Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Вниманию тех, кто работает во внутреннем туризме... Часть 1-ая.


Интервью с директором туроператора "Дельфин" Сергеем Ромашкиным... Мои комментарии - выделены цветом.

"Туроператорам по массовому отдыху в России придется решительно перестраивать свою работу".

Операторов, отправлявших россиян на курорты Черноморского побережья, всегда было в несколько раз меньше тех, кто предлагал отдых за рубежом. Однако в ближайшие годы их может стать еще меньше: рентабельность бизнеса падает, клиенты уходят в Интернет.

За прошлый год рентабельность деятельности туроператоров по внутреннему курортному туризму снизилась вдвое. Причина – в 20-30% уменьшении спроса и, как следствие, изменении схемы сотрудничества с отелями, санаториями и пансионатами.

Чуть ниже о том, что слишком уж шоколадно жили наши санатории и пансионаты, скидывая все риски на туроператоров. А московские ТО, имея доступ к дешевым кредитным деньгам - тупо брали кредиты в марте, и возвращали их в июне. Банковский % был около 4,5% за три месяца, рентабельность бизнеса 10%.  Т.е. все это был не туризм, а финансовая операция...

Раньше операторы брали на себя очень много рисков. Доля "жестких блоков", т.е. мест, за которые туроператор должен заплатить вне зависимости от того, проданы они или нет, составляла 50% и выше. Взамен туроператоры получали от здравниц и отелей низкие цены, что позволяло повышать или понижать стоимость путевок в зависимости от спроса. Но как бы ни складывался низкий сезон, летом туристические компании очень хорошо зарабатывали. Прибыль позволяла туроператорам развиваться в соответствии с растущим спросом.

С приходом кризиса операторы договорились с директорами здравниц о смягчении договорных условий, но вместе с тем потеряли инструмент для регулирования цен. Теперь туроператоры получают в здравницах комиссию в 15-20%, которой они должны поделиться с агентствами.

Вот тут туроператорам пришлось работать - т.е. заниматься продажами. И объемы резко упали в разы. Там, где раньше брали блоки по 300 мест, в 2009 году стали брать мест по 10-20...

Агентское вознаграждение также возросло в среднем с 10% до 12,5%. Свою роль сыграло стремление туристических компаний повысить продажи. Все лето туроператоры проводили различные акции, по которым давали агентствам комиссию до 15%.

Таким образом, все, что сейчас остается оператору - 5-8% от комиссии пансионата или здравницы. В таких условиях неэффективные туроператоры, те, кто зарабатывал на дефиците мест в высокий сезон, вынуждены будут уйти, останутся те, кто сможет работать на падающем профицитном рынке.

На сокращение туроператорского рынка влияет и рост прямых продаж, которые в курортных отелях в прошедшем году выросли в 1,5-2 раза, достигнув 15-20% в общей загрузки отелей. Если туроператоры потеряли 20-25% объема, то отели - 10-15% к уровню 2008 года.

Разница, то есть 10%, - это и есть так называемые "дикари", неорганизованные туристы. Претензий к туристам или отелям у нас нет: каждый из них снижал в кризис свои издержки. Туристы купили тур напрямую, чтобы сэкономить, отель дал им на путевку не операторскую скидку в 15-20%, а 5-7% или вовсе ничего не дал. Скорее всего, рост прямых продаж сохранится, поскольку электронная коммерция повсеместно наращивает объемы.

Мое мнение - те здравницы и отели, кто рассчитывает на прямого туриста - скоро снова окажутся в Ж... (одном месте).

Но не все так безнадежно для туроператоров. Как вариант, можно рассматривать открытие какого-нибудь максимально эффективного бизнеса, основанного на очень низкой комиссии. Например, создание электронной площадки, где туристы смогли бы купить номер в здравнице, или - что сейчас более актуально! - открытие прямых продаж физическим лицам.

Тем более, что вынужденные продажи по ценам здравниц, которые, с одной стороны, привели к снижению рентабельности туроператорского бизнеса, с другой стороны, будут способствовать росту объемов туроператоров: за одинаковые деньги у туроператоров туристы получит дополнительный сервис по организации отдыха.

Я уверен, что многие из тех туристов, кто сэкономил на сервисе в трудное для себя время, с окончанием кризиса обязательно вернутся к нам. Туроператор дает туристам широкий ассортимент, наглядность выбора, полный пакет услуг, включая размещение, дорогу, страховку и т.д., а также быстроту покупки тура, платежный сервис, фингарантии исполнения тура.

Наконец, никто, начиная бизнес, не рассчитывает на то, что он просуществует сто лет. Из ста первых компаний, работавших в США в 50-е годы, в 2005 году продолжали работать единицы. В любом случае, даже если мы будем отдавать отелям, как и в этом году, по 10% рынка в год, у нас есть еще 5-6 лет, прежде, чем с цветами и шампанским мы проводим на отдых последнего туриста. Думаю, за это время мы найдем решение.

А вообще Ромашкин - умничка!

Оригинал статьи здесь!

Tags: туризм
Subscribe
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments