Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Category:

Прошлогодний снег для Сочи. Заготовка снега для сочинской Олимпиады: подробности!

Сообщение из Сочи о том, что для грядущей Олимпиады закуплен прошлогодний снег, вряд ли ошарашит тех, кто считает, что она уже и так стала символом фантастической траты средств. Вообще-то, если быть точными в формулировках, реализуется программа «Сочи-2014: гарантированный снег», в рамках которой заполнены снегохранилища.

Новость эта, прямо скажем, чуть свежее того снега, однако есть и кое-что более актуальное: снег нового сезона таки дождался благодаря заботам финской компании Snow Secure Ltd. и ее главе Микко Мартикайнену, который уже продемонстрировал журналистам канала ABC News 500 тысяч кубометров снега, готового к отправке на спортивные трассы. Это еще одна страховка на случай аномально теплой зимы, кроме снежных пушек. Опыт Ванкувера-2010, куда снег пришлось завозить самолетами, заставил МОК ввести особые требования для организаторов по готовности к отсутствию снега.

Старый снег – залог успеха

Олимпиады давно превратились из праздника любительского спорта сначала в поле соревнования политико-экономических систем, а затем в огромный бизнес, что не исключает их презентационной функции – прежде всего для устроителей этих грандиозных проектов. Собственно говоря, сами соревнования могут вообще проходить незамеченными для массовой публики, но сам праздник, его атмосфера – все это имеет огромное значение. В том числе коммерческое

Обратите внимание: с момента своего появления в 1924 году зимние Олимпийские игры традиционно проводились на альпийских горнолыжных курортах (Шамони, Инсбрук, Кортина д'Ампеццо и ряд других), американских такого же типа (Лейк-Плэсид, Скво-Вэлли), японском Саппоро и два раза в Норвегии (Осло и Лиллехаммер). Однако опыт показал, что коммерция в очень большой степени зависит от инфраструктуры не только для спорта, но и для приехавшей «широкой публики», которой надо создать условия для развлечений. А в отдаленных местах рассчитывать на хороший бизнес затруднительно, если зрителям там нечем заняться, кроме как ходить на соревнования.

Географическое расположение Олимпиад на климатической
карте мира позволяет задуматься о перспективах

Можно назвать переломной Олимпиаду 1998 года в японском Нагано – это была первая зимняя Олимпиада, в которой столица находилась на 36° северной широты, во влажном субтропическом климате. Плюсом для той Олимпиады была близость к Токио – гигантской агломерации и крупнейшему транспортному узлу.

Солт-Лейк-Сити, который принимал гостей в 2002 году, расположен немногим севернее – 40°, но он обладает выраженным континентальным климатом, с морозной и снежной зимой. Но не везде есть такая роскошь, и в 2006 году игры прошли в Турине – 45° северной широты, опять влажный субтропический климат. Сейчас мы ждем Сочи-2014, 43°, опять влажный субтропический.

Но и впереди нас ждут не менее «знойные» зимние Олимпиады: уже известно, что игры 2018 года пройдут в южнокорейском Пхёнчхане, а это 37°, влажный муссонный климат, в горах, и весьма сходный со средиземноморским на побережье. В очереди стоят Львов, Краков, Алма-Ата и Пекин с окрестностями. Сошла с дистанции Барселона, но, возможно, вернет заявку на Игры 2026 года. Есть и северные предложения, Осло и Стокгольм, но с точки зрения зимней погоды они не очень отличаются от того же Кракова. Таким образом, можно смело утверждать, что в зимнем олимпийском движении наметилось «смещение на юг». Причина понятна – это и новые, не освоенные строительством регионы (еще одна сторона олимпийского бизнеса), и большая плотность потенциальных гостей Олимпиад. Ну а снег научились делать и хранить.

Снежная пересортица

Снег в идеальном виде – ледяные кристаллы, которые из-за особенности строения молекулы воды склонны образовывать шестигранные формы. В процессе замерзания образуются мельчайшие кристаллики, которые группируются вокруг плавающих в воздухе пылинок или бактерий, собираясь в более крупные группы. Дальше они, подчиняясь «шестиугольному правилу», растут и наконец падают на землю в виде снежинки. Самые крупные снежинки, до трех сантиметров в поперечнике, выпадают при температуре, близкой к нулевой. Чем ниже температура, тем снежинки мельче. При наличии ветра летят очень маленькие кристаллы.

Спортсмены крайне привередливы в отношении снега. Совершенно неприемлем снег рыхлый и влажный, которые лепится к самим лыжам, креплениям, ботинкам. Слишком «пылеватый» снег – тоже плохо, он буквально рассыпается под лыжами. Незначительные колебания температур, чуть больше или чуть меньше солнца – и его свойства начинают меняться вовсе непредсказуемо. И что сойдет любителю, вышедшему размяться на лыжню у дома, совершенно не годится спортсменам на олимпийской трассе.

Кроме того, искусственный снег для спортсменов – это не только обеспеченный покров для катания, не зависящий от капризов погоды, но и одинаковые для всех условия выступления. Он более влажный и жесткий, а потому трасса не разобьется после того, как по ней проедет первый десяток спортсменов.

В этом лыжном холле в Хельсинки лежит 7000 тонн снега – искусственного и круглый год. Он лучше, чем тот, что только что выпал на улице

Именно поэтому спортсмены полюбили искусственный, гранулированный снег. То есть это та же замороженная вода, но произведенная из специальных снежных пушек. Такой снег здорово отличается формой своих кристаллов, это, по сути дела, снежная крупа. Он не только менее зависим от солнечных лучей и перепадов температуры, он хорошо прессуется, образуя устойчивую, качественную поверхность, и не разобьется после того, как по нему проедет группа спортсменов. Исходя из этого Международная федерация лыжного спорта требует гарантий снега на трассе, и не просто снега, а качественного искусственного снега.

Спортсмены оценили удобство стандартизованного снега и на стадии тренировок. Это удивляет: когда оказываешься в закрытом помещении площадью в несколько десятков тысяч квадратных метров, где прихотливо уложено около семи тысяч кубометров искусственного снега, по которому скользят профессионалы лыжного спорта, тогда как за термоизолирующими стенками снежная зима. Такое я видел в Хельсинки, столице одной из самых лыжных стран мира. И понятно почему: спортсмены тренируются на том снегу, на котором будут соревноваться.

Как сделать снег?

Идея снежной пушки проста: разбрызгивать воду в струе воздуха от вентилятора. Правда, для образования снега желательна (но не всегда обязательна) минусовая температура. Для такого процесса нужен ко всему прочему большой расход воздуха. Поэтому в последнее десятилетие снежные пушки стали «хитрее» – сначала внутри пушки в потоке сжатого воздуха и небольшого количества воды образуются зародыши искусственного снега, а затем они проходят уже через классическую снежную пушку – тут либо отдача от пушки выше, либо можно при той же отдаче уменьшить потребление воды и электроэнергии.

Производство снега зависит от влажности воздуха над трассой. Часть воды испаряется, остужая оставшуюся воду, которая и превращается в снежинки. Если воздух сухой, то испарение происходит активно, и снег может образовываться при температуре воздуха над трассой выше нуля. При стопроцентной влажности снег начнет образовываться, только когда температура упадет ниже 6,7°С.

Но можно обойти и эти ограничения. Японская компания Piste Snow Industries запатентовала технологию Ice Crushing Systems, которая все активнее распространяется по свету. Технология заключается в быстром замораживании воды в виде тончайшей пленки льда, которая затем разбивается до порошкообразного состояния сжатым воздухом. Система позволяет спокойно генерировать снег при температуре +15°С, а отдельные системы работают и при +30°С. Снежную трассу можно раскатать и в Африке.

Цена прошлогоднего снега

Но можно сохранить и прошлогодний снег, который, вылежавшись, приобретет полезные свойства. В этой технологии как раз и преуспела финская Snow Secure. Впервые Микко Мартикайнен применил технологию сохранения снега 12 лет назад. Зачастую сохранить прошлогодний снег, укутав его большой объем, гораздо эффективнее экономически, чем создавать новый. Например, в Сочи цена сохраненного снега составит 1357 рублей за 1 кубометр, или 30 евро. То есть 500 тысяч кубометров – это 15 миллионов евро.

Снег будут делать тоже финны вместе со специалистами из SMI Snowmakers и Johnson Controls Inc., которые отвечали за искусственный снег в Солт-Лейк-Сити и Ванкувере. Сообщалось, что нужно обязательно иметь 10 тысяч кубометров в зоне выката трамплинов, на трассе лыжного двоеборья еще 20 тысяч кубометров. То есть запасенные полмиллиона кубометров снега – это вполне изрядная страховка. Тем более что он не пропадет: лыжный сезон 2014 года в Сочи благодаря ему обещает быть очень длинным, возможно – до середины июля. Ведь, как отмечает Микко Мартикайнен, субтропики в Сочи только близ Черного моря, но в 40 километрах уже Кавказские горы, и горная долина реки Мзымта на Красной Поляне – это идеальное место для горнолыжного курорта.

Снег сохранять выгоднее в больших объемах, ведь площадь поверхности, через которую убегает холод, растет в квадратичной пропорции, а объем – в кубической. Например, если вы соберете полушарие из снега диаметром 10 метров, то у вас там окажется около 260 кубов снега, и потребуется 160 квадратных метров теплоизолирующей пленки.

Если увеличить диаметр сугроба вдвое, то потребуется около 630 квадратных метров пленки, то есть примерно в 4 раза больше. Но объем этого сугроба возрастет до 2100 кубических метров снега, то есть «запасов холода» будет в 8 раз больше. В первом случае на 1 квадратный метр пленки приходится 1.6 кубометра снега, а во втором – 3,33.

Теплоизолирующая пленка с алюминиевым покрытием оказалась более качественной заменой традиционным опилкам (на эту пленку можно полюбоваться в репортаже, выложенном на сайте). Это отличное решение, отработанное и в летней Финляндии, в Израиле, в Индии и даже в Южной Африке.

Искусственный снег, производимый в любом климате, а также системы сохранения и накопления снега, как природного, так и искусственного, – все это расширяет потенциальную географию зимних Олимпийских игр. Новые технологии открывают новые возможности и новые регионы: это не только Испания или Турция, но и Индия, Вьетнам, Австралия, Латинская Америка. Да и для Львова и Кракова с нынешними неустойчивыми зимами это решение проблем. Так что Сочи – еще и полигон, на котором отрабатываются новые технологии создания зимы «по заказу», и, возможно, когда-нибудь зимние Олимпийские игры пройдут и на экваторе.

Источник: http://slon.ru/biz/1032615/

Tags: Олимпиада, Сочи, маркетинг, развитие городов, стоит прочитать, туризм
Subscribe
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment