Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Categories:

Новые отели Сочи: В ожидании гонки зарплат персонала.

Пишут "Ведомости":

Два с половиной года назад гостиничной отрасли страны не хватало, по данным Росстата, примерно 10 000 работников. В декабре 2012 г. Центр олимпийской карьеры провел исследование, согласно которому только для олимпийского Сочи сектору «Гостеприимство» понадобится дополнительно 13 500 человек — это 45% от потребности по всем отраслям в Сочи в 2013-2014 гг. Всего количество занятых в секторе «Гостеприимство» к началу Олимпиады составит 34 800 человек.


shapka_tulip_inn

НЕ ХВАТАЕТ ЛЮДЕЙ

«Гостиничная сфера в России начала полноценно развиваться сравнительно недавно, около 15 лет назад, поэтому профессиональных генеральных менеджеров не так много, ощущается нехватка и линейного персонала. Это связано в том числе с недостатками образования», — говорит HR-координатор Carlson Rezidor (основной бренд в России — Radisson) по Восточной Европе Мария Сидоренко. В вузах традиционно большая часть учебного процесса посвящена теории, а практика краткосрочна и не всегда проходит по специальности, продолжает она, в результате большое количество студентов не знают, как применить свои теоретические знания. А у выпускников средних профессиональных заведений, по ее словам, недостаточны или отсутствуют узкоспециализированные знания.

«Это свойственно и многим странам Западной Европы: академическое образование существует само по себе, а бизнес — сам по себе. Государственные образовательные учреждения обычно готовят специалистов широкого профиля, большинство крупных сетей организуют внутренние корпоративные университеты», — добавляет гендиректор Accor Group в России и СНГ (основные бренды — Mercure, Pullman, Novotel, Ibis) Алексис Деларофф.

Дефицит квалифицированных кадров в России, по словам Сидоренко, велик во всех городах присутствия Rezidor (Сочи, Астрахань, Ярославль, Петрозаводск и др.) и только в Москве и Санкт-Петербурге ситуация более-менее стабильна. Деларофф, учитывая демографию — низкую рождаемость в 1990-е, — не ожидает улучшения кадровой ситуации в ближайшие годы. «Особенно нас волнует, что на рынке труда все меньше молодежи, а 54% нашего персонала — это молодежь в возрасте до 34 лет, которая в основном обслуживает гостей; со старшим и средним менеджерским составом ситуация лучше, можно даже говорить о конкурсном отборе, а из 10 наших российских генеральных менеджеров девять выращены самой Accor», — рассказывает он.

ОЛИМПИЙСКИЕ УСЛОВИЯ

Номерной фонд Сочи к концу этого года за счет строительства и реконструкции достигнет примерно 42 000, на 1 марта фонд был, по данным городского управления по курортам и туризму, 26 733 номера в 372 средствах размещения. В городе будет в том числе свыше 20 гостиниц под управлением международных операторов, сейчас на горнолыжном курорте «Роза хутор» работают Radisson и Park Inn by Radisson, Tulip Inn, Mercure, Heliopark Freestyle и апарт-отель Valset by Heliopark, в Имеретинской низменности открыт Radisson Blu.

Опрошенные «Ведомостями» отельеры уже сейчас сталкиваются при наборе персонала с незнакомыми ранее трудностями, особенно тяжело менеджерам гостиниц на «Розе хутор». Только 20-30% вакансий в них занимают сочинцы: городской рынок труда вообще мал, а дорога из Адлера до «Розы хутор» из-за пробок занимает 1,5-2 часа в один конец, это серьезный отрицательный фактор для сочинцев, рассказывают они. Остальных сотрудников собирают по всей стране с помощью рекламы, информации в социальных сетях, хедхантерских компаний, сарафанного радио, в других отелях своих сетей. Для сравнения: в расположенной в Имеретинской низменности Radisson Blu (гостиница принадлежит компании «Отель девелопмент» Аббаса Алиева) свыше 60% персонала составляют сочинцы, говорит ее генеральный менеджер Томас Хагеманн.

Персоналу всех гостиниц предлагают уникальные для России условия: для приезжих сотрудников проживание (арендуются целые гостевые дома в Адлере и поселке Эсто-Садок) и для всех трансферты до места работы и обратно за счет работодателя. Для гостиниц это серьезные издержки. «Цены на транспортировку и проживание держатся на высоком уровне, так как и спрос очень высок», — говорит генеральный менеджер Valset by Heliopark Ирина Рассказова. «Гостевой дом обходится примерно в 1 млн руб. и трансферты — в 400 000 руб. в месяц: по сути мы содержим еще одну гостиницу и транспортную компанию. В долгосрочной перспективе это неприемлемо», — рассказывает генеральный менеджер Tulip Inn Rosa Khutor Алексей Акиндинов (50 из 90 его сотрудников живут в гостевом доме).

«Мы — первый гостиничный объект такого уровня на Красной Поляне, из 2500 наших сотрудников примерно половина — сочинцы, остальные — приезжие буквально со всей страны, от Курил до Калининграда. Но мы работаем с 2007 г. и с окончанием горнолыжного сезона не сокращаем сотрудников, летом их обучаем, тренируем и платим зарплаты», — говорит Евгений Величко, замдиректора горно-туристического центра (ГТЦ) ОАО «Газпром» (включает 5-звездочный «Гранд-отель Поляна», биатлонный и лыжный стадионы, трассы, подъемники). Когда открываются объекты у моря, многие наши специалисты уходят туда: не надо ежедневно стоять в пробках, ну и все-таки Сочи ассоциируется с морем, люди предпочитают работать под пальмой, а не под елкой, вздыхает Величко.

Приезжие — основной кадровый ресурс для многих сочинских отелей. Почему люди едут из других городов, многие за тысячи километров? Все собеседники «Ведомостей» сходятся в оценке, что зарплаты линейного персонала в Сочи выше среднероссийских, сопоставимы и даже немного превышают Москву и Подмосковье — в среднем персонал в будущей олимпийской столице получает 20 000 руб. в месяц. Это минимум на 15% выше, чем в Сибири, говорит генеральный менеджер отелей Radisson на «Розе хутор» Харальд Бюркле. «Почти нигде в России гостиницы не обеспечивают иногородних сотрудников жильем: например, москвич, работая здесь, может сдавать свою квартиру в аренду», — напоминает Акиндинов.

Важный аргумент в пользу переезда для сотрудника любого уровня — Олимпиада, утверждают сочинские отельеры: все хотят быть причастными к этому большому событию. А с учетом острого кадрового дефицита грамотный сотрудник, перебравшись в Сочи, имеет шансы на ускоренный карьерный рост. «Сеть Accor в России быстро растет, нам нужно много людей, начав официантом здесь и сейчас, можно через 8-9 лет стать генеральным менеджером», — говорит генеральный менеджер Mercure Оливер Кранц.
Собеседники «Ведомостей» уверены, что после Олимпиады ситуация разрядится: во-первых, часть средств размещения уйдет с рынка, переформатируется под жилье для продажи; во-вторых, в этом году РЖД достроит на Красную Поляну железную дорогу и путь до курорта будет занимать 20 минут; наконец, подешевеет аренда гостевых домов. ГТЦ ОАО «Газпром» в этом году достроит на курорте собственное общежитие для сотрудников, добавляет Величко. Правда, зарплаты персонала вряд ли опустятся ниже теперешнего уровня, но искать и удерживать людей будет проще, говорят отельеры.

КЛИМАТ С ОТКЛЮЧЕНИЯМИ

«Ведомости» пообщались с несколькими иногородними квалифицированными менеджерами — Сочи привлек их прежде всего климатом и возможностями для карьерного и профессионального роста. Наталья Михалева, начальник службы размещения Radisson Blu, приехала из Санкт-Петербурга, где в отеле под управлением Rezidor была замначальника службы размещения. «Я перешла из 4-звездного отеля в 5-звездный, который к тому же открывался — это очень интересный процесс, была возможность сформировать свою команду с нуля. Повлияла на мой выбор и предстоящая Олимпиада», — говорит Михалева. После Питера Сочи, по ее словам, кажется размеренным городом, но не скучным: «Позитивно настроенный человек всегда найдет, чем себя занять, — хотя бы велосипед, ролики, кино, встречи с друзьями, прогулки по набережной, в Питере особо не погуляешь».

Мария Рылова в родном Екатеринбурге была менеджером по управлению доходами «Park Inn Екатеринбург», в Сочи она переехала на эту же должность, но в двух гостиницах курорта «Роза хутор», которыми управляет Rezidor, поэтому зарплата существенно выросла. «Это уникальный опыт — открыть два отеля подряд. Получаешь намного больше знаний, чем в гостинице, где уже все отлажено. Вообще, сочинский гостиничный рынок сейчас уникален, его не с чем сравнить. И огромный плюс Сочи — климат, я теплолюбивый человек и поэтому хотела уехать из Екатеринбурга», — рассказывает Рылова. К тому же опыт работы на новом рынке — серьезный плюс к резюме менеджера, отмечает она.

Николас ван Римздийк открывал рестораны в Лондоне, Вашингтоне и Нью-Дели, участвовал в открытии московских Hilton Leningradskaya и Courtyard by Marriott, казахстанской Marriott Aktau и др. Сейчас он шеф-повар Tulip Inn Rosa Khutor. «В Сочи приехал, потому что здесь серьезный и интересный проект. Я готовлю открытие еще трех гостиниц в Сочи, которыми будет управлять Golden Tulip Hospitality Group — работа включает подбор и дизайн оборудования, наем и обучение поваров, консультирование по финансовым вопросам ресторанного комплекса», — говорит ван Римздийк. Переездом он доволен: «Мой проект значительнее, чем можно найти в большинстве крупных городов, а живу я при этом за городом [в отеле на Красной Поляне] — летом бываю на побережье, оно фантастическое, зимой — сноуборд, рыбалка — в любое время года».

Все собеседники испытывают и неудобства олимпийского проекта. В Адлере, где живут Михалева и Рылова, бывают отключения света и воды. У последней дорога до места работы из-за пробок может занять 1,5-2 часа. Ван Римздийк говорит, что живет как на строительной площадке — шум, пыль, грязь.

В ОЖИДАНИИ ГОНКИ

Radisson Blu («5 звезд», 508 номеров) открылась в конце января примерно с 250 сотрудниками, по мере наступления сезона на побережье их количество необходимо довести до 400-500, говорит Хагеманн. В Radisson и Park Inn by Radisson на «Розе хутор», по словам Бюркле, 320 сотрудников и 40-50 вакансий. «У нас вакансии во всех подразделениях: front office, бухгалтерия, отдел закупок, ресторан, горничные — нам необходимо нанять еще минимум 20 человек при штатном расписании примерно в 100 человек. Поиск персонала стал главной темой. Вот в Омске [ранее управлял отелем Ibis Sibir Omsk] достаточно было зайти на сайт rabota55 — и на следующее утро кандидаты были на месте», — рассказывает Кранц.

Всем этим сетям в 2013 г. предстоит открывать новые гостиницы в Сочи, кроме того, в город войдет со своими брендами Interstate Hotels & Resorts (основные — Hilton, Marriott), строятся и реконструируются другие средства размещения. Величко опасается, что вновь открываемые объекты будут переманивать людей за любые деньги: «Мы ощущаем себя кузницей кадров для новых гостиниц. Еще 2-3 года назад от нас уходили единицы, сейчас же в ГТЦ свыше 2500 сотрудников — и годовая текучка кадров превышает 50%: стали строиться олимпийские объекты, от нас начали уходить электрики, инженеры, холодильщики, год назад начали открываться гостиницы на “Розе хутор” и забирать наших людей, в Radisson в Имеретинке наши люди есть в каждом подразделении». Особенно, по его словам, ведется охота на квалифицированных специалистов среднего звена.

Генеральные менеджеры сетевых сочинских гостиниц признают, что у них работают специалисты из несетевых средств размещения, но специально их никто не переманивал, люди сами откликаются на информацию о вакансиях и рекламу. В трех сочинских Radisson трудятся менеджеры из «Поляны», «Родины», «Пик отеля», «Маринс отеля», Kempinski Gelendzhik, говорят Бюркле и Хагеманн.

Собеседники «Ведомостей» объясняют, что не нанимают линейный персонал путем повышения установившейся на сочинском рынке средней зарплаты, хотя квалифицированным специалистам иногда приходится платить больше. «Это только в исключительных случаях, иначе мы просто разрушим рынок», — говорит Бюркле. «Если начать такую ценовую гонку, то зарплаты необоснованно вырастут и нанять людей будет вообще невозможно», — соглашается Кранц.

Рассказова опасается, что ближе к Олимпиаде (пройдет 7-23 февраля 2014 г.) с открытием новых средств размещения зарплаты персонала, и так самые высокие в России, будут расти еще. За оставшееся время она надеется сформировать костяк из самых лояльных сотрудников, продвинуть и заинтересовать их и вокруг них формировать штат в условиях повышенной текучести кадров. «Мы надеемся, наши сотрудники осознают, что Олимпиада — это всего три недели, а потом многие отели закроются или перепрофилируются, и предпочтут атмосферу и перспективы нашей сети», — говорит Акиндинов.

«Боюсь, что накануне Игр новые гостиницы пойдут на все, чтобы нанять людей, — рассказывает Величко. — Не факт, правда, что наймут надолго или не урежут потом зарплаты. Мы как-то на совещании в “Оргкомитете-2014” предлагали всем гостиницам заключить некое соглашение о непереманивании сотрудников, мы ведь тоже олимпийский объект! Но пока оно кануло в Лету». «Мы общаемся с генеральными менеджерами, все согласны, что надо быть осторожными и не нанять слишком много людей со слишком высокими зарплатами, — ведь отели должны приносить прибыль и после Олимпиады», — согласен Хагеманн.

Генеральные менеджеры гостиниц на «Розе хутор» (все принадлежат одноименной компании, являются ее обособленными подразделениями) договорились не приглашать на работу сотрудников друг друга, а если человек сам решил перейти, не принимать его без согласования с предыдущим руководителем.
Tags: Красная Поляна, Олимпиада, Сочи, маркетинг, развитие городов, туризм
Subscribe
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments