Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Ноябрь меняет всё!

Ноябрь 2015 года стал, наверное, самым значимым месяцем, который резко изменил всё, что касалось сферы туризма у нас в стране. И - да, туризм в России уже никогда не будет прежним...

Усилившееся военно-политическое противостояние на Ближнем Востоке все больше сказывается на процессах, протекающих в российской экономике. И нам всем (я имею ввиду руководителей предприятий и организаций, первых лиц в государственных структурах на всех уровнях и еще многих других, от кого зависит развитие событий в будущем), стоило бы уже сейчас активно проработать разные сценарии развития событий в 2016 и 2017 годах. Иначе снова столкнемся с тем, что "хотели как лучше, а получилось как всегда".



Что имеем сейчас (говорю больше о сфере туризма):

1. Закрылись зарубежные рынки, как-то Египет и Турция. Другие европейские страны недоступны для подавляющего большинства наших сограждан в силу курса валют. Стоит помнить, что Ростуризм не рекомендует к посещению еще 110 стран, среди которых и индийский штат Гоа.
2. Внутри страны точно нет возможностей, чтобы принять на отдых всех граждан, которые хотя бы раз в год ранее выезжали на курорты зарубежных стран - нам для этого внутри России еще строить и строить отели, пансионаты, санатории и пр.
3. Гостиничный бизнес страны тоже оказался в непростой ситуации - ведь очень много товаров поставлялось из-за рубежа и внутри страны производства, способного обеспечить нужды отрасли, явно не хватит.
4. Про продукты питания не говорю - с этим огромная проблема, так как поставщиков для гостинично-ресторанной сферы в стране нет. Редкие приятные исключения не в счет. Рост цен на продукты питания нам гарантирован на все 100%.
5. В Крыму сейчас не сезон, но разве радует тамошних отельеров ситуация с отключениями электричества? А затраты по ЖКХ уже ощутимо выросли в уходящем году, как и ставки на аренду земли, в следующем году ожидаем еще роста и все это тоже является серьезной проблемой.

Предполагаю, что найдутся многие, кто скажет: "Пусть дома народ сидит. Нечего по зарубежным странам кататься!". Но суть в том, что качественный отдых является просто жизненной необходимостью. Если его нет, то жди депрессий, срывов, конфликтов в семьях и на работе, резкого падения производительности труда и прочих "радостей"...

Что стоило бы сделать, на мой взгляд?

Во-первых, уже сейчас начать обсуждение имеющихся проблем и возникающих рисков с привлечением экспертов и специалистов из реальной сферы. И тут крайне важен вопрос качества модерирования данных обсуждений. Лично я знаю многих людей в сфере туризма и гостиничного бизнеса, но очень мало кто может из них выступить качественным модератором правильного обсуждения.

Во-вторых, уже сейчас стоит подумать о специальных шагах, которые позволят удержать рост затрат в следующем году в гостиничной и туристической индустрии во вменяемом коридоре - хотя бы не более 10-12% по сравнению с 2015 годом. Иначе мы столкнемся с крайним недовольством гостей, которые платят за отдых из своего кармана и все сравнения "цена - качество" по отдыху на российских курортах в 2016 году и отдыху на курортах той же Турции или Египта в 2015 году будут явно не в нашу пользу.

Уже сейчас стоит подумать и о том, чтобы соориентировать власти и население Республики Абхазия на активное развитие сельского хозяйства. Краснодарский край просто не вытянет необходимый объем поставок овощей, зелени, фруктов... Но медлить здесь нельзя ни минуты - эту работу срочно нужно начинать прямо сейчас, в декабре!

Думаю, что не менее важным является и необходимость резко увеличить производство сельхозпродукции в Крыму - придумать разные программы по развитию тепличного производства, по разной там мелиорации, по спонсированию выращивания новых культур и все такое.

Транспортная проблема по-прежнему актуальна!

Стоимость перелетов и ж/д поездок внутри страны остается запредельной. И тут точно не стоит ориентироваться на цены минимальных тарифов, которыми так любяи=т щеголять представители "Аэрофлота" и некоторые чиновники. Пусть лучше называют максимальные тарифы за прошедший месяц - сразу будет очевидным то, что вопрос однозначно требует решения. Все разумные люди понимают, что по минимальным тарифам в самолете летит несколько человек, а остальные заплатили ощутимо больше.

И важен не только вопрос стоимости. Из большинства городов на курорты просто тупо нет прямых рейсов. Что это, как не фактический запрет на возможность перемещения по родной стране?!  Среди нынешних чиновников я просто не вижу тех, кто смог бы решить эту задачу. А решать надо.

Почему я считаю туризм и гостиничный бизнес столь важным для страны?!

В прежние годы наши власти весьма пренебрежительно относились к сфере туризма. Мол, палатки там, пенси под гитару и все такое... Но масштабы бизнеса туроператоров с зарубежными (в первую очередь, турецкими корнями) показали, насколько серьезен этот бизнес. Кстати, обороты известного "Библиоглобуса" в прошлом году, ни много, ни мало - аж 60 млрд рублей!

Но сегмент туроператоров и турагентов в масштабах внутрироссийского гостиничного бизнеса - это лишь процентов 15-20. Большую часть оборотов по отелям и здравницам дает корпоративный сегмент и частники.

Главное же в том, что развитие туризма и гостиничной индустрии тянет за собой очень серьезно всю экономику страны. Это и строительство/реконструкция зданий и сооружений. И мебльное производство. И развитие текститльной сферы. Про продукты питания (а значит и про развитие сельского хозяйства) и не говорю... Тут же и транспорт нужен, и медицина, и вопросы развития местного малого бизнеса. Следом сфера культуры, общественного питания, проведения событийных мероприятий.

И все вышеперечисленное не затрагивает того, что путешествующий по России человек знакомится со СВОЕЙ СТРАНОЙ, лучше узнает РОДИНУ и ее ИСТОРИЮ, знакомит с ней своих ДЕТЕЙ. На деле же у нас выросло уже целое поколение, которое знает курорты Египта и Турции, а по России не ездит вообще никуда.

В завершение хочу пригласить к дискуссии всех профессионалов сферы туризма и заинтересованных лиц - давайте набросаем идеи и мысли, что и как нам всем стоило бы предпринять, чтобы туристический сезон 2016 года прошел бы успешно и оставил бы после себя и у туристов, и у работников сферы туризма только хорошие впечатления и воспоминания...
Tags: Дмитрий Богданов, кризис, маркетинг, отдых в Сочи, работа руководителя, роль государства, туризм, управление
Subscribe
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments