Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Categories:

Такие скучные цифры: Рынок гостиничной недвижимости в городах-миллионниках России

GVA Sawyer изучила рынок городов-миллионников России, чтобы выявить закономерности формирования стоимости услуг у различных категорий гостиниц в регионах. Объекты исследования – качественные средства размещения сегментов 3-5*. Представленные в отчете сведения датируются концом 2012 г.

Всего на территории России 15 городов с численностью населения выше миллиона человек. При этом лишь в Москве и Санкт-Петербурге жителей больше 2 млн.

Таблица 1. Численность населения в городах-миллиониках РФ, по данным на 1 января 2012 г. (источник: Росстат)

Общая характеристика предложения. Коэффициент обеспеченности номерами – один из основных критериев развитости рынка гостиничных услуг. В арьергарде оказался Волгоград, где на тысячу жителей приходится всего 0,6 комнаты. Среди региональных городов (без учета столиц) наиболее «экипированные» – Екатеринбург и Казань: 2,5 и 2,2 номера на 1000 человек соответственно.

Рисунок 1.1. Сравнительные данные обеспеченности крупных городов РФ гостиничными номерами на 1 тыс. жителей,
по состоянию на конец 2012 г. (источник: GVA Sawyer)

Но эти цифры, к сожалению, не говорят о том, что тех или иных категорий номеров вполне достаточно. Среди региональных городов наилучшие показатели в сегменте 3* демонстрирует Ростов-на-Дону (1,6 номера/1000 жителей), в категории 4* – Казань (0,8 номера/1000 жителей), 5* – Екатеринбург (0,4 номера/1000 жителей). А в большинстве российских городов отели 5* не представлены в принципе (см. рисунок 1.2).

Рисунок 1.2. Обеспеченность качественными гостиничными номерами (3-5*)
на тысячу жителей (источник: GVA Sawyer)

В Санкт-Петербурге и Москве номеров категории 3* примерно поровну, из расчета 0,5 номера на тысячу горожан. Зато в сегментах 4* и 5* Питер изрядно опередил столицу, 1,6 (для категории 4*) и 1,1 комнаты (5*) на 1000 жителей.

Такие показатели примерно вдвое-втрое ниже, чем в среднем по Европе. Например, в Париже около 8, а в Лондоне – 12 номеров на тысячу человек.

Структура предложения: по классам. Рынок средств размещения в городах-миллионниках представлен в основном отелями 3*, именно на них приходится основная доля предложения (68%). Объекты 4* занимают около 26% всего гостиничного фонда городов. Скромнее всего представлен сегмент 5* (5% от всех средств размещения).

Рисунок 1.3. Структура предложения номерного фонда по классам

в городах-миллионниках, кроме Москвы и Санкт-Петербурга (источник: GVA Sawyer)

Для сравнения: в Москве на конец 2012 г. доля 3* составляет 42% от общего объема качественного предложения, гостиницы 4* занимают 31% от всего пристойного номерного фонда, а пятизвездочные средства размещения – 27%.

В Санкт-Петербурге отелей категории 4* больше половины от общего объема качественного предложения (52%), 3* – 34%. Скромнее представлены гостиницы 5* (14% от всего качественного номерного фонда).

Также приходится учитывать, что регионы «страдают» завышением класса гостиниц. Несмотря на принятую в 2011 г. Министерством спорта, туризма и молодежной политики классификацию средств размещения, официальное подтверждение звездности получили сравнительно немногие. В России тут и там встречаются крупные отели, которые хотя и относятся к категории 3*, однако были построены еще в советское время и с трудом удерживают даже этот, не слишком высокий, уровень.

По количеству номеров. В городах-миллионниках наибольшую долю занимают гостиницы с номерным фондом 140-250. Во многих объектах под управлением международных операторов не больше 160 комнат.

В Воронеже, Перми, Ростове-на-Дону, Челябинске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Новосибирске есть отели вместимостью более 300 номеров. Изрядная часть этой группы – ведомственные гостиницы, построенные еще в доперестроечный период.

Рисунок 1.6. Сегментация гостиничных объектов в региональных центрах по вместимости
(источник: GVA Sawyer)

За последние 10 лет в крупных городах номерной фонд активно обновляется. Реконцепции подвергаются не только гостиницы советского образца, но и средства размещения, построенные в начале 2000-х гг. В результате создается новый тип объекта, востребованный рынком и приносящий стабильный доход при минимальных вложениях в перестройку помещений. Как правило, такие довольно старые, но крепкие здания превращаются в гостиницы высшей категории, или в отдельных случаях перепрофилируются под жилые апартаменты.

По типу управления. В Москве и Санкт-Петербурге под управлением международных операторов 46% и 44% гостиничных номеров соответственно.

Крупнейшие игроки российского рынка, такие как Amaks Grand Hotels и Азимут Менеджмент, представлены в большинстве миллионников.

Рисунок 1.7. Структура предложения по типу управления гостиницей (в номерах)
(источник: GVA Sawyer)

Если смотреть по сегментам, то 75% всего номерного фонда отелей категории 3* в обеих столицах находятся под управлением собственных УК, 18% курируют российские операторы, и лишь 7% находится под управлением крупных международных сетей. Интересно, что больше всего номеров категории 3* курирует Accor.

В гостиницах категории 4* ситуация немного другая. Меньше половины управляется собственными УК (42%), 52% – вотчина международных операторов. Доля российских УК в данной категории занимают лишь 6%.

В сегменте 5* больше всего номеров под управлением иностранных компаний (75%), 23% комнат курируют собственные УК, и 2% – российские операторы.

Не считая обеих столиц, лучше всего на территории страны международные бренды представлены в Екатеринбурге (780 номеров). Это «Novotel Екатеринбург Центр» (4* \ 168 номеров), «Park Inn Екатеринбург» (4* \ 160), Ramada Yekaterinburg (5* \ 162), Hyatt Regency Ekaterinburg (5* \ 290). В Волгограде, Воронеже, Красноярске, Уфе и Ростове-на-Дону операторы мирового уровня не представлены. Ростовская гостиница Radisson Don 4* находится на реконструкции, дата открытия пока не известна.

Рисунок 1.10. Количество номеров под управлением международных операторов в городах-миллионниках, шт.

(источник: GVA Sawyer)

Можно проанализировать и обратную статистику – какова структура предложения по категориям. Наибольшая доля входящих в состав международных сетей гостиниц в региональных центрах приходится на отели 4* (52 %). Средства размещения уровня 3* занимают 31%, и менее всего представлены объекты категории 5* (17%).

Tags: маркетинг, разное, туризм
Subscribe
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments