Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Российские здравницы в борьбе за выживание

Недавно, в рамках «Российской недели здравоохранения» ряд специалистов принял участие в сессии «Санаторно-курортное лечение в России: реалии и перспективы». О чем же говорили на сессии?! Разумеется - о деньгах, о желаемом процветании и о том, что мешает этому делу... По итогам мероприятия инернет-портал www.medvestnik.ru подготовил достаточно симпатичный обзорный материал, с которым я и хочу вас познакомить!

Российские курорты мечтают о процветании. Однако, по данным экспертов, из почти двух тысяч учреждений, которые значатся сейчас в списке санаторно-оздоровительных, лишь 10% имеют отремонтированный номерной фонд, хорошее оборудование и профессиональное управление. У всех прочих на это просто не хватает средств. Отсюда непопулярность российских здравниц у людей, которые за последствие два десятилетия привыкли к качественному отдыху за границей. Если в советские времена в отечественных санаториях ежегодно отдыхали почти 60 миллионов граждан, сейчас поток сократился до 6 миллионов.



Спящее информбюро

Одна из причин такой ситуации – недостаточное информирование о возможностях курортного лечения. «Нужна инвентаризация курортного фонда, нужна информация о санаторно-курортном лечении для руководителей туристических компаний, ориентированная на людей в возрасте от 35 лет. Они порой вообще не знают о тех возможностях, которые имеются», - говорит независимый эксперт в области оздоровительного туризма Надежда Маньшина.

Налицо непрозрачность информации о структуре отрасли. Так, например, никто точно не знает, сколько в России курортов федерального значения. Определенно нужно большее информирование врачей – вебинары, совместные информационные проекты с профессиональными ассоциациями. Ведь именно они должны выступать первоисточником при информировании граждан. Сейчас же чаще всего процесс работает в обратном направлении: сначала человек ищет, где бы ему подлечиться, и только купив путевку, перед самой поездкой обращается за советом к врачу.

«Все ищут информацию в сети, очень высокая степень доверия к различным интернет-форумам, популярным медицинским обзорам. И только в самом конце поиска, когда человек стал экспертом по своей болезни, только тогда он начинает поиск врача. Однако все знают, что выбор курорта должен осуществляться по рекомендации специалиста. В итоге люди приезжают без санаторно-курортной карты, их обследуют уже на месте и выясняется, что им этот курорт не очень показан. А потом они говорят, что санаторно-курортное лечение им не помогает», - сетует Надежда Маньшина.

СПРАВКА! В России 1875 санаторно-курортных организаций. Из них государственные и муниципальные - 33%, частные и негосударственные, иные медицинские организации – 67%

Сами санатории тоже плохо рекламируют свои услуги. Поэтому, несмотря на то, что потребность в санаторно-курортном лечении из года в год растет, сама отрасль по объему продаж путевок стагнирует. Небольшой рост есть только в денежном выражении. «Причина падения интереса: люди перестали верить, что в санаториях действительно лечат. Санатории невнятно говорят о самом главном направлении своей деятельности – медицине. К тому же они стараются заявлять как можно более широкий профиль, исчезла специализация. При этом рыночная ситуация для санаториев максимально благоприятна: происходит старение населения, больше половины российских граждан старше 40 лет, растет заболеваемость», - говорит директор единственного в России маркетингового агентства «Виват здоровье», специализирующегося на изучении санаторно-курортного комплекса, Марина Шевчук.

Нездоровые финансы

Некоторый приток дополнительных денег могло бы дать расширение программ ДМС. Сейчас добровольное медстрахование на санатории практически не распространяется. Нужны современные профессиональные стратегии продвижения, в том числе в социальных сетях,

программа по стимулированию «сарафанного» радио и повторных визитов, интересные информативные сайты с широким кругом информации медицинского профиля. «Большинству санаториев, практически 99%, надо переделывать сайты. Либо они слишком навороченные технически, либо совсем убогие, настолько, что становится досадно. Просто замена сайта иногда приводит к росту числа продажа путевок на 20-25%», - отмечает Марина Шевчук.

Почти 46% площадей государственных санаториев сейчас не используется

Отсутствие всего вышеперечисленного и ведет к низкой эффективности деятельности учреждений санаторно-курортного комплекса. Как было заявлено на заседании президиума Госсовета 26 августа 2016 года, посвященном повышению инвестиционной привлекательности российских курортов, почти 46% площадей государственных санаториев сейчас не используется. По данным, которые приводит руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма московского офиса компании Cushman&Wakefield по России и СНГ Марина Смирнова, рентабельность отрасли отрицательная. В 2015 году убытки составили 22 млрд рублей. «Мы работаем с оценкой некоторых санаториев и видим их операционную деятельность. Конечно, не все они убыточны, есть и достаточно неплохие объекты, но средняя маржа, рентабельность и операционная прибыль до уплаты налогов хорошо если доходит до 26-30%. Были собственники, которые говорили, что у них рентабельность 40%, но сама я эту отчетность не видела», - сообщила она.

Желанный гость

Низкая маржинальность - причина того, что учреждения просто не могут обновлять парк оборудования, номерной фонд, много тратить на сервисную составляющую. Как следствие, невозможность полноценной конкуренции с иностранными здравницами той же Турции и Болгарии. Дополнительный приток инвестиций могли бы обеспечить частные инвесторы. Но они пока не слишком оптимистично оценивают свои перспективы присутствия на данном рынке.

«Даже на рынке коммерческой и жилой недвижимости не хватает доступных средств для развития. А когда бизнес связан с операционной деятельностью, при высокой стоимости инвестиций сроки окупаемости проекта выходят за 8 лет. И тут есть только два выхода: либо организации должны сделать свои услуги дорогими, но тогда будет немного желающих ими воспользоваться, либо должны отказаться от развития в данной области», - отмечает сопредседатель Экспертного совета по инновациям Российской гильдии управляющих и девелоперов, коммерческий директор ООО «Фонд Юг» Ольга Гусева.

Отрасль закрыта для инвесторов, информация о деятельности санаториев в официальных источниках крайне скудная и неоднородная
По ее словам, необходимо создание платформы для доступных инвестиций. Сейчас такие программы есть у ВЭБа для малого и среднего бизнеса, но здравницы туда не попадают, так как объем финансирования высокий. Нужны налоговые льготы для инвесторов, которые приходят в этот сегмент. Их могло бы обеспечить государство. Нужны рейтинги российских здравниц, которые являются показателем надежности положения санаторно-курортной организации на рынке и служат для инвесторов дополнительным гарантом надежности их вложений. Сейчас открытые информационные базы с достоверной информацией статистического характера, позволяющие инвесторам знакомиться с состоянием отрасли и ее инвестиционной привлекательностью, отсутствуют.

«Отрасль требует изменения парадигмы инвестирования. Собственных источников для инвестиций или не хватает или они отсутствуют, бюджетных средств недостаточно, а о привлечении кредитов из-за высоких ставок и низкой рентабельности самой деятельности думать не приходится. Нужен приток частных инвестиций, но мы понимаем, что отрасль достаточно закрыта для инвесторов, чему способствует скудная и крайне неоднородная информация о деятельности санаториев в официальных источниках», - говорит председатель Ассоциации оздоровительного туризма России Елена Трубникова. 

ГЧП в помощь

Не пользуются пока популярностью у девелоперских компаний и проекты на основе ГЧП. Затраты на их реализацию, по оценкам инвесторов высоки, а условия, которые предлагает государство, не самые привлекательные. Дополнительная проблема связана со сложностью проектирования и в особенности реконструкции объектов здравоохранения. В ряде регионов есть сложности с наличием коммуникаций: водоотведением, электричеством, газом.

В 2015 году регионам было дано поручение провести инвентаризацию всей санаторно-курортной службы. На заседании правительства в сентябре 2016 года, посвященном  развитию санаторно-курортной отрасли, было заявлено о возможных госинвестициях в размере 37 млрд рублей. Эксперты, однако, оценивают, заявленные суммы критически. «С 2003 по 2013 год превышение расходов над доходами всей санаторно-курортной отрасли составляло примерно 20%. То есть отрасль была недофинансирована и терпела убытки, что и привело к износу инфраструктуры в отдельных регионах до 80-90%. На этом фоне инвестиции в размере 37 млрд это всего 27% годовой выручки санаториев за 2016 год, и вряд ли они кардинально что-то изменят. Только если в отрасль придет частный капитал, мы сможем увидеть масштабные изменения», - уверена Елена Трубникова.

По экспертным оценкам, инвестиционный эффект в виде транспорта, строительства, новых рабочих мест, рост экономики от развития санаторно-курортного комплекса может доходить до 5-7 рублей на каждый вложенный рубль. Но для того, чтобы вызвать к себе интерес, сами санатории тоже должны стать другими. Как говорит заместитель гендиректора по лечебной работе санатория «Ревиталь Парк» Сергей Берштейн, в противовес классическим санаториям сегодня на рынке востребованы новые бизнес-модели: «санаторий плюс SPA», «санаторий плюс Wellness-club». Это могло бы вызвать к ним интерес у более молодых возрастных групп, самом платежеспособном, самом активном с точки зрения поездок сегменте населения. Но именно там интерес к представляемому сегодня российским санаторно-курортным комплексом сегменту услуг крайне низок.
Tags: здоровье, лечение в санатории, маркетинг, непрофессионализм, работа руководителя, роль государства, туризм, управление
Subscribe
promo zm_sochi май 14, 2014 13:12 33
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments