Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Categories:

Бизнесмены – чиновникам: «Пожалуйста, говорите людям правду!»

Крым. Летим – не летим?



Бизнесмены – чиновникам: «Пожалуйста, говорите людям правду!»

Проблема № 1 в Крыму сегодня – отсутствие экономичной авиаперевозки. Проблема № 2 – разброд и шатание в гостиничной сфере. Проблема № 3 – попытки властей выдать желаемое за действительное. С трибун звучат заявления, которые вводят в ступор клиентов и убаюкивают отельеров. Для представителей власти и бизнеса важно посмотреть правде в глаза. Хотя бы сейчас.

 Крым. Летим – не летим?

Правда про «воздух»

С перевозкой соль в том, что спрос на нее многократно вырос, а предложение не догоняет.

Согласно официальной статистике, за прошлый год аэропорт Симферополя принял порядка 300 тысяч россиян, а в общей сложности Крым посетили около 1,5 миллиона наших соотечественников. Большинство из них добирались по железной дороге, сейчас этот путь закрыт. Для тех, кто не готов ехать в Крым кружными путями и строиться в очередь на керченской переправе, остается только авиаперевозка.

1 июня количество оборотных рейсов в аэропорт Симферополя выросло с 43 до 62. Мало.

Чиновники говорят о субсидиях на перевозку, обсуждают графики запуска дешевых рейсов. Но в момент подготовки этой статьи авиабилеты в Симферополь были дороже, чем в прошлом году. Просто авиакомпании – как и положено коммерческим предприятиям – стремились заработать на ажиотажном спросе.

2 июня журналист «ГЛ» летела из Москвы в Симферополь «Уральскими авиалиниями» за девять с лишним тысяч рублей (в одну сторону). На борту пустовало единственное кресло, которое было сломано. Стюардессы говорили, что в прошлом году такого трафика даже близко не было.

В Санкт-Петербурге цены на авиабилеты в Симферополь на те же даты начинались от 14 тысяч в один конец. «В Ростове у «Донавиа» минимальный тариф для частных лиц – 7400 рублей, а блоки турфирмам предлагались за 8500 рублей», – говорит Борис Зелинский, руководитель ТО «Кандагар», президент ассоциации туроператоров Крыма и Севастополя.

«Клиент дезориентирован, – продолжает тему директор «Тур Этно» (Крым) Андрей Пылов. – Он слышит по телевизору и читает в газетах, будто слетать в Симферополь можно очень дешево. Приходит в турагентство, рассчитывая купить билет за три-четыре тысячи в оба конца, а ему предлагают цену в разы выше. Говорят, что субсидированная перевозка то ли кончилась, то ли еще не начиналась. В результате клиент чувствует себя обманутым, подозревает менеджеров ТА в спекуляциях. А сами менеджеры часто говорят: «Да лучше мы без всякой головной боли будем продавать Краснодарский край».

Директор ТО «Ласпи», председатель Ассоциации гостеприимства Крыма Елена Баженоварезюмирует: «Мы благодарны властям за рекламу наших курортов. Но просим государственных служащих: пожалуйста, в своих официальных заявлениях четко отражайте действительность. Иначе эффект получается обратный».

Спасти сезон

Теперь – про гостиничный сектор.

В Крыму есть порядка 200 объектов размещения, которые находились в госсобственности Украины, а теперь национализированы Россией. Решается вопрос об их подчинении конкретным ведомствам. В сезоне-2014 будут работать лишь 150 санаториев и пансионатов, остальные простоят закрытыми – директора решили не рисковать, переждать смутное время. Тем более что у некоторых финансовые проблемы: украинское казначейство обнулило счета. Многие директора не знают, останутся ли они в своих креслах и как теперь вести политику сбыта, если скоро появится «новая метла».

Коммерческий номерной фонд – это 600 крупных баз размещения и 4500 мини-отелей. (Есть еще 14 тысяч зарегистрированных квартиросдатчиков, но в этот темный лес не вдаемся.) В лучшем положении находятся частные объекты, принадлежащие местным или российским собственникам. Остальные, которыми владеют украинцы, можно сказать, потеряли почву под фундаментами.

Так, на старте лета неясна ситуация с известным санаторием «Форос», где контрольный пакет акций принадлежит группе «Приват» Игоря Коломойского. Каждый день появляется разная информация: то «Форос» закрывается, то все же работает, то продается.

Вообще, украинцы в Крыму сейчас много что продают: отели, аквапарки, рестораны. Рассказывает директор ТО «СНП-Крым» Иван Коваленко: «Я только что из Коктебеля, видел на гостиницах объявления. Гостиницы номеров на 20 предлагаются за $1,3–1,5 миллиона. Не знаю даже, сколько лет пришлось бы отбивать эти вложения. В обычный сезон на таком отеле можно заработать 30–50 тысяч долларов».

А этот сезон будет запредельно сложный. Подавляющему большинству отельеров гарантированы проблемы с загрузкой, ведь процентов на 60 они заполнялись за счет украинского рынка. «Спасти ситуацию отельеры могут только одним способом: надо прямо сейчас резко снизить цены на размещение», – говорит гендиректор московского ТО «Мультитур» Алексей Высоканов.

Министр курортов и туризма Крыма Елена Юрченко с этим согласна и даже утверждает: «Бюджетные объекты размещения уже опустили все что могли процентов на 15–20». Не ставлю под сомнение слова министра, но лично у меня по результатам поездки в Крым другие выводы. Никто из руководителей объектов размещения, с которыми я встречалась, не опустил тарифную планку. А среди них были и ведомственные, и частные. Многие сообщили, что цены повысились.

«Всех здесь расслабили»

У местных туроператоров много острых вопросов к управляющим гостиниц и санаториев. Не только по части тарифной политики. Вы представляете, отельеры нередко требуют с ТО выполнения обязательств по загрузке, зафиксированных в январских и февральских контрактах. Как будто не было мартовских событий. Кроме того, многие не готовы предоставлять скидки больше 7–10%, в лучшем случае – 15%, а оптовики рассчитывают на 20–25%.

По мнению туроператоров, в вопросах сбыта руководители баз размещения зачастую следуют привычкам, сформировавшимся в пору дефицита. «Долгое время все здесь работали под девизом: «Они и так приедут», – говорит Борис Зелинский. – Хотя уже последние года три загрузка была не такой стабильной, даже в высокие даты».

Елена Баженова отмечает еще один фактор, который дестабилизирует гостиничный рынок. В Крым тянется вереница переговорщиков со стороны крупных московских туроператоров. Не зная местной специфики, они подписывают невыгодные для себя контракты, обещают предоплаты и заведомо недостижимую загрузку. Воодушевленные отельеры пытаются навязать аналогичные условия сотрудничества крымским ТО.

«Кроме того, – добавляет Андрей Пылов, – наши отраслевые власти с марта твердили: сезон состоится в любом случае – мы теперь с Россией. Всех расслабили вместо того, чтобы настроить на работу в новых, гораздо более жестких условиях. Мало кто осознал масштаб и вектор произошедших перемен».

Иван Коваленко, впрочем, отмечает одну положительную тенденцию. Отельеры, во всяком случае, перестали настаивать на жестких квотах и предоплатах: «В этом плане они начинают следовать российским традициям делового оборота».

Но вообще, резюмируют крымские принимающие туроператоры, у многих здесь создалось ощущение, что Россия – это такой большой склад, где лежат деньги и раздавать их будут просто так. А надо работать. В том числе заниматься маркетингом, продвижением, выстраивать с партнерами отношения, адекватные времени.

Особое мнение

Гендиректор ТО «Дельфин» Сергей Ромашкин – о ценах на Крым

Средний чек по Крыму в «Дельфине» сегодня – 15 200 рублей на человека; для сравнения: по Анапе – 16 600 рублей (это только наземное обслуживание, без учета транспорта). Разница заметно меньше, чем в прошлом году. Стоимость размещения в Крыму повысилась процентов на 10: отельеры постарались заложить в тарифы хоть какие-то риски. Негативного влияния на спрос это не окажет. И снижать прайсы для отельеров смысла нет, все равно турпоток зависит исключительно от ситуации в транспортной сфере.

В нашей компании продажи туров в Крым в мае были выше, чем в конце весны-2014. В целом по сезону есть высокая вероятность превысить прошлогодние показатели и, во всяком случае, компенсировать провал спроса в марте-апреле.

Накормить, напоить и спать уложить

Что сколько стоит отельерам в Крыму

Теперь – слово самим руководителям баз размещения. Тем, кого местные туроператоры характеризуют как прогрессивных и адекватных партнеров.

Итак, санаторий «Ливадия» (346 мест). Принадлежал раньше ЗАО «Укрпрофздравница», а теперь национализирован Россией и числится пока как собственность Республики Крым. Главный врач «Ливадии» Александр Сергеевич Плахотный рассказывает об экономике санаторного комплекса в новых условиях.

Потеряно процентов 70 клиентуры (и в среднем по южному берегу Крыма загрузка у санаториев колеблется от 10 до 30%). При этом затраты на питание отдыхающих возросли на 30%, поскольку российские поставки дороже украинских и толком еще не налажены. Когда в здравнице пересчитают зарплаты исходя из российского прожиточного минимума, расходы на персонал будут составлять не 30%, а 43% от себестоимости услуг. С чего тут снижать тарифы? Ценовая планка в «Ливадии» поднялась на 5–10% в зависимости от комфортности номера.

Теперь объект размещения другого формата. Частный отель «Левант» 3* (56 номеров). Расположен в Ялте, на первой линии моря, в парковой зоне. Собственники – россияне. По словам директора Натальи Курдюковой, раньше «Левант» на 55% грузился за счет украинской клиентуры, причем в прошлом году с мая по сентябрь был заполнен в среднем на 86%. В основном реализация идет за счет собственных продаж, 11% в структуре сбыта приходится на туроператоров, 16% – на GDS, главным образом – Booking.com.

Все расходы «Леванта» сейчас выросли, но цены в этой гостинице не повысились. Тем не менее загрузка, конечно, снизилась – в мае, к примеру, до 62% (против 95% в прошлом году).

И в заключение – «Аквамарин» 5*, Севастополь (126 номеров). Очень достойная пятерка, уместно смотрелась бы даже и где-нибудь в Дубае. Не удивительно, что как раз в «Аквамарине» останавливаются российские чиновники, военные, представители шоу-бизнеса, которые после мартовских событий наезжают сюда в больших количествах. Загрузка отеля в июне-2014 как минимум на 30% выше, чем в начале прошлого лета, рассказывает начальник отдела продаж и маркетинга Валерия Кажан. Цены «пришлось повысить» на 20%, но теперь в «Аквамарине» не настаивают на жестких квотах и предоплатах – от этого постепенно отходит весь рынок.

Вот уникальный пример, когда гостиница получила только бонусы от присоединения Крыма к России. Но в перспективе все отельеры рассчитывают в новой стране выйти на новый уровень бизнеса, что и поддерживает в них боевой дух в это сложное время.


http://www.hotline.travel/glavnyy_vopros/131285/krym_letim_ne_letim/

Tags: Крым, маркетинг, стоит прочитать, туризм
Subscribe
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments