Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Category:

Что мы знаем о Симоне Кананите?

Хочу сегодня продолжить разговор по истории Черноморского побережья Кавказа, о которой так мало знают не только многочисленные гости курорта Сочи, но даже и местные жители - а если кто и знает чуть больше, то тоже все как-то отрывками... Не так давно я уже публиковал ряд постов на исторические темы: "ТЕВФИК ЭСЕНЧ. Последний из ушедших" - про последнего из рода убыхов, кто еще говорил на их языке; "Флавий Арриан о племенах восточного Причерноморья" - записки римского историка о посещении Абхазии и Восточного Причерноморья; "О связи Трои, ахейцев и города Сочи..." - это о древних племенах и исторических параллелях; "Древние крепости Сочи: Ачипсе в Красной Поляне" - о еще сохранившихся на территории города развалинах крепостей генуэзского периода ХI-ХII в.

Но - продолжим!

Абхазия и места, где сейчас расположен главный курорт России практически с христовых времен тесно связаны с христианской верой. Здесь бывали и проповедовали сразу два апостола - это Андрей Первозванный и Симон Кананит. Последний здесь и принял мученическую смерть. О Симоне и наш сегодняшний рассказ...


Что мы знаем о Симоне Кананите?

Первое свое чудо Иисус Христос сотворил на свадьбе своего сводного брата Симеона в Кане Галилейской. Симеон был так беден, что уже к середине праздника на столах закончилось вино. Распорядитель стал спрашивать у жениха, как ему поступить. Иисус, услышав это, сказал: «Наливайте в кувшины простую воду и начинайте раздавать гостям».


(Апостол Симон Кананит с орудием своего мученичества (Караваджо, 1600-е годы)

Каково же было удивление виночерпиев, когда в чаши гостей полилось благоуханное, терпкое вино!

Симеон же, уверовав в ценности христианские, оставив свою невесту за свадебным столом, поклялся следовать повсюду за Иисусом и проповедовать веру Христову. С тех пор он стал ревностным приверженцем христианства, более известным как Симон Кананит, или Зилот (Ревнитель). Это имя отличает его от апостола Симона Петра. Вместе с апостолом Иисуса Христа Андреем Первозванным (по одной из версий, скрываясь от римских легионеров) он отправился на Кавказ, избрав это место для проповедей. Андрей Первозванный не задержался в наших краях и отправился дальше, в Скифию, прародину России. А Симон Кананит поселился в уединенном местечке Псырцха, в пещере на берегу одноименной реки. Предание говорит, что попадал он в свою пещеру-келью через узкое отверстие в своде. Было это в 55 году нашей эры. Предания гласят, что благодаря проповедям Симона Кананита, в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство. В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило.

Жил он в посте и молитвах, оберегал семьи, прославлял Иисуса Христа многими чудесными знамениями. Симон Кананит первым начал крещение местных жителей — предков современных абхазов. Но христианство только устанавливалось в этой части Понта Эвксинского, и в годы правления грузинского царя Адеркия на берегу реки римские язычники схватили Симона Кананита и отрубили апостолу голову (в этом месте до сих пор выступают на камнях пятна его крови). Тело апостола было найдено христианами и захоронено на берегу быстрой Псырцхи.

В некоторых изданиях («Жития всех Святых», Иоанн Бухарев, Москва, 1900 г.) сказано, что Симеон был распят на кресте в Британии, где как будто бы и был погребен, но Русская Православная церковь считает это мнение ложным. Четыре века спустя на его мощах был выстроен храм, разрушенный потом мусульманами-завоевателями. Позже, в X веке, храм был восстановлен на старом фундаменте, украшен внутри уникальной фресковой росписью. В дни гонений на христиан и установления Советской власти в Абхазии стены были забелены.

На сегодняшний день удалось «отмыть» лишь малую часть погибших фресок. В 1830-х годах монахи-отшельники снизу прорубили второй вход в келью Симона Кананита, выложили каменную лестницу из известковых плит. Они же на стенах пещеры выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и Симона Кананита, а на каждый церковный праздник здесь читаются молебны.


Храм Святого великомученика Симона Кананита является действующим, стоит на территории современного Нового Афона. Симону идут поклониться и испросить счастья в супружестве, любви и благополучия. По старой христианской традиции, которую свято чтят в этих местах, двери Симоно-Кананитского храма закрывают для посторонних во время свершения церковных таинств — венчания, крещения, исповеди… Православная церковь празднует день памяти одного из 12 апостолов Христа — Святого апостола Симона Кананита дважды в году: 10 (23) мая и 30 июня (13 июля). Сам же Новый Афон находится под покровительством Богородицы. Здесь ей даже посвящена церковь Покрова Божией Матери.

Анна Мартынова
Tags: Абхазия, Сочи, история, просвещение, стоит прочитать
Subscribe
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 33
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments