Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Category:

Туристический сезон глазами журнала "Эксперт"...

Что же пишет одно из ведущих деловых изданий России?!

- В нынешнем туристическом сезоне на рынке отмечают спад спроса на туры в Европу и рост — на внутренние пляжные направления. Туроператоры начинают формировать массовый российский пляжный продукт — эффект может быть заметен уже следующим летом

Боязнь санкций и подорожавший евро — вот два фактора, задавшие тон туристическому сезону. «А вдруг мне не дадут визу? А вдруг кредитка работать не будет? А вдруг из страны выдворят?» — чего только не навоображал себе российский турист весной этого года на фоне политических проблем, связанных с украинским конфликтом, жалуются операторы. Плюс значительно выросший валютный курс, плюс общая стагнация потребления, плюс ограничения для работников силовых структур на выезд за рубеж. Все это привело к тому, что спрос на выездной отдых, особенно в страны Европы, сократился. Немного выросли продажи безвизовой Турции, вернулся на прежние позиции Египет, но самое важное — стал заметен резкий всплеск интереса к внутреннему пляжному туризму: Сочи, Анапа, теперь еще и Крым. Этот интерес уловили крупные туроператоры, уже в нынешнем сезоне на Черное море полетели первые чартеры, то есть впервые операторы приступили к формированию на нашем Черноморском побережье массового продукта, у которого в дальнейшем есть шансы по ценам потягаться с турецкими курортами. По мнению участников рынка, следующий год может стать переломным для российских пляжных курортов, если удастся исправить ошибки и устранить недостатки нынешнего сезона.

IMG_1431 IMG_1447

Выезд подгорает

«Сезон туроператоры встретили не в лучшей форме, — рассказывает Майя Ломидзе, исполнительный директор ассоциации туроператоров АТОР. — Начиная с прошлой осени на рынке было заметно снижение потребительского спроса, лихорадило Египет, который в октябре закрыли, потом проблемы с Таиландом, очень осторожная зима — сумели удержать продажи на горнолыжный отдых, но и только. С прошлого года поднакопить финансового жирка также не удалось — число туристов выросло в основном за счет горящих туров, продаваемых часто ниже себестоимости. Начало же сезона ознаменовалось новыми проблемами — политическая нестабильность, рост валютных курсов, сокращение покупательной способности россиян — все сказалось на спросе негативно».

Больше всего «горят» Греция, Болгария, Испания. Так, тур в Грецию на три дня в июне можно было купить всего за 5 тыс. рублей, что не покрывает даже себестоимости перевозки. Ко всему прочему в этом году на рынках Греции и Испании активизировались европейские туристы, которые почти перестали ездить в Египет (в отличие от россиян, восстановивших весной уровень спроса). Соответственно, отельеры этих стран держат свои расценки на довольно высоком уровне, так что те операторы, кто сделал ставку, к примеру, на греческое направление, скорее всего, получат по нему неутешительные финансовые результаты.

В целом же ожидается, что число выездных российских туристов в этом году вырастет не больше чем на 5%. Для туристического рынка это стагнация — например, в прошлом году данный показатель вырос на 19%. В финансовом отношении сезон также будет непростым — практически по всем направлениям, кроме Турции, предложение превышает спрос, а значит, стоимость туров падает и хорошо заработать на них не удастся.

В Сочи, в Анапу, в Крым, далее везде

Снижение спроса на выездной туризм компенсировал бум интереса к внутреннему рынку. Майя Ломидзе, ссылаясь на аналитику пользовательских запросов в «Яндексе», говорит, что Россия по спросу вышла на второе место после Турции, показав прирост запросов на 30%. А запросы по Крыму и вовсе выросли вдвое. Правда, далеко не весь спрос был в итоге удовлетворен. По словам Сергея Толчина, основной рост числа туристов пришелся на неорганизованный сектор, когда люди сами, на машинах, на поезде или самолетами, добирались до Сочи или в Крым и размещались там в частном секторе. Организованный туризм вырастет не столь значительно, хотя практически все операторы, работающие на внутреннем рынке, отмечают всплеск продаж. Так, Татьяна Бузюмова, руководитель отдела отдыха в России и странах СНГ компании «Нева Трэвел», говорит, что продажи по Анапе в этом году расширятся примерно на 20%, по Сочи прирост меньше, так же как и по Крыму, где продаются только отели, без включения в тур авиа- или железнодорожных билетов. «В новом сезоне после Олимпиады в Сочи добавилось по разным оценкам порядка 40 тысяч мест размещения, — говорит Сергей Толчин из НТК “Интурист”, — это очень большая цифра для Сочи, даже на всем Анталийском побережье Турции добавляется не больше 30 тысяч мест размещения в сезон. Перед российскими туроператорами открываются новые возможности, мы их активно изучаем и будем использовать».

Два других крупных оператора, «Библио Глобус» и Coral Travel, в этом сезоне впервые вышли на внутренний рынок. Генеральный директор Coral Travel Джошкун Юрт в интервью агентству Rata-news отметил, что после Олимпиады сочинский регион получил уникальный шанс для развития туризма: с одной стороны, появился огромный пул новых мест размещения, в том числе отличные отели, входящие в международные сети, с другой — девальвация рубля подстегивает спрос. Именно поэтому Coral Travel, имеющий амбиции одного из ведущих игроков, и решил серьезно заняться развитием данного направления. С конца мая до окончания сезона в сентябре компания поставила чартерные программы от Metrojet в Анапу и Сочи (это первые чартерные программы на российский курорт) — по два рейса в неделю в каждый город. Программы уже проплачены, все риски Coral Travel берет на себя, что свидетельствует о серьезности намерений оператора. В этом сезоне он планирует отправить на Черноморское побережье около 30 тыс. туристов. Конечно, в сравнении с общим числом их клиентов — порядка 2 млн в год — это немного, но, как отмечают в компании, объемы сегодня не главное, важнее грамотно выстроить весь процесс доставки и пребывания туристов в Краснодарском крае: встречи, трансфер, размещения, развлечения, анимация и т. д., в пакет включили даже страховку. Также важно отработать процесс обучения агентств, продающих туры оператора (на первом этапе это около 2 тыс. компаний). Пока у них мало информации по региону, нет опыта продаж, и некоторые просто боятся предлагать Россию. Весной циклы семинаров по Краснодарскому краю и Кавказским Минеральным Водам (КМВ) прошли в 30 городах страны. А к зиме будут готовы предложения по лечебному и горнолыжному отдыху — не только в Краснодарском крае, но и в Подмосковье, средней полосе России, Карелии, на Урале и в Алтае. Летом 2015 года в планах продавать уже все регионы России, а потом — заняться въездным туризмом, доведя число туристов на внутреннем рынке до нескольких тысяч человек.

Большие задачи ставит перед собой и «Библио Глобус», который также впервые в этом сезоне начал продавать пакетные туры с полным комплексом усуг в Сочи и Крым, чуть ранее — на курорты КМВ. Чартерных рейсов оператор не поставил, но выкупил жесткие блоки мест на рейсах своего стратегического авиапартнера «Трансаэро». Основную ставку этот оператор делает как раз на Крым, намереваясь в нынешнем сезоне отправить туда порядка 400 тыс. туристов. Как сообщили «Эксперту» в пресс-службе компании, пока отправлено около 20 тыс. человек. Весной в Севастополе открылось представительство компании, в Крыму законтрактовано порядка 400 отелей, в Сочи — около 300, предлагающих разные варианты размещения, в том числе и уже привычный туристам all inclusive. Полетная программа в Сочи, Крым и КМВ осуществляется из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани.

Преодолеть препятствия

Процесс формирования массового продукта на российские курорты только начинается. Цифры весьма показательны: в этом сезоне загрузка новых объектов на возникшем после Олимпиады курорте в Имеретинской низменности составит всего порядка 30%, тогда как в старых сочинских объектах — около 86%, а в Анапе и вовсе 96% (по данным пресс-службы Министерства туризма Краснодарского края). Как рассказал Сергей Толчин, инфраструктура новых объектов пока оставляет желать лучшего — появились целые микрорайоны отелей, но нет бассейнов, не хватает зон отдыха, детских развлечений и т. д. Татьяна Бузюмова из «Нева Трэвел» отмечает, что продавать текущий сезон новые отели просто опоздали — всю зиму они были заняты подготовкой к Олимпиаде, а когда она закончилась, время ушло: к марту практически все операторы уже имеют четкую сформированную летнюю программу. Да и до сих пор у новых отелей масса проблем — многие все еще не определились, от имени каких юрлиц и на каких условиях заключать договоры, добавляет Татьяна Бузюмова. У туристов мало информации по новым сочинским объектам, никто не знает, что это за курорт — Имеретинская низменность. Чем там можно заняться? Его нужно теперь продвигать отдельно. И вообще, Сочи не позиционируется в глазах туристов как курорт для семейного отдыха (а семьи — это подавляющее большинство пляжных туристов). Анапа же, которая позиционируется именно так, уже практически заполнена, многие отели давно в стоп-листе. Так что Сочи придется серьезно поработать над позиционированием.

Ну и конечно, главное ограничение — стоимость авиаперевозки туристов на морские курорты. Сегодня цены на поездки в Сочи и Крым малоконкурентны по сравнению с той же Турцией. «Себестоимость авиадоставки туриста в Турцию чартерным рейсом составляет порядка 320–360 долларов, его проживание в пятизвездном отеле по системе “все включено” — около 40–50 долларов за ночь, — поясняет Сергей Толчин. — А в Сочи билет стоит от 500 долларов и выше, проживание в качественных объектах — порядка 70–80 долларов. Для того чтобы снизить стоимость расходов на одного туриста и сделать предложение выгодным и для авиаперевозчика, и для отельера, нужно постараться расширить рамки сезона, чтобы он длился не с июня по сентябрь, как сейчас, а с мая по октябрь включительно». Авиадоставка в Крым стоит и того дороже, добавляет Татьяна Бузюмова, — в июне билеты на июль стоили порядка 18 тыс. рублей туда-обратно (та часть билетов на весь сезон, что продавалась по тарифу «эконом» — около 7 тыс. рублей, — была выкуплена мгновенно частными туристами). В Крыму возможности наращивать перевозку за счет чартерных полетов нет физически — пропускная способность Симферопольского аэропорта ограничена: порядка 800 тыс. человек за сезон. Возможно, изменит ситуацию перепрофилирование военного аэродрома в Бельбеке под нужды гражданского авиасообщения, но, чтобы не упустить и следующий сезон, он должен начать работу с перевозчиками по формированию летной программы уже этой осенью.

Сегодня отдых в Сочи в пакетных турах все еще дороже среднего пакета по Турции. По информации на рынке, чартеры Coral Travel в Сочи грузятся плоховато (в отличие от Анапы — она, как уже отмечалось, продается лучше). Как отметили в «Нева Трэвел», в Сочи сегодня первыми раскупаются как раз самые дорогие, высококачественные, хорошо знакомые туристам объекты размещения. То есть в глазах организованных туристов Сочи остается курортом для богатых, на бюджетный отдых рассчитывают в основном те, кто добирается туда самостоятельно на поезде или автомобиле. Но уже в следующем году ситуация может измениться.
Tags: Имеретинка, Сочи, маркетинг, роль государства, стоит прочитать, туризм
Subscribe
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments