Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

О туризме - мнение профессионала из Ростова-на-Дону

Алексан Мкртчян - мой давний хороший друг и партнер. И, конечно же, настоящий профессионал экстра-класса, построивший с нуля крупнейшую на Юге сеть туристических агенств "Розовый Слон".  Недавно Алексан дал интереснейшее интервью, отрывок из которого я и публикую:

- Мы много слышали с высоких трибун о том, что нужно развивать внутренний туризм, но конкретных шагов никто не предпринимал. А крупные туроператоры – причём неважно, с турецкими корнями или нет, например, такая стопроцентно российская компания, как «БиблиоГлобус», – подошли к российскому туризму с точки зрения пакетированных туров. Они выкупили большие блоки номеров в отелях, целиком или частично выкупили кресла в самолётах из разных городов России, даже поставили автобусы в Сочи из таких городов, как Екатеринбург или Пермь – это 56 часов в одну сторону. Ещё год назад такое ни одному человеку в здравом уме даже не привиделось бы, но оказалось, что этот продукт пользуется спросом. И всё это делалось ради одной цели: сделать турпродукт доступным для большого количества людей. Например, десятидневный автобусный тур из Екатеринбурга в Сочи, включая стоимость транспорта и проживание на побережье, стоил 11 тысяч рублей – конечно, эти автобусы были забиты, несмотря на сложную дорогу.




— Здесь сразу возникает вопрос рентабельности бизнеса: при такой стоимости путёвок явно не приходится говорить о высоких доходах турфирм.

— Рентабельность – это самый загадочный вопрос в российском турбизнесе. Потребителю рентабельность абсолютно безразлична, а туркомпании гонятся не за прибылью, а за туристом, причём любой ценой.

— Но если работать без рентабельности, неизбежно банкротство, что и подтвердили недавние скандальные истории на туристическом рынке. Получается, массовый уход таких крупных туроператоров, как «Нева», рынок ничему не научил?

— Да, мы это всё проходили. Но я не хотел бы ограничивать вопрос о рентабельности только туроператорами, потому что гораздо более актуален другой вопрос – прибыльны ли российские авиакомпании? Это очень важно, потому что ведущие туроператоры выступают в тандеме именно с ними. Так вот, могу с высокой степенью ответственности сказать: почти все наши авиаперевозчики работают в убыток. Это, наверное, прозвучит несколько революционно, но этот бизнес – планово-убыточный, прибыль авиакомпании не получают. Причины этого разнообразны. Во-первых, это девальвация рубля: практически все самолёты сейчас импортные, покупались или брались в лизинг они за доллары по курсу 30 рублей, а поскольку срок лизинговых выплат составляет 10-15 лет, понятно, что после девальвации их стоимость резко выросла. Пропорционально возложить эти затраты на потребителя невозможно: потребитель к этому не готов. Когда доллар стоил 30 рублей, авиабилеты Сочи – Москва в среднем продавались по 6 тысяч рублей, а теперь, когда доллар приближается к 70 рублям, нельзя поднять цену на билет в два раза – летать никто не будет, максимум, на что готов потребитель, это рост на 10 процентов. Точно такая же ситуация с российскими отелями: ни один из них после девальвации не поднял цены в два раза в сравнении с прошлым годом, средняя стоимость ночи по России выросла всего лишь с 3500 до 3800 рублей.

— Как выйти из этой ситуации с наименьшими потерями?

— Главная проблема здесь вот в чем. Когда рынок растёт, вы можете быть убыточными, потому что вы покрываете текущие убытки из будущих продаж. А на падающем рынке, как сейчас, удержаться в таком режиме очень тяжело. Поэтому российскому туризму сейчас грозит новый кризис, но это кризис оздоровления, это нормально. Я занимаюсь туризмом уже 25 лет, ничем другим в жизни, начиная со студенческой скамьи, я не занимался, поэтому отношусь к ситуации оптимистично. Мы переживали разные периоды, хотя сейчас, конечно, – один из сложнейших, мы чувствуем большой откат назад. Могу сказать лишь, что с рынка будут и дальше уходить в первую очередь слабые игроки – те, у кого помещения в аренде, у кого кредиты, ненормально завышенные расходы. Я думаю, что в Ростовской области уйдёт примерно 25 процентов игроков, а в Краснодарском крае – 20 процентов, там запас прочности у турбизнеса выше из-за более богатого населения.
Tags: маркетинг, работа руководителя, роль государства, стоит прочитать, туризм
Subscribe
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments