Дмитрий Богданов (zm_sochi) wrote,
Дмитрий Богданов
zm_sochi

Category:

Турция потратит в этом году более 100 млн $ на дотации по привлечению туристов из России

О взаимодействии государства и туристического бизнеса, глобальной борьбе за туристические потоки, госпрограммах поддержки отрасли и возможностях стимулирования внутреннего туризма в эксклюзивном интервью рассказал член Совета Федерации, председатель экспертного совета по туризму при комитете СФ по социальной политике Игорь Фомин.



Вячеслав Сапожников / Hotelier.PRO: Игорь Вадимович, спасибо большое за ваш визит и политику открытости с профильными СМИ. Становится очевидно, что за последние пару лет в схеме работы государства с бизнесом многое поменялось. Почему сегодня туризм привлекает столько интереса со стороны власти? 

Игорь Фомин / Совет Федерации: Последние годы на всех уровнях власти происходит переосмысление роли туриндустрии: мы обсуждаем вклад туризма в валовый продукт, мировые тенденции в этом направлении. Приходит осознание того, что туризм – это не какая-то побочная сфера, а один из локомотивов экономического развития. В этой отрасли Россия может занять достойное место на мировой арене.

Путешествия сегодня – глобальный тренд. Например, в Китае больше 100 миллионов выездов в год – это много или мало? При том, что китайцев 1 миллиард 300 миллионов человек, это менее 10% населения, а в Российскую Федерацию из них въезжает лишь 1,5%. Перспектива этого рынка очевидна. В целом, я уверен: туризм – это то направление мировой экономики, которое в ближайшее десятилетие будет стабильно расти.

По расчетам мировых туристических организаций, пока во всем мире путешествует лишь каждый шестой человек. Причем, фиксируется лишь сам факт выезда, а поскольку один человек может ездить чаще одного раза в год, то эти данные, скорее всего, завышены. У мирового туризма огромный потенциал роста: за последние 10-20 лет в некоторых странах турпоток вырос в десятки раз.

У нашей страны есть все данные для реализации туристского потенциала: разнообразные климатические зоны, народы с уникальной культурой, природные и исторические достопримечательности – предложить мы можем очень многое. Но нельзя расслабляться: во всем мире идет конкуренция между туристическими направлениями.

Сейчас, по данным Всемирной туристской организации, наша экономика получает от иностранных туристов около 7-8 миллиардов долларов в год. Это абсолютно незначительные цифры.

Мы могли бы увеличить количество туристов и получить совсем другие показатели. По современным расчетам, туризм может приносить больше доходов, чем большинство отраслей экспорта. У нас в 2016 году очень сильно упал выездной поток, упали расходы наших туристов, но тем не менее, отрицательное сальдо составило 16 миллиардов долларов – то есть наши туристы вывозят денежных средств на 16 миллиардов больше, чем ввозят иностранные туристы, посещающие Россию. Вообще же, на пике отрицательное сальдо по туризму у нас составляло почти 50 миллиардов долларов – это колоссальные деньги, они сопоставимы с объемами некоторых наших отраслей. Здесь есть, над чем работать.

Вячеслав Сапожников / Hotelier.PRO: В каком состоянии находится туристический рынок России? Какие у него перспективы?

Игорь Фомин / Совет Федерации: В принципе, за счет геополитической ситуации и за счет того, что часть выездных потоков переориентировалось на российский рынок, внутренний туризм у нас в последние годы рос. Теперь нас ждет стабилизация и уменьшение темпов роста, потому что в этом году открылась Турция – серьезное конкурирующее направление. Это первое.

Второе – мы не должны забывать о том, что у нас порядка 70% граждан не путешествуют вообще.

Согласно опросу ВЦИОМ от 2017-го года, порядка 70% граждан сказали, что этим летом не будут путешествовать вообще. Этих людей спросили, что бы они сделали, если бы у них были деньги и право выбора – и абсолютное большинство предпочло в таком случае нашу страну, побережья Крыма, Сочи и другие российские города.

Мы считали: порядка 30 миллионов человек готовы путешествовать по России, но им нужна какая-то поддержка государства. Мы же не просто так постоянно говорим про налоговый вычет. Давайте посмотрим, сколько уже дал возврат НДФЛ при приобретении жилья, при оказании медицинской помощи, в образовательной сфере, сколько он уже вовлек денег в экономику…

Вячеслав Сапожников / Hotelier.PRO: Предлагаются ли какие-то иные меры по увеличению внутреннего рынка?

Игорь Фомин / Совет Федерации: Наш Комитет по социальной политике уже несколько раз поднимал вопрос субсидирования групповых туристических авиаперевозок по стране, но пока мы не получили поддержки за стенами Совета Федерации: далеко не всем очевидна экономическая выгода от подобных мер. А мы смотрим на опыт, к примеру, Турции –

С 1 января Турция начала программу субсидирования туроператоров под авиаперелеты. В среднем на каждого туриста они тратят по 70 долларов – на полет туда и обратно. В этом году они заложили на субсидирование 100 миллионов долларов – и это только на российских туристов! Предположим, они потратили все эти 100 миллионов, а общий оборот их отрасли составил дополнительно 700-800 миллионов – то есть эти деньги от нас ушли. А мы в это время продолжаем обсуждать, как добиться окупаемости гостиниц и санаториев. Повторюсь – это глобальная конкурентная игра.

Рынок в последнее время развивался очень позитивно, но уже сейчас надо срочно принимать какие-то меры. Следующий год будет явно еще более напряженный – и тут необходимо вводить новые меры стимулирования и поддержки, а не сидеть, сложа руки.

Вячеслав Сапожников / Hotelier.PRO: Текущих мер господдержки, очевидно, недостаточно? Что они собой представляют, агрегируются ли в каком-то одном месте?

Игорь Фомин / Совет Федерации: Да, к сожалению, недостаточно. Итоги единственной программы господдержки отрасли будут подводиться уже в следующем году. ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)" уже несколько раз секвестрировалась. Первоначально доля федерального софинансирования в ней достигала почти 100 миллиардов рублей. На сегодняшний день она составляет уже около 26 миллиардов, то есть она упала почти 4 раза. Где-то инвесторы отказались, потому что они шли на одни условия, а потом им предложили другие – с этой программой не все так просто. Я надеюсь, что все, что было заявлено по этой программе, будет выполнено.

Единого агрегатора информации по туризму, к сожалению, нет. Вот, у нас есть программа "6,5", которую администрирует Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Туристические объекты, которые участвуют в этой программе, могут получать кредит где-то под 9%. Если мы с вами сейчас зададимся вопросом о том, каков объем этой поддержки, кому она была оказана, то получить эту информацию будет очень тяжело. Где-то строительство средств размещения поддерживают региональные фонды, кому-то удалось пройти по этой программе, но если бы мы с вами захотели бы понять ситуацию в целом, то у нас были бы проблемы.

Мер поддержки внутреннего туризма достаточно много, уже есть опыт, откуда что брать, но я согласен с тем, что все это надо просмотреть, проанализировать и разработать единый комплексный федеральный подход. Зачем каждому региону придумывать свои меры?

Вячеслав Сапожников / Hotelier.PRO: Отрасль сейчас обсуждает новую ФЦП развития туризма. Уже известно, что в нее включат?

Игорь Фомин / Совет Федерации: Да, есть решение о том, что вместо сегодняшней программы развития внутреннего и въездного туризма будет приниматься новая долгосрочная программа. Я специально избегаю названия, потому что я считаю, что государственная поддержка туризма – это не только одна программа, нужно, повторюсь, создать целый комплекс, чтобы все это работало вместе: налоговый режим, организационные мероприятия. В рамках того, что сейчас обсуждается по новой целевой программе, есть несколько важных пунктов, которые я готов озвучить.

Первое – это приблизить поддержку туристической отрасли к поддержке сельского хозяйства, потому что там много отработанных инструментов – это и прямые субсидии для решения каких-то вопросов, это и субсидии на покупку специальной техники. В нашем случае мы бы хотели, например, целевые субсидии при покупке новых туристических автобусов и субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам для туротрасли – до 5-6%.

Вячеслав Сапожников / Hotelier.PRO: А что Вы думаете о предложении создать "министерство туризма"? Или достаточно существующих механизмов для оптимизации туристической сферы? 

Игорь Фомин / Совет Федерации: Это вообще разные вопросы. Организационную структуру определяет правительство Российской Федерации. Могу сказать как член Совета Федерации, что к нам это никакого отношения не имеет. У нас всего 10 комитетов, но это не значит, что мы не можем эффективно организовывать нашу работу. Этот вопрос явно находится в ведении исполнительной власти.

Мы же с вами знаем, что туризм – это очень сложная сфера, которая затрагивает интересы многих отраслей, поэтому невозможно создать какой-то один орган, ответственный за туризм. Я всегда привожу очень удачный пример Алтайского края. Там губернатор выстроил механизм работы комиссии по развитию туризма. Он контролирует процесс ее работы лично, потому что здесь затронуты интересы и региональных, и федеральных органов власти, работающих в Алтайском крае.

Вячеслав Сапожников / Hotelier.PRO: Какова политика общения и построения отношений власти и бизнеса в туристической сфере? Какова механика этих отношений, основные площадки?

Игорь Фомин / Совет Федерации: Площадки для общения сейчас есть у всех, кто занимается регулированием туристической деятельности. Например, в Совете Федерации основная площадка – это Экспертный совет по туризму. Туда входят представители всех крупнейших общественных объединений в сфере туризма. Конечно, не получится пригласить всех экспертов – это сотни человек, здесь есть определенный костяк: мы понимаем, что это РСТ, Торгово-промышленная палата, это организации, объединяющие малый бизнес, Национальная курортная ассоциация и т.д. Конечно, в зависимости от конкретной темы мы приглашаем дополнительных экспертов.

Что же касается наших коллег в Правительстве, то у них есть Координационный совет по туризму, который возглавляет вице-премьер В.Л. Мутко, различные форматы для работы на региональном уровне, которые курирует заместитель министра культуры А.Ю. Манилова, есть общественный совет в Ростуризме. Словом, рынок строится. Не могу сказать, что существует какой-то дефицит площадок для общения. Более того, не в каждой отрасли они есть в таком количестве. Поэтому, уверен, в обозримом будущем в туристическом сегменте, в индустрии гостеприимства однозначно произойдут существенные позитивные перемены.

Источник!
Tags: Турция, маркетинг, роль государства, тенденции, туризм, экономика
Subscribe
promo zm_sochi may 14, 2014 13:12 34
Buy for 200 tokens
По мере сил стараюсь информировать друзей, знакомых, партнеров и просто наших сограждан о том, зачем вообще курорт Сочи нужен стране и в чем отличие между отдыхом в Турции (кстати, одной из моих любимых стран в плане отдыха) и поездкой в санаторий или пансионат с лечением в Сочи... :) Сочи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments