получается 22%. Но в трех случаях конверты уже вскрыты, и если предположить, что выбран будет претендент, предложивший минимальную цену, разница выходит уже 32%.

Источники «Ведомостей» в двух компаниях, конкурировавших со «Спорт-инжинирингом» на этих конкурсах, удивлены: «Спорт-инжиниринг» — административная структура, где работает пара десятков человек. Собственных мощностей для проектирования у компании нет. На субподряде у них работает немецкая архитектурная компания GMP Architekten. То есть «Спорт-инжиниринг» выигрывает контракты, а проектированием занимаются немцы«.

Удивляться нечему, практика показывает, что «Спорт-инжиниринг» вообще редко проигрывает, причем вне зависимости от того, проводит он тендер или участвует в нем (см. врез).

Гендиректор «Спорт-инжиниринга» Александр Васюков рассказывает, что в течение последних лет его организация выполняет функции заказчика-застройщика по стройкам и объектам по направлению «Спорт высших достижений» (в том числе крупнейших в мире баз и тренировочных центров для сборных команд России). Опыта проектирования футбольных арен международного класса у ФГУПа действительно нет, признает Васюков, но оговаривается, что в России в принципе нет положительного опыта ни у одной проектной организации.

По словам Васюкова, под проектирование стадионов к чемпионату мира «Спорт-инжиниринг» нанял сотрудников, имеющих опыт проектирования футбольных стадионов, и их штат будет увеличен. Но мировая практика проектирования стадионов говорит о том, что основные разделы проектирования отдаются на субподряды в специализирующиеся организации. По словам Васюкова, у ФГУП сложился удачный консорциум лучших мировых архитектурных бюро и отечественных проектных организаций (GMP, Populus, Sport-5 и др.).

«Это не значит, что мы просто положили 200 млн руб. себе в карман по каждому городу», — объясняет Васюков. На «Спорт-инжиниринг», говорит он, возложена функция генпроектирования, ФГУП несет финансовую ответственность в виде банковской гарантии и гарантий качества выполняемых работ, причем на весь период проектирования и строительства. Часть работ ФГУП оставил за собой — в частности, технологические решения (спортивная, медицинская, пищевая технология, системы хронометража и мультимедийные системы, регламенты эксплуатации и т. д.), сметы, создание раздела «Наследие» (проекта коммерческой эксплуатации стадиона после чемпионата мира), перечисляет Васюков: «Если взять за 100% весь комплекс проектных работ, более 25% мы оставили за собой».

«Спорт-инжиниринг» планирует стать субподрядчиком на тех объектах, конкурсы по которым ему не удалось выиграть. По словам Васюкова, уже идут переговоры с «ТеррНИИгражданпроектом» (победитель конкурса в Самаре), направлено предложение НПО «Мостовик» (победитель в Калининграде). «Круг тех, кто способен выполнять работы по такому проекту, очень узок», — заключает Васюков.

Министр спорта Виталий Мутко — главный ответственный за подготовку к ЧМ, ему доверяют, говорит чиновник: «В отличие от местных властей Мутко не заинтересован в высоких расходах». В правительстве с самого начала были опасения, что если отдать проектирование стадионов компаниям, подконтрольным региональным властям, то это приведет к огромному завышению стоимости проектов и срыву сроков, рассказывает он: «Переделать не успеем, сроки очень сжатые, так что рисковать правительство не намерено». Поэтому рекомендации работать со «Спорт-инжинирингом» имеют под собой серьезные основания. Эта логика начинает себя оправдывать, так, в Калининграде, где выиграл не «Спорт-инжиниринг», а «Мостовик», губернатор уже завел речь о выделении дополнительно 15 млрд руб. на инфраструктуру Заячьего острова, не имеющего отношения к стадиону.

В регионах проектировать стадионы такого уровня некому, в Самаре это поняли и взяли на субподряд «Спорт-инжиниринг». Сам же ФГУП отдаст большую часть проектирования крупным иностранным компаниям, рекомендованным FIFA, вроде GMP. При этом часть работ выполнит ФГУП, наняв российских специалистов, — именно с этим связано различие цен между тендерами ФГУПа и на общее проектирование стадионов. Это была рекомендация самих иностранных архитекторов, система привязки объекта к территории в России отличается от международной, поэтому иностранцам комфортно работать с нашими специалистами в этой отрасли. Для России это даже плюс — у нас появятся специалисты с опытом работы с той же GMP.

Цифры будут взвешенны

Круг узок, а сумма, которую предстоит освоить, растет. Это тоже российская классика: расходы на любой суперпроект — будь то Олимпиада, Универсиада или саммит АТЭС — в ходе его осуществления вырастают иногда на порядок (см. рисунок). В случае с чемпионатом мы имеем уже то ли двукратный, то ли четырехкратный рост — опять же как считать.

Дворкович в 2010 г. оценил затраты с минимальным строительством логистической инфраструктуры в $11 млрд (грубо — 330 млрд руб.), из которых на дороги и аэропорты потребуется минимум $5 млрд (150 млрд руб.). В 2011 г. в расчетах Минспорта «минимум $5 млрд» выросли до 240 млрд руб., а общие расходы — до 632 млрд руб. Исходя из такой стоимости проведения соревнований, Минспорт объявил тендер на «разработку предложений по структуре и содержанию проекта концепции транспортного обеспечения чемпионата» (80 млн руб.).

К лету 2012 г. сумма выросла еще примерно на 30 млрд руб. до 660 млрд руб., рассказывает федеральный чиновник, причем эта оценка стала минимальной. А чтобы провести чемпионат по-настоящему достойно, написал Минспорт в правительство, надо 1,39 трлн руб. Это уже сопоставимо с расходами на сочинскую Олимпиаду, которые, по данным Минрегионразвития, составляют сейчас около 1,5 трлн руб.

Вполне вероятно, что и 1,39 трлн руб. — не предел. Так, РЖД запросила к чемпионату астрономические 2,6 трлн руб. на организацию скоростного (до 200 км/ч) и высокоскоростного (350-400 км/ч) сообщения между городами, принимающими матчи, а также столицами соседних европейских стран. Правда, осенью Минтранс, отчаявшись найти такие средства, урезал скорости и количество трасс, уложив все в 287 млрд руб.

Ни по конкретным статьям, ни по источникам финансирования эти то ли 632 млрд, то ли 1,39 трлн пока не расписаны. Гендиректор оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин не смог назвать цифр: «Идет процесс согласования масштабнейшей инвестпрограммы, цифры будут взвешенны, не взвинчены и тщательно отфильтрованы». Человек, близкий к оргкомитету, говорит, что пока нет ясности, сколько составят федеральная, региональная и внебюджетная доли — они постоянно меняются, «нет понимания, кто будет строить какие объекты и за чьи деньги». Не смогла назвать этих цифр и представитель Минспорта Людмила Деревянко.

Все-таки ЧМ обойдется дешевле Олимпиады, причем инфраструктура появится в 11 городах, а не в одном, объясняет источник, близкий к оргкомитету. Основные расходы на сам чемпионат — это стадионы (семь), по которым прошли тендеры, — около 110 млрд руб. Программа будет готова в апреле, а на вопрос о сходстве с сочинской стройкой он просит не проводить параллели: «Не надо воспринимать чемпионат мира как очередной проект по многомиллиардному расходованию госсредств, даже модель управления специально выбрана принципиально иной. Затраты на ЧМ в десятки раз меньше, чем плановые затраты на развитие этих 11 субъектов в ближайшие пять лет».

На аэропорты и дороги будут тратиться деньги из уже запланированных расходов по федеральным целевым программам, их бы потратили и без чемпионата, но чемпионат может ускорить реализацию некоторых частей этих программ, говорит чиновник. Возможно, логика развития регионов потребует дополнительных средств, но каких-то радикальных расходов ждать не стоит, уверяет он. Например, специально дорогие терминалы в аэропортах небольших городов строить не будут, там возможны временные конструкции, которые потом можно перевезти либо использовать иначе, рассказывает он. О высокоскоростном сообщении между всеми городами также речи не идет, проекты РЖД должны быть окупаемы и не идти в ущерб приоритетам вроде БАМа и Транссиба, говорит чиновник. Безумного вбухивания миллиардов непонятно в какие инфраструктурные проекты не будет, говорит он и обещает «продемонстрировать на примере чемпионата принципиально новый подход к планированию госрасходов».

На этом фоне стадионы выглядят очень благополучно. Затраты примерно понятны, источники тоже. Да и подрядчик, вообще говоря, был известен заранее. В июле 2012 г. Виталий Мутко предлагал назначить единого проектировщика стадионов к чемпионату без конкурса — ФГУП «Спорт-инжиниринг». Об этом Мутко написал письмо первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Представитель Шувалова не стал комментировать служебную переписку, отметив, что основная работа по планированию работы по ЧМ сейчас ведется в профильных ведомствах и организациях. По его словам, предложения Мутко логичны: работа с единым проектировщиком позволяет контролировать и само проектирование и делает расходование бюджетных средств более прозрачным; к тому же есть положительный опыт передачи проектирования объектов одному подрядчику — в ходе подготовки к саммиту АТЭС, где все объекты построены качественно и в срок. Важна стратегическая линия, говорит представитель Шувалова, — около 10 российских городов имеют возможность получить самую современную инфраструктуру: аэропорты, дороги, гостиницы, стадионы и т. д. и сделать мощнейший рывок в своем развитии.

Но, рассказывают источники «Ведомостей», предложение Мутко отдать все подряды без конкурса «Спорт-инжинирингу» заблокировала помощник президента Эльвира Набиуллина. «Я не знаю, кто заблокировал, но слава богу! — радуется гендиректор “Спорт-инжиниринга” Васюков. — У нас очень много работы по тем объектам, которые мы в честной борьбе взяли на конкурсе».


Читайте далее:

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/397751/chm2018_schet_otkryt#ixzz2LG4PSoS4

Tags: маркетинг, туризм
Subscribe
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment