Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

О чем я говорил с "Русским Репортером"?

И вот что было написано на страницах уважаемого мною издания:
Все включено и выключено
Какой отдых делает русского человека счастливым

Лето разбрасывает россиян по странам и континентам. Конечно, конкуренцию дачам не составит ни один из них, но все же в туристическую миграцию вовлекаются десятки миллионов человек. «Русский Репортер» попытался понять, как социально-классовый портрет нашего общества влияет на географию отдыха. И пришел к необходимости несколько мифов развенчать, а несколько — подтвердить…

Нормальный человек в Сочи не поедет

Тот еще миф. «Пляжи — для тюленей, Сочи — отстой» — девиз его адептов. Неожиданную гирьку на чашу их весов недавно бросило кубанское министерство туризма. «Человек рабочей специальности или в крайнем случае специалист; уже немолодой — под пятьдесят лет; со средним достатком» — примерно таким описали чиновники среднестатистического гостя черноморских курортов.

Удивили, скажем прямо, многих. Даже сам министр Евгений Куделя удивился: «Это миф, что не едут состоятельные люди, — будто даже оправдывается он за подчиненных. — В одном сочинском отеле за пять дней проживания в сентябре надо заплатить около миллиона рублей. И там мест нет!»

пляж санатория Знание
на фото: пляж сан. "Знание"

— Рисовать портрет сантехника с невысоким достатком как типичного сочинского туриста — это даже не примитивизировать, а опошлить все, что связано с темой внутреннего туризма, — еще больше возмущается директор местного санатория «Знание», известный популяризатор местного отдыха Дмитрий Богданов.

Он-то знает, о чем говорит: у него санаторий под завязку круглый год. А весь негатив, которым окутаны курорты Черного моря, исходит от тех, кто едет в Сочи, не понимая, что это за курорт, считает он:

— Куча людей едет в Сочи на пляж, хотя это сосем не пляжный курорт. В Сочи нужно ехать не на пляж, а за здоровьем. Отдых, совмещенный с лечением, у нас дешевле, чем где-либо в мире. И санаторная индустрия такая, что памятники надо ставить тем, кто ее в советское время создавал, а сегодня развивает. И в сезон все санатории забиты под завязку.

Если уж валяться на пляже — за этим в Сочи надо ехать жителям соседних областей: недалеко и недорого. А если тащишься через всю страну, чтобы потом искать свободные полметра на берегу с килограммовой галькой, — наверное, будешь недоволен.

Хотя не все так просто. Оказывается, и галька, и переполненные пляжи, и даже дорога в несколько суток в машине до моря — это именно то, что многим и нужно для курортного счастья. Я читаю об их подвигах и поражаюсь: титаны.

Долгая дорога к морю

Вот они советуются на форумах, изучают плюсы и минусы «при следующих исходных данных: за рулем 2-летней «Короллы» муж, рядом жена с правами, но без достаточного опыта вождения (но, в принципе, на подхвате), сзади дети 5 и 11 лет. Маршрут: Пермь — Тамань». Вопрос: ехать или не ехать? Конечно ехать!

Застревают в пробке на российско-украинской границе (все последние недели на большинстве переходов по несколько сот машин, 8–10 часов ожидания). Пытаются прорваться через Белоруссию, там вместо 300 машин в пробке 250, но кое-где есть и по 100. Прорываются. Доезжают. Это любовь.

Попутно разбивается миф о четком делении на тех, кто отдыхает только на российских курортах и только за границей. Многие, кто рвется в Сочи или Крым, уже путешествовали по миру, посидели на all inclusive, испытали европейское радушие.

— Взять, к примеру, Турцию: великолепный сервис, шведский стол этот долбаный! Но сколько бы ты ни ел, никогда не наешься, — делится опытом бывший летчик Александр Метелин 59 лет. Почти каждый год на машине с семьей он рвется к морю. — До тошноты этот сервис уже доводит навязчивый. Все эти «Маши-Глаши, иди сюда, купи это, купи то». Германия — там все нормально, нормальные адекватные люди, но постоянные «битте шен», «данке шен», улыбка до ушей — и так целый день. Мне кажется, наигранное все это, фальшивое. У нас как-то более естественно. Приходишь, а тебе: «Ну че приперся?!» И сразу ясно, что человек просто не в настроении — ну, подошел к другому кассиру, и все.

Александр ездит на юга за взаимовыручкой и родными душами. Было раз, рассказывает, ехали к морю, остановились, пошли в магазинчик, а сумка на сиденье осталась. Возвращаются — ни сумки, ни денег.

— Но мы не стали возвращаться, поехали дальше. Спокойно доехали до места — Должанка, на Каспии. Рыбалочка великолепная! Ну и ничего, жили без денег неделю. А кругом наши люди, там не пропадешь — как узнали, что мы без денег, все помогали. Потом нам перевод пришел спасительный.

Нет, не выиграть Турции эту конкуренцию…

Все, что не пляж и не экскурсии, — экстрим для молодежи, больной на голову

Еще один миф для нашего разбора.

— Давайте для начала разграничим экстремальный туризм и активный отдых, — сразу задает систему координат гендиректор компании Russia Discovery Тимофей Рогожин. Он один из немногих, кто предпочитает возить нашего брата туда, куда добирались лишь сотни, а то и десятки человек. — Я бы не обсуждал экстремалов — бейсджамперов или парашютистов: это люди, у которых постоянная нехватка адреналина. А стремление к активному отдыху не от нехватки адреналина. Это люди в хорошем смысле слова авантюрные, склонные к перемене мест, любознательные, готовые к новым открытиям.

Есть ли здесь свой миф о типаже 30-летнего топ-менеджера с миллионными заработками вместо 50-летнего сантехника с низкой зарплатой? Нет.

— Сложно пытаться привязать профессию человека к склонности путешествовать. Попадались нам банкиры и чиновники, милиционеры и студенты, бухгалтеры, айтишники, работники офисов, которым понятно что нужно — какая-то отдушина. Но, с другой стороны, какая, к черту, отдушина нужна пожарному, если у него работа экстремальная? Ан нет, случается замечательный пожарный, который много путешествует.

Но все же барьеры для входа в круг избранных есть. Чтобы объяснить их нам, коллега Рогожина, директор клуба путешествий Special Travel Club Алексей Миронов использует понятие «интеллектуальная свежесть» и снобистски обращает внимание на интеллектуальный уровень своих клиентов:

— Существует такое понятие, как нормальное сопротивление образованию. Организму неприятно узнавать что-то новое, ему приятнее лежать и наслаждаться комфортом. Это пирамида Маслоу: изначально деятельность человека направлена на удовлетворение физических потребностей, но чем выше образовательный уровень, тем больше ему требуется для души.

«Для души» Алексей Миронов возит людей к Северному полюсу на ледоколе. Или в другие места — был бы заказ.

— Некоторые выбирают наши круизы на полюс, чтобы полностью абстрагироваться от благ цивилизации, от своего «хочу-хочу». Мы зачастую не задумываемся, насколько просто в современном мире удовлетворяются потребности: зашел в магазин, купил продуктов, принес домой, приготовил — и жив. Когда ты один на один с природой, надо умудриться и дров найти, да и прокормить себя намного сложнее. Один наш постоянный клиент, крупный бизнесмен-промышленник, из года в год отправляется на ледоколе на Землю Франца-Иосифа, самый северный на нашей планете архипелаг. В ответ на предложение «попробовать что-нибудь еще» он отвечает, что, попадая в Арктику, он каждый раз испытывает «перегрузку ценностей». А часто за мужчинами на полюс тянутся женщины — «пингвинчиков посмотреть», — неожиданно сексистски заканчивает свой рассказ Алексей.        

Много ли в России людей, счастливых в авантюризме? Тимофей Рогожин скептичен:

— Это даже не процент, а какие-то десятые, сотые процента.

Впрочем, смотря как очерчивать границы активного отдыха…

Счастливы в наблюдении

В 2011 году в Америке вышел фильм «Большой год» — с претензиями на большой успех, с большими звездами: Оуэн Уилсон, Стив Мартин, Джек Блэк. Но для проката в России его не закупили. Сочли, что российский зритель не поймет, о чем, собственно, фильм. И правда, кто знает, что такое соревнование бердвочеров? И кто вообще такие бердвочеры? А это такие сумасшедшие, которые ездят по всему миру и наблюдают за птицами. И ведут полевые дневники: сколько же птиц за год (за жизнь) им удалось увидеть.

Сообщества бердвочеров насчитывают миллионы человек, в США и Европе они создали целую индустрию, их обслуживающую. А есть еще те, кто наблюдает за животными. Поэтому национальные парки в США и Европе приносят в казну миллионные прибыли.

Это тоже вид активного отдыха, пусть немного специфический, который пока не прижился в России. И не прижился по специфической же причине: наши животные боятся людей. Вся система заповедников, заказников, национальных парков с советских времен была построена под интересы охотников и даже находилась в подчинении Главохоты. Вот звери и боятся людей на генетическом уровне.

— У нас более 50 национальных парков, но животных вы там не увидите, они пуганые. Если вы туда приедете, вы посмотрите на стенды с рисунками животных, вам покажут зверинец — медведица Машка, олень Наташка в клетках, и все. Чтобы что-то увидеть, сделать хорошие фотографии, надо приехать на полгода и полазить по лесным дебрям, — рассказывает фанат своего хобби, гендиректор организации «Фотоэкспедиции в дикую природу» Дмитрий Мосейкин.

Но при этом он уверен: потенциальных наблюдателей за дикой природой в России три-четыре миллиона. По крайней мере, столько людей интересуются, например, фотоконкурсом о дикой природе «Золотая черепаха» — покупают билеты на выставки, заходят на сайт в интернете.

— В Финляндии, — рассказывает Дмитрий, — вдоль границы с Россией организовали вереницу хозяйств с площадками для фотосъемки — прикормочные площадки для медведей, росомах, орлов. И все эти товарищи, которые живут в основном в Ленинградской области и Карелии, переходят границу, кормятся, позируют. А наши люди ездят посмотреть на них в Финляндию.

Но их такой отдых делает счастливыми.

Как ты отдыхаешь, зависит от того, где ты живешь

А вот это, как выясняется, совсем не миф. Конечно, это не значит, что на разных странах специализируются целыми городами.

— В каждом городе есть люди, предпочитающие путешествовать дорого — в Доминикану, на Мальдивы, а есть другая часть населения, удел которой — максимум Египет, — объясняет генеральный директор компании Tez Tour Владимир Каганер. — Разница, скорее, в культуре отдыха. Стоит только отъехать от Московской области, как начинается другая жизнь. Это другой уровень культуры, другой уровень питья. Чего греха таить, они уезжают отдыхать всегда как в последний раз. Нет культуры отдыха. Как  мы у себя в Рязани отдыхали, так мы и в Барселоне оторвемся. В страны, где беспорядки, в Египет например, европеец не едет, а наши едут, отдыхают богато, компаниями, временами дико. Но они молятся на нашего туриста.

— Запросы тех, кто живет поближе к Москве, как правило, более рафинированные, — высказывает чуть другую мысль Алексей Миронов. — Сибиряки же, наоборот, стараются отдохнуть как бы напоказ, подходят к выбору с  позиции пафоса. «Хочу на полюс. Почему? Не знаю почему, но хочу» — вполне обычный для них ход мыслей.

Показатель, больше влияющий на направление поездок, — возраст.

— Те, кто раньше прыгал с парашютом, наверное, в пятьдесят лет этого делать не будут, — говорит Владимир Каганер. — В пятьдесят лет они созревают для путешествия по собственной стране, их тянет в Кижи, на Валаам, в русскую глубинку, церкви. А молодежь предпочитает Европу. Они бронируют поездки с мобильных, пользуются лоукост-компаниями и букинг-комами, составляют собственные маршруты, ловят ночью дешевые билеты.

— А те, кто напутешествовался по заграницам, те, кто уже удовлетворил все свои любопытства, страсть к познанию других стран, — они, возвращаясь, начинают открывать для себя именно российские регионы. Это, как правило, люди под сорок, — соглашается Тимофей Рогожин.

Впрочем, попытка систематизировать и загнать российского туриста в стройные рамки и схемы — занятие бесполезное, уверяют нас собеседники.

— Русская душа — она загадочная потому, что непонятно, что ей надо на данный момент. Вот и русский турист разбросан в своих желаниях, устремлениях, хочет то одного, то другого, то одного и другого вместе, поэтому и является загадочным русским туристом.

Поставим эти слова Владимира Каганера эпилогом к нашему маленькому исследованию с амбициозно заявленными, но явно проваленными задачами.

Tags: Здоровый Мир Сочи, Сочи, маркетинг, санаторий Знание, туризм
Subscribe
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments