Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Category:

Что не так с внутренним туризмом?!

Статья Константина Гаранина:

Маркетинг мест: что не так с внутренним туризмом?!


В апреле месяце я написал заметку о перспективах внутреннего туризма в свете санкций и роста евро. Прошла половина летнего сезона и пришло время посмотреть на первые результаты.

РЕЗЮМЕ СТАТЬИ (для тех, кто не любит / не может долго читать):

1. многие мои знакомые представители среднего класса поехали отдыхать за рубеж. Как и ездили. Многие из них семьями поехали в автопутешествия. На вопрос про "импортозамещение", по возвращении они отвечали, что за рубежом в результате получалось дешевле. И вкуснее. И интереснее. И комфортнее. Большая часть бюджетных серфкемпов забита под завязку и народ приезжает туда по второму разу за лето.

2. многие знакомые и не знакомые поехали по стране отдыхать "дикарями" (в походы, велотуры, автопутешествия), не оставляя денег туристической индустрии - жить в палатках, в домиках, в караванах. Да, это тоже деньги оставленные в стране, но не в тех объемах, что мы тратили за рубежом.

3. в крупных городах и в медиа нет активных туристических кампаний (ну, кроме Крыма). Похоже, что власть и индустрия, понадеявшись на естественные ограничения, так ничего и не сделали

4. высокая стоимость авиабилетов сводит на "нет" внутренний туризм. Но самолеты забиты. Видимо просто их у нас мало. 

5. местами у нас уже есть хорошая инфраструктура, но этого мало, чтобы люди поверили в качество сервиса и полюбили отдых в своей стране

В результате - есть стойкое ощущение, что витая в розовых облаках санкций, и власть, и туристическая отрасль, не смогли убедить качественного среднего туриста, который и есть самая лакомая целевая аудитория курортного отдыха, заменить заморские отели на такой же инфраструктурный отдых внутри страны.

А ТЕПЕРЬ БЛЭК-ДЖЕК И ФОТКИ 

Вот несколько высказываний последнего времени:

"Крым получил признание российских туристов за счет спада интереса к Краснодарскому краю"

"Российские туроператоры отмечают снижение спроса на такие популярные направления, как Анапа и Геленджик, примерно на 20-50%"

"Падение выездного туризма составило 25-40% в зависимости от направления... ... Турпоток в Краснодарский край с прошлого года вырос на 3%"

"По официальным данным проживание в гостиницах увеличилось в среднем всего на 3,5%"

"По опросам 2015 года, вторым по популярности форматом отдыха для россиян в этом году являются поездки на дачу. 48% опрошенных либо вовсе ограничатся отдыхом в своей летней усадьбе.  Такая доля привела Россию к абсолютному лидерству среди других стран-участниц опроса: Турция - 37%, китайцы – 33%, жители США и Италии - 7%."

Конечно, эта статья не претензия на объективный анализ рынка, а только приглашение к размышлению на основе ограниченных наблюдений. И, прежде всего, набледений за той прослойкой, которая раньше стремилась отдыхать за рубежом, так как считала это заслуженной наградой за год проживания в стране. То есть, про средний класс.

Почему они? Богатых исследовать не интересно - они и так уедут за рубеж. Бедных - тоже не интересно исследовать, так как и раньше они составляли основную часть внутреннего туризма. Интересно понаблюдать за тем, что произошло со средним классом, который должен был испугаться повышения цен и поехать по России тратить деньги в привычных для него объемах.

Мои объекты наблюдений - это несколько новостных порталов, лента в Фейсбук и посты друзей, разговоры с профессионалами, личные наблюдения в Сочи, Адлере, Роза Хутор, Тверской области, Ярославском взморье, Москве.

В целом, можно сказать, что народ поехал по стране, но при этом, чаще я натыкаюсь не на селфи в бассейнах красивых отелей или на берегу благоустроенных пляжей, а из походов, автомобильных поездок, рыбалок, лесных чащ и так далее. В моей ленте люди разделились на две примерно равные части - одни поехали бюджетно в Европу (недавно 7 человек подряд выложили свои автомаршруты) и Азию, другие колесят по родным природным просторам.

По характерным хэштегам в социальных сетях легко можно выделить значительный рост палаточников, который заметен и не вооруженным взглядом в сочинских горах, на Рыбинском водохранилище, на Волге, Тверце - здесь явно ощущается значительный прирост "дикого туриста". Инвестиционные менеджеры, предприниматели, офисные клерки с удовольствием выкладывают свои фотографии катамаранных походов, автопоездок на север или многокилометровых велотуров.

И это безусловно положительная тенденция, так как рост познавательно-природно-культурного туризма хорошо может сказаться на экономике малых городов, поселений, малого бизнеса.

Но что происходит с местами куда должен был поехать "толстобрюшик"? Ленивый завсегдатай турций, египтов, черногорий и прочих среднеклассовых курортов?

Я посмотрел на два курорта: Ярославское взморье (отель Меркюр "Бухта Коприно", 4*, Рыбинское водохранилище между Угличем и Рыбинском, 3,5 часа машиной от Москвы, http://www.vzmorie.com/hotel/) и Имеритинскую долину(курортный район, который активно строился к Олимпиаде и находится в Адлерском районе города Сочи на побережье Чёрного моря в междуречье реки Мзымта и реки Псоу, по которой проходит государственная граница России с Абхазией).

Ярославское взморье - пример локального курорта, который в основном обслуживает местную публику, а так же некоторое количество москвичей, приезжающих в отель на 7-10 дней. Отель, по словам руководства, активно заполняется, хотя никаких особых развлечений гостям пока не предлагает - еда, купание, массаж, прогулки, водные мотоциклы, пляжный волейбол, велосипеды и так далее. Отдых скорее спокойный и семейный, чем экстремальный.

Очевидно, что лето у локального отеля высокого качества, хотя и среднего уровня развлечений, проходит достаточно успешно. Хотя, трудно сказать, что это результат импортозамещения, а не банальный дефицит качественной инфраструктуры в регионе. 

Имеритинская долина Сочи - здесь картина совсем другая. Это курорт, который работает на приезжающую из других регионов публику, и именно сюда должен "имигрировать" с зарубежных курортов обеспеченный средний класс. Да-да, не в устаревшие черноморские пансионаты для пенсионеров, и не на городские пляжи Сочи, традиционно заполняемые не богатыми туристами, а в весьма качественные, современные отели с бассейнами, вышколенным персоналом, брендированными пляжами, spa и прочими буржуазными радостями.

Сезон начался с того, что множество туроператоров, перестроившихся с зарубежных рынков на внутренний, устроили демпинговую войну и в результате стоимость ночи доходила до 80 (!!!) рублей за ночь. Это привело к тому, что Сочи заполонила небогатая публика, которая экономит на всем - от экскурсий до развлечений. Многие операторы жаловались, что в результате не добирают значительные деньги из-за того, что не получается продавать дополнительный сервис, который обычно и приносит значительную прибыль.

К июлю ситуация стала исправляться и пошел "жирный" турист - тот самый зажиточный средний класс, о котором мы и говорим. Однако, если внимательно посмотреть на курорты "имеритинки", то закрадываются сомнения, что свершилось то самое переселение, которого все так ожидали.

Если посмотреть на одновременную загрузку инфраструктуры (отели-пляжи-рестораны), то создается ощущение, что народа просто нет.

Конечно, менее фирменные пляжи и частный сектор выглядят гораздо более живыми и заполненными, но, как я и говорил раньше, исследовать малобюджетный сегмент Сочи задачи не стояло.

Параллельно этому, анализируя медийное пространство крупных городов, я не вижу хоть сколь-нибудь заметных усиий по формированию облика нового внутреннего туризма. Где продвижение байдарочных сплавов, конных туров, исторического и культурного туризма? Российская туриндустрия привычно поехала на тренде, мало заботясь о том, чтобы воспользоваться благоприятной обстановкой и заложить в головы потенциальных туристов то, что потом долгие годы позволит формировать уникальные туристические потоки внутри страны.

РОССИЯ - НЕ ПЛЯЖНАЯ СТРАНА

Читая в Фейсбуке восторженные отклики среднего класса, уехавшего на Эльюрус, Роза Хутор, Камчатку, в Карелию, на Белое море, на Байкал, в которых народ от чистого сердца не только восторгается красотами, но и прямо заявляет "вот куда надо ехать, а не в эту с.аную Турцию/Египет/Гоа/Бали/Подставитьнужное", я в очередной раз убеждаюсь, что нам надо не пытаться всеми силами впрыгнуть в ушедший вагон пляжного отдыха, а формировать альтернативную культуру отдыха впечатлений, горного отдыха, спортивного, активного и так далее.

Ну, не умеем мы играть в футбол - давайте развивать хоккей!) В том числе с мячом и на траве.

PS. Судя по той же Имеритинке, Роза Хутор, Коприно, Завидово, Бобровому Логу, я могу сказать, что у нас много где построена хорошая и качественная инфраструкттура с достойным сервисом. Давайте не бояться этим пользоваться, давайте активнее разъезжать, загружать наши отели и тем самым развивать наши территории.

Источник: http://www.konstantingaranin.com/#!Маркетинг-мест-что-не-так-с-внутренним-туризмом/c8xg/55a6a39c0cf25b8bf7ea189c
Tags: маркетинг, стоит прочитать, туризм
Subscribe
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments