Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Немного моих мыслей по теме развития санаторно-курортного дела в России...

Текущая ситуация

В настоящее время в России теми или иными услугами санаторно-курортных учреждений, учитывая все источники финансирования (бюджетные средства, средства ФСС, предприятия и организаций, личные средства граждан) пользуются в течение года не более 4 млн человек. Хотя бы раз в два-три года услугами санаториев пользуется не более 7-8 млн россиян.

Фактически, 95% населения страны вообще не пользуется услугами санаторно-курортных учреждений.



По данным Росатома (одной из самых «продвинутых» в плане обеспечения санаторно-курортным лечением своих сотрудников), всего лишь 1 из 10 работающих на вредных и тяжелых условиях труда получает путевку в санатории в течение календарного года. А сотрудники Росатома, работающие в обычных условиях труда, по факту могут получить путевку всего лишь один раз в 25 лет (Всероссийская Неделя труда, Сочи, 18-21.04.2016 г.)!

Ежегодные потери России от травматизма и заболеваний, вызванных опасными и/или тяжелыми условиями труда составляют 4,3 ВВП («Российская газета» от 25.01.2014).

Учитывая, что на опасных участках работает всего 9,5 млн человек в России, и, допуская, что оставшаяся часть трудоспособного населения болеет в несколько раз реже – т.е. можем допустить, что потери экономики по всем иным трудоспособным 61,5 млн граждан составляют 4,3 : 5 х (61,5 : 9,5) = 4,1 ВВП.

Общие потери: 4,3 + 4,1 = 8,4 ВВП России!

Вышеуказанные цифры не учитывают потери страны от недостаточного объема санаторно-курортного лечения для детей и подростков, для инвалидов, ветеранов и людей пенсионного возраста!

Что приобретают те, кто регулярно пользуется услугами санаториев?

Даже не касаясь сферы специализированных санаторно-курортных учреждений Минздрава, ФМБА, и детских здравниц, ориентированных на лечение сложных случаев за счет бюджетных средств (таких объектов менее 100 в России), а  рассматривая большую часть санаториев (общее количество свыше 1650 объектов в стране), стоит отметить, что те граждане, которые регулярно проходят курс лечения в санаториях, отмечают в подавляющем большинстве случаев (свыше 85%) следующие положительные факторы:


  1. Легкое пробуждение по утрам, отсутствие хронической усталости;

  2. Заметно более высокая работоспособность и меньшая утомляемость;

  3. Отсутствие или ощутимое снижение раздражительности;

  4. Повышенная стрессоустойчивость, готовность к решению сложных задач;

  5. Заметный терапевтический эффект в плане имеющихся хронических заболеваний;


Ряд ведущих корпораций и крупных работодателей активно используют санаторно-курортное лечение не только для восстановления работоспособности своих сотрудников, но и используют сам факт наличия данных услуг как весьма привлекательный момент для привлечения и удержания лучших сотрудников и руководителей всех уровней.

Возможные цели и задачи государственной политики в области санаторно-курортного лечения


  1. Увеличение доли россиян, получающих хотя бы раз в год или раз в два года санаторно-курортное лечение с нынешних 5% от населения страны до 10% к 2020 году и до 25% к 2030 году (т.е. от 7-8 млн россиян сейчас до 15-16 млн к 2020 году и до 35 млн к 2030 г.).

  2. Снижение доли бюджетных средств в оплате санаторно-курортных услуг за счет активного вовлечения в эту сферу денежных средств предприятий и организаций и личных средств граждан.

  3. Сохранение и увеличение числа детей, инвалидов и работников с тяжелыми и/или вредными условиями труда, пользующихся услугами санаторно-курортного лечения на базе здравниц, принадлежащих РФ, в рамках имеющегося бюджета за счет совершенствования лечебных методик, оптимизации бизнес-процессов, ликвидации простоев номерного фонда.


Вышеуказанных целей можно добиться за счет следующих шагов:


  • Активизация информационно-просветительской деятельности о лечебно-оздоровительных возможностях российских курортов среди таких категорий, как – практикующие врачи; студенты мед. вузов и вузов, готовящих специалистов по туризму; работники социальных служб; представители профессиональных союзов; работники кадровых служб; руководители всех уровней вне зависимости от формы собственности организации и предприятия;

  • Анализ и совершенствование имеющейся нормативно-правовой базы, приведение ее в соответствие с современными социально-экономическими реалиями, при условии активного использования имеющихся наработок и передового опыта ведущих здравниц России;

  • Проведение активной просветительской программы в СМИ и интернет-пространстве, с привлечением наиболее популярных медиа-персон, имеющих авторитет среди разных целевых аудиторий;

  • Развитие всех видов и форм социального лечебного туризма, ориентированного на детей и подростков, на людей старшего поколения (примеры - работа в межсезонье по приему пенсионеров в Сочи по программам «Серебряный возраст» и «Открытый Юг» в последние несколько лет с ценой путевки от 1100-1300 руб. в сутки на человека, уже с лечением, питанием, бассейно и культурной программой);

  • Организация и проведение информационно-учебных туров для врачей и социальных работников со всей страны в ведущие курортные регионы в межсезонье для ознакомления с лечебными возможностями Мацесты в Сочи, грязей Сакского озера в Крыму, тамбуканских грязей в КавМинВодах и т.д.;

  • Расщирение перечня налоговых льгот для граждан и предприятий при условии оплаты ими санаторно-курортного лечения (идет лишь смещение места уплаты налога с территории проживания гражданина/места деятельности предприятия на территорию, где расположена здравница – при этом возможно серьезно увеличить сбор налогов за счет расширения круга пользователей услугами санаториев);

  • Активная пропаганда и развитие здравниц и санаториев непосредственно в регионах России за счет предоставления налоговых льгот со стороны региональных властей (небольшие уступки на начальном этапе позволяют привлечь в экономику региона серьезные суммы и далее обеспечить постоянный круглогодичный поток клиентов и рост налоговых платежей со стороны новых здравниц);


Также считаю крайне целесообразным введение урока в старших классах средней школы по теме «Курорты России и их лечебные возможности»!

Разумеется, это далеко не все, что стоило бы сделать, это, скорее, первоначальные наброски и без детализации, но сейчас важно задать некий вектор, направление мыслей, целей и задач...

Дмитрий Богданов
Tags: Дмитрий Богданов, здоровье, маркетинг, работа руководителя, роль государства, туризм
Subscribe
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments