Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Categories:

Удивительные судьбы удивительных людей...

На этой неделе из жизни ушел потрясающий человек. Бросивший все в свое время ради серфинга и антропологии, а потом ставший первым в мире человеком, кому удалось воссоздать древнее полинезийское каноэ и без навигационных приборов проплыть на нем сотни километров по Тихому океану... Бен Финни. Мировая легенда.

«Подняв паруса, вы больше не принадлежите земле. Теперь ваша земля – море».
Каупена Вонг, кахуна - верховный жрец острова Мауи.



А колдуны против!

Всем хотелось славы. Каждому! Чтобы именно к нему пришли, поклонились и попросили, и тогда, может быть, он, кахуна из кахун, смилостивится, наречет ваа каулуа именем и отправит в дальнее плавание по пути предков. Но каноэ было одно, а их было слишком много на Гавайях – местных жрецов, и славы на всех не хватило.

Задним умом, которым все сильны, организаторы экспедиции поняли, что надо было действовать тоньше, деликатнее, хотя они и так постарались сгладить все углы. Но кто же знал, что ревнители древней веры так мелочны и тщеславны, что каждый мнит себя величайшим из великих.

- Что же, мы у каждого должны были благословения спрашивать? – в сердцах воскликнул Бен Финни.

Его товарищ Херб Каваинуи Кане осуждающе покачал головой. Эти американцы такие экспансивны. Даже если они профессора Гавайского университета…

- Неделя, другая – и страсти улягутся, - заверил он. – По большому счету упрекнуть нас не в чем.

Конечно, Кане был прав, и Финни это понимал. Но было обидно. Столько преград, столько сил и средств потрачено, а сейчас рабочие без конца толкуют о проклятии, которое коснется каждого, кто занимается достройкой каноэ, и тем более всякого, кто рискнет выйти на нем в море. Некоторые гавайцы уже покинули лагерь, а оставшиеся нацепили повязки из листьев, якобы защищающие человека от сил зла. Они и катамаран украсили гирляндами и венками. Слов нет, выглядит эффектно, если не знать подоплеки.

- Колдуны считают, что на борту ваа каулуа нет места белому человеку, - буркнул Финни. – Мы для них угнетатели, колонизаторы. Так?

- Не для всех, - усмехнулся Кане. - Я ведь гаваец, не забыл? И хоть я не кахуна, но мое слово кое-что значит.

Это тоже была правда. Во многом благодаря энергии Кане, моряка, художника и антрополога, они были здесь, в бухте Куалоа на острове Оаху, а перед ними была она – «Хокулеа».
Впрочем, сейчас уже трудно было сказать, кто первым высказал эту, казавшуюся безумной идею: построить двухкорпусное каноэ – по образцу древних гавайских ваа каулуа. Но, раз появившись, идея не растворилась в словопрениях, как нередко бывает в научной среде. Это ради нее Кане, Бен Финни, другие энтузиасты создали Полинезийское общество путешествий, приступившее сначала к поиску спонсоров, а потом занявшееся непосредственным воплощением идеи в жизнь.

По образцу… Если бы у них был этот образец!

Увы, во всей Полинезии не сохранилось ни одного древнего двойного каноэ. Все, что имелось, это рисунки, сделанные первыми европейцами, посетившими Гавайи вслед за открывшим архипелаг в 1778 году Джеймсом Куком. Плюс наскальное изображение, не так давно найденное на острове Мауи. Плюс легенды, хотя в них описания ваа каулуа сильно разнились.



Тем не менее, изыскания ученых позволили вывести «среднее арифметическое», а следом создать и чертежи каноэ. Предполагалось строить его с соблюдением всех обрядов. В частности, ритуал требовал прежде засеять большое поле, чтобы было чем кормить строителей, и лишь после этого отправляться в лес на поиски подходящего дерева. Шли не с пустыми руками – духов леса надлежало задобрить красными перьями, тканями и циновками. Богатые дары оставлялись в чаще, откуда предстояло волоком тянуть к побережью исполинские стволы.

- Проклятые лесорубы! – возмущался Кане. – На наших островах не осталось ни одного стоящего дерева. Все какие-то недомерки.

Конечно, гаваец сгущал краски, однако на всем архипелаге действительно не нашлось деревьев, пригодных для изготовления двух 60-футовых корпусов. Чертежи пришлось срочно «модернизировать». Было решено строить ваа каулуа по современной технологии: со шпангоутами и продольным набором, с обшивкой из фибергласа и фанеры.

Еще ритуал требовал большое дело начинать с большого пира.

Рядом с лагерем был разведен огромный костер, на котором изжарили свинью. Но вся она строителям не досталась – лучшие куски были принесены в дар богу Тане, покровителю мореплавателей. Наутро мастера погрузили в море свои инструменты, чтобы они побыстрее «проснулись». Так поступали их предки, окуная в волны каменные топоры «лигоге». И приступили…

Получилось на загляденье. Длина ваа каулуа 70-х годов XX века составила 18 метров при ширине 4,5 метра. Расчетная грузоподъемность -11,3 тонны. Корпуса катамарана соединяла палуба-платформа с шалашом «хале», крытым листьями пандана. Две мачты, на которых будут подниматься большие треугольные паруса, дополняли «мускульные» движители – длинные весла «пагайе» с широкими лопастями. В разных местах каноэ были установлены фигурки богов – «тики». Резных божков было много. Возможно, на чей-то взгляд, даже чересчур, но Канне и Финни по здравому размышлению пришли к выводу, что море рыбой не испортишь.

Спуск на воду был назначен на 8 марта 1975 года. Верховный жрец Каупена Вонг обещал прибыть без опозданий.

Читать дальше!
Tags: преодоление себя, примеры из-за рубежа, просвещение, стоит прочитать
Subscribe
promo zm_sochi май 14, 2014 13:12 33
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments